Слова, отвечающие на вопросы "кто? что?". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: знакомство со словами, отвечающими на вопросы кто?, что?

  • Обучающие задачи: дать понятие словам, отвечающим на вопросы кто? что?; развивать навык правильного подбора слов, отвечающих на вопросы кто? что?; активизировать и расширять словарный запас обучающихся.
  • Развивающие задачи: способствовать развитию познавательного интереса у обучающихся, логических общеучебных умений и навыков, мыслительных операций, различных видов памяти; развивать наблюдательность и умение делать выводы по результатам наблюдений.
  • Воспитательные задачи: продолжить воспитание положительных личностных качеств (доброжелательности, трудолюбия, ответственного отношения к учебному труду) и речевой культуры обучающихся, формировать навыки саморегуляции поведения, умения работать в коллективе, развивать коммуникативные навыки.

Методическая цель урока: показ приемов организации урока с использованием деятельностного метода, приемов, способствующих здоровьесбережению младших школьников.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Оборудование: карточки для индивидуальной дифференцированной работы, транскрипции слова.

Ход урока

  Деятельность учителя Деятельность ученика
I. Организационный этап. 1 мин.
  Цель: создание положительный психологический настрой на совместную деятельность. Цель: настрой на урок.
II. Целеполагающий этап. 7 мин.
  Цель: побуждение обучающихся к самостоятельному определению темы и целей через использование подводящего диалога, проблемных вопросов. Цель: определение темы урока и постановка целей урока.
У обучающихся на партах карточки. – Прежде чем начать нашу работу, я предлагаю определить тему нашего урока. Чтобы определить тему урока, мы должны успешно выполнить задание. В каждой строчке найдите лишнее. Объясните свой выбор. Поработайте в паре.
Туча, коньки, деньки.
Ирина, гроза, Светлана.
Воробей, указка, сказка.
Дети работают в паре, находят лишнее слово, обосновывают ответ.
  – Кто выполнит задание, тихонько встанет.
Физкультминутка для глаз.
(по офтальмотренажеру, гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко)
 
Учитель на доске записывает туча,
Гроза,
Воробей.
– Давайте проверим.

– Кто не допустил ошибки, поставьте на полях в тетрадях – значок.
– Задайте вопросы к данным словам, они подскажут тему нашего урока.

– Кто знает, к какой части речи относятся слова, отвечающие на вопрос кто?, что?
– Как вы думаете, какая тема нашего урока?
– В первой строчке лишнее слово туча – нет мягкого знака. Во второй строчке – гроза – это не имя. В третьей строчке – воробей – это словарное слово.

– Что? – туча, что? – гроза, кто? – воробей.
Дети высказывают своё мнение.
– Слова, которые отвечают на вопросы кто?, что?




– Молодцы! Тема сегодняшнего урока «Слова, отвечающие на вопросы кто?, что?»
– Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте задачи, опираясь на опорные слова.
1. Узнать, как называются …
2. Уметь правильно…

– На уроке мы познакомимся, как называется часть речи, которая отвечает на вопросы кто?, что?, будем с вами развивать умение ставить вопросы кто? что? к словам. Конечно, все эти задачи мы успешно сможем выполнить, если вы будете трудолюбивы, активны, внимательны и дружелюбны друг к другу.


– Узнать, как называются слова, отвечающие на вопросы кто?, что?; уметь правильно ставить вопросы кто?, что? к словам.
III. Операционно-исполнительный этап. 27 мин.
  Цель: создание ситуации, позволяющей обучающим достичь поставленных целей урока через вовлечение детей в активные формы работы. Цель: знакомство со словами, отвечающими на вопросы кто?, что?
  1. Минутка чистописания.
Но прежде выполним минутку чистописания. Буквы, которые мы будем писать сегодня на уроке, вы определите сами. Для этого выполните задания.
– Незнайка составил тематическую группу слов. Понаблюдайте за словами. Скажите, какое задание вам предлагают выполнить?
На доске:
Карт.фель, .апуста, .гурец, .орковь, .дежда, .ук.



– Вставить пропущенные буквы.
Учитель открывает буквы. – Вставьте пропущенные буквы.
– Какое слово в данной группе можно назвать лишним? Обоснуйте ответ.
– Запишите сейчас в тетради буквы, которые вы вставили в данные слова. При написании соблюдайте наклон, высоту и ширину букв.
– Сверьте с доской.
– На какие группы можно разделить данные буквы?
– Как отличить гласный от согласного?
– А согласные, на какие группы можно разделить?
– Понаблюдайте над буквами, какое слово можно из них составить?
Дети вставляют.
Одежда – лишнее слово, остальные – овощи.
Дети пишут в тетрадях: О К О М О Л

Гласные и согласные.
– При произношении гласного звука во рту нет преграды.
– Звонкие и глухи, парные и непарные.
– Получилось слово «молоко».
  2. Словарно-орфографическая работа.
Что такое молоко?
– Кроме коровы, какие животные могут давать молоко?
– Зачем людям нужно молоко?
– Обобщите, что же такое молоко?

– Запишите слово, поставьте ударение.
– Какая орфограмма «спряталась» в слове?
– Как мы поступаем со словарными словами?
– А где можно проверить написание слов, с непроверяемым написанием?

– Жидкость, которую получают от коровы.
– Козы, верблюды.
– Употреблять в пищу.
– Молоко – жидкость, которую дают коровы, козы верблюды, для употребления в пищу.
Дети записывают слово в тетрадь, ставят ударение.
– Безударная гласная в корне.
– Мы их запоминаем.
_ Проверить написание словарных слов мы можем по «Орфографическому словарю».
Учитель пишет однокоренные слова на доске. – А сейчас давайте подберём и запишем однокоренные слова к слову молоко.
– О чем нужно помнить? Как пишется безударная гласная в однокоренных словах?


– Докажите, что слова однокоренные.
– Выделите корень в словах.
– Как пишется слово молоко мы узнали. А как оно произносится? Я предлагаю выполнить транскрипцию этого слова в паре.
– Кто выполнит транскрипцию тихонько встанет.
– Безударная гласная в однокоренных словах пишется одинаково.
Дети говорят и записывают однокоренные слова в тетрадь, а учитель записывает на доске: молочный, молочко.
В этих словах одинаковый корень и общий смысл.
Дети выделяют корень.

Дети в паре выполняют транскрипцию слова.
В классе развешены транскрипции слов. – Рассмотрите глазками транскрипцию слов, находящиеся в нашем классе. Укажите на тот вариант транскрипции, с которым вы согласны.
– Проверка. (*). Объяснение.
Игра «Флюгер». Дети указывают на соответствующую транскрипцию.
  3. «Открытие» детьми нового знания.
А сейчас поработаем в группах.
Каждая группа напишет по два слова, которые так или иначе связаны со словом молоко.
– Какие слова подобрали?
– Что обозначают эти слова?
– Задайте к каждому слову, обозначающему предмет, вопросы?

– На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы?
– Понаблюдайте, в каких случаях мы задали к словам, обозначающим предметы, вопрос кто?
– Верно. Во всех остальных случаях к словам, обозначающим предметы, мы должны задать вопрос что?
– Молодцы! Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что? – это имена существительные. С помощью существительных люди дают названия предметам, которые существуют вокруг них. Поэтому эта часть речи и получила такое название.

Дети работают в группах.

– Доярка, пастух, сено, сливки, масло, корова.
– Слова обозначают предметы.
– Кто? доярка, кто? пастух, что? сено, что? сливки, что? масло, кто? корова.
– Кто? что?

– Когда они называют людей и животных.
  – Приведите пример имен существительных и задайте к ним вопросы.

– К каким же именам существительным будем ставить вопрос кто?, а к каким- что?

– Что же такое имя существительное?
Дети приводят примеры имен существительных с вопросами.
– Имена существительные, которые называют людей и животных- кто?, а к остальным – что?
– Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что?
  4. Деловая игра.
Правило, мы с вами вывели. А нужно не только знать правила, а уметь использовать его на практике. Я предлагаю вам поиграть. Попробуем один день поработать в редакции газеты. Как в любой редакции, так и у нас будет несколько рабочих отделов: отдел писем, отдел сортировки, отдел корректировки. Чтобы работа была результативна, надо работать дружно, уметь слушать других и принимать решение вместе.
 
  – У кого на партах желтые фишки – вы будете работать в отделе писем. Ваша задача выбрать среди данных слов имена существительные.
Красный, отец, дерево, работает, к, учил, холодная, чашка, летит, пила.
Проверка. (*)
Дети работают в группе.
  – У кого красные фишки, вы будете работать в отделе корректировки. Вам нужно исправить ошибки, подобрав проверочные слова так, чтобы они оказались именами существительными.
Закречал -…, померились – …, палевой -…, плисал -…, спартивный -…, стипной -….
Проверка. (*)
Дети работают в группе.
  – У кого зеленые фишки, вы будете работать в отделе сортировки. Вам нужно рассортировать слова на 2 группы, объяснить свой выбор и добавить по 1 своему слову.
Избушка, журавль, солнце, медведь, ягода, сорока, небо, тетрадь, бабушка, воздух, жаворонок.
Дети работают в группе.
  Проверка. По какому признаку разбили данные слова?
– Какие слова добавили в каждую группу?

– Как называются слова каждой группы?
– Вот на следующем уроке мы с вами и узнаем, как в русском языке называются слова, которые отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос – что?
– Кто? Что?

Дети называют примеры слов для каждой группы.
Проблема!
  5. Закрепление.
Чтобы работать в редакции газеты надо быть грамотными людьми. Давайте запишем несколько предложений, где встречаются слова на данное правило, аккуратно и правильно.
– Запишите под диктовку.
Цветет черемуха и сирень. На огороде посадили горох, морковь, картофель, лук и капусту.
Прочитайте предложения. Подчеркните имена существительные.
– Какие слова вам встретились на данную тему?
– Взаимопроверка.
– Что вы записали текст или отдельно взятые предложения? Докажите.




Дети пишут под диктовку.

Дети называют слова.

– Мы записали отдельно взятые предложения. Они не связаны по смыслу.
IV. Рефлексно-оценочный этап. 10 мин.
  Цель: создание ситуации для объективного самоанализа и самооценки. Цель: осознание уровня полученных знаний.
  1. – Какая тема нашего урока?
– Как же называются слова, отвечающие на вопросы кто?, что?
– Что же такое имя существительное?
– Какие задания вам понравились?
– Какие задания были трудными?
2. Работа с тестом.
Наш урок подходит к концу и мне хочется проверить какими внимательными и старательными вы были на уроке. Я предлагаю вам поработать с тестом и ответить на предложенные там вопросы.
– Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?
– Имена существительные.
– Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
  Тест.
1. Имя существительное – …
1) часть слова
2) часть речи.
2. Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы:
1) Какой? Какая? Какое?
2) Кто? Что?
3. Имя существительное – часть речи, которая обозначает:
1) предмет
2) признак предмета.
– Проверка.
– Кто не допустил ошибку, поставьте значок в тетради.
– Посмотрите свою работу. Если она оформлена красиво и аккуратно, можете поставить себе еще один значок.
– Встаньте у кого шесть значков.
МОЛОДЦЫ!
– Пять. Умницы!
– Четыре. Хорошо.
– Три. Надо постараться.
Дети работают с тестами (у каждого на парте) и показывают выбранный ответ с помощью вееров цифр.
  Домашнее задание.
С. 112 правило.
Дифференцированное.
Желтые фишки – с.113 №288- списать. Подчеркнуть имена существительные.
Зеленые фишки – с.113 №288 – выписать имена существительные в два столбика.
Красные фишки – придумать и записать три предложения, в которых было бы много имен существительных
– Есть ли вопросы по домашнему заданию.