Цель урока: знакомство со словами, отвечающими на вопросы кто?, что?
- Обучающие задачи: дать понятие словам, отвечающим на вопросы кто? что?; развивать навык правильного подбора слов, отвечающих на вопросы кто? что?; активизировать и расширять словарный запас обучающихся.
- Развивающие задачи: способствовать развитию познавательного интереса у обучающихся, логических общеучебных умений и навыков, мыслительных операций, различных видов памяти; развивать наблюдательность и умение делать выводы по результатам наблюдений.
- Воспитательные задачи: продолжить воспитание положительных личностных качеств (доброжелательности, трудолюбия, ответственного отношения к учебному труду) и речевой культуры обучающихся, формировать навыки саморегуляции поведения, умения работать в коллективе, развивать коммуникативные навыки.
Методическая цель урока: показ приемов организации урока с использованием деятельностного метода, приемов, способствующих здоровьесбережению младших школьников.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Оборудование: карточки для индивидуальной дифференцированной работы, транскрипции слова.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
I. Организационный этап. 1 мин. | ||
Цель: создание положительный психологический настрой на совместную деятельность. | Цель: настрой на урок. | |
II. Целеполагающий этап. 7 мин. | ||
Цель: побуждение обучающихся к самостоятельному определению темы и целей через использование подводящего диалога, проблемных вопросов. | Цель: определение темы урока и постановка целей урока. | |
У обучающихся на партах карточки. | – Прежде чем начать нашу работу, я предлагаю определить тему нашего урока. Чтобы определить тему урока, мы должны успешно выполнить задание. В каждой строчке найдите лишнее. Объясните свой выбор. Поработайте в паре. Туча, коньки, деньки. Ирина, гроза, Светлана. Воробей, указка, сказка. |
Дети работают в паре, находят лишнее слово, обосновывают ответ. |
– Кто выполнит задание, тихонько встанет. Физкультминутка для глаз. (по офтальмотренажеру, гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко) |
||
Учитель на доске записывает туча, Гроза, Воробей. |
– Давайте проверим. – Кто не допустил ошибки, поставьте на полях в тетрадях – значок. – Задайте вопросы к данным словам, они подскажут тему нашего урока. – Кто знает, к какой части речи относятся слова, отвечающие на вопрос кто?, что? – Как вы думаете, какая тема нашего урока? |
– В первой строчке лишнее слово туча – нет мягкого знака. Во второй строчке – гроза – это не имя. В третьей строчке – воробей – это словарное слово. – Что? – туча, что? – гроза, кто? – воробей. Дети высказывают своё мнение. – Слова, которые отвечают на вопросы кто?, что? |
– Молодцы! Тема сегодняшнего урока «Слова, отвечающие на вопросы кто?, что?» – Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте задачи, опираясь на опорные слова. 1. Узнать, как называются … 2. Уметь правильно… – На уроке мы познакомимся, как называется часть речи, которая отвечает на вопросы кто?, что?, будем с вами развивать умение ставить вопросы кто? что? к словам. Конечно, все эти задачи мы успешно сможем выполнить, если вы будете трудолюбивы, активны, внимательны и дружелюбны друг к другу. |
– Узнать, как называются слова, отвечающие на вопросы кто?, что?; уметь правильно ставить вопросы кто?, что? к словам. |
|
III. Операционно-исполнительный этап. 27 мин. | ||
Цель: создание ситуации, позволяющей обучающим достичь поставленных целей урока через вовлечение детей в активные формы работы. | Цель: знакомство со словами, отвечающими на вопросы кто?, что? | |
1. Минутка чистописания. – Но прежде выполним минутку чистописания. Буквы, которые мы будем писать сегодня на уроке, вы определите сами. Для этого выполните задания. – Незнайка составил тематическую группу слов. Понаблюдайте за словами. Скажите, какое задание вам предлагают выполнить? На доске: Карт.фель, .апуста, .гурец, .орковь, .дежда, .ук. |
– Вставить пропущенные буквы. |
|
Учитель открывает буквы. | – Вставьте пропущенные буквы. – Какое слово в данной группе можно назвать лишним? Обоснуйте ответ. – Запишите сейчас в тетради буквы, которые вы вставили в данные слова. При написании соблюдайте наклон, высоту и ширину букв. – Сверьте с доской. – На какие группы можно разделить данные буквы? – Как отличить гласный от согласного? – А согласные, на какие группы можно разделить? – Понаблюдайте над буквами, какое слово можно из них составить? |
Дети вставляют. – Одежда – лишнее слово, остальные – овощи. Дети пишут в тетрадях: О К О М О Л – Гласные и согласные. – При произношении гласного звука во рту нет преграды. – Звонкие и глухи, парные и непарные. – Получилось слово «молоко». |
2. Словарно-орфографическая работа. – Что такое молоко? – Кроме коровы, какие животные могут давать молоко? – Зачем людям нужно молоко? – Обобщите, что же такое молоко? – Запишите слово, поставьте ударение. – Какая орфограмма «спряталась» в слове? – Как мы поступаем со словарными словами? – А где можно проверить написание слов, с непроверяемым написанием? |
– Жидкость, которую получают от коровы. – Козы, верблюды. – Употреблять в пищу. – Молоко – жидкость, которую дают коровы, козы верблюды, для употребления в пищу. Дети записывают слово в тетрадь, ставят ударение. – Безударная гласная в корне. – Мы их запоминаем. _ Проверить написание словарных слов мы можем по «Орфографическому словарю». |
|
Учитель пишет однокоренные слова на доске. | – А сейчас давайте подберём и запишем однокоренные слова к слову молоко. – О чем нужно помнить? Как пишется безударная гласная в однокоренных словах? – Докажите, что слова однокоренные. – Выделите корень в словах. – Как пишется слово молоко мы узнали. А как оно произносится? Я предлагаю выполнить транскрипцию этого слова в паре. – Кто выполнит транскрипцию тихонько встанет. |
– Безударная гласная в однокоренных словах пишется одинаково. Дети говорят и записывают однокоренные слова в тетрадь, а учитель записывает на доске: молочный, молочко. – В этих словах одинаковый корень и общий смысл. Дети выделяют корень. Дети в паре выполняют транскрипцию слова. |
В классе развешены транскрипции слов. | – Рассмотрите глазками транскрипцию слов, находящиеся в нашем классе. Укажите на тот вариант транскрипции, с которым вы согласны. – Проверка. (*). Объяснение. |
Игра «Флюгер». Дети указывают на соответствующую транскрипцию. |
3. «Открытие» детьми нового знания. – А сейчас поработаем в группах. Каждая группа напишет по два слова, которые так или иначе связаны со словом молоко. – Какие слова подобрали? – Что обозначают эти слова? – Задайте к каждому слову, обозначающему предмет, вопросы? – На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы? – Понаблюдайте, в каких случаях мы задали к словам, обозначающим предметы, вопрос кто? – Верно. Во всех остальных случаях к словам, обозначающим предметы, мы должны задать вопрос что? – Молодцы! Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что? – это имена существительные. С помощью существительных люди дают названия предметам, которые существуют вокруг них. Поэтому эта часть речи и получила такое название. |
Дети работают в группах. – Доярка, пастух, сено, сливки, масло, корова. – Слова обозначают предметы. – Кто? доярка, кто? пастух, что? сено, что? сливки, что? масло, кто? корова. – Кто? что? – Когда они называют людей и животных. |
|
– Приведите пример имен существительных и задайте к ним вопросы. – К каким же именам существительным будем ставить вопрос кто?, а к каким- что? – Что же такое имя существительное? |
Дети приводят примеры имен существительных с вопросами. – Имена существительные, которые называют людей и животных- кто?, а к остальным – что? – Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что? |
|
4. Деловая игра. – Правило, мы с вами вывели. А нужно не только знать правила, а уметь использовать его на практике. Я предлагаю вам поиграть. Попробуем один день поработать в редакции газеты. Как в любой редакции, так и у нас будет несколько рабочих отделов: отдел писем, отдел сортировки, отдел корректировки. Чтобы работа была результативна, надо работать дружно, уметь слушать других и принимать решение вместе. |
||
– У кого на партах желтые фишки – вы будете работать в отделе писем. Ваша задача выбрать среди данных слов имена существительные. Красный, отец, дерево, работает, к, учил, холодная, чашка, летит, пила. – Проверка. (*) |
Дети работают в группе. | |
– У кого красные фишки, вы будете работать в отделе корректировки. Вам нужно исправить ошибки, подобрав проверочные слова так, чтобы они оказались именами существительными. Закречал -…, померились – …, палевой -…, плисал -…, спартивный -…, стипной -…. – Проверка. (*) |
Дети работают в группе. | |
– У кого зеленые фишки, вы будете работать в отделе сортировки. Вам нужно рассортировать слова на 2 группы, объяснить свой выбор и добавить по 1 своему слову. Избушка, журавль, солнце, медведь, ягода, сорока, небо, тетрадь, бабушка, воздух, жаворонок. |
Дети работают в группе. | |
– Проверка. По какому признаку разбили данные слова? – Какие слова добавили в каждую группу? – Как называются слова каждой группы? – Вот на следующем уроке мы с вами и узнаем, как в русском языке называются слова, которые отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос – что? |
– Кто? Что? Дети называют примеры слов для каждой группы. Проблема! |
|
5. Закрепление. – Чтобы работать в редакции газеты надо быть грамотными людьми. Давайте запишем несколько предложений, где встречаются слова на данное правило, аккуратно и правильно. – Запишите под диктовку. Цветет черемуха и сирень. На огороде посадили горох, морковь, картофель, лук и капусту. – Прочитайте предложения. Подчеркните имена существительные. – Какие слова вам встретились на данную тему? – Взаимопроверка. – Что вы записали текст или отдельно взятые предложения? Докажите. |
Дети пишут под диктовку. Дети называют слова. – Мы записали отдельно взятые предложения. Они не связаны по смыслу. |
|
IV. Рефлексно-оценочный этап. 10 мин. | ||
Цель: создание ситуации для объективного самоанализа и самооценки. | Цель: осознание уровня полученных знаний. | |
1. – Какая тема нашего урока? – Как же называются слова, отвечающие на вопросы кто?, что? – Что же такое имя существительное? – Какие задания вам понравились? – Какие задания были трудными? 2. Работа с тестом. – Наш урок подходит к концу и мне хочется проверить какими внимательными и старательными вы были на уроке. Я предлагаю вам поработать с тестом и ответить на предложенные там вопросы. |
– Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? – Имена существительные. – Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? |
|
Тест. 1. Имя существительное – … 1) часть слова 2) часть речи. 2. Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы: 1) Какой? Какая? Какое? 2) Кто? Что? 3. Имя существительное – часть речи, которая обозначает: 1) предмет 2) признак предмета. – Проверка. – Кто не допустил ошибку, поставьте значок в тетради. – Посмотрите свою работу. Если она оформлена красиво и аккуратно, можете поставить себе еще один значок. – Встаньте у кого шесть значков. МОЛОДЦЫ! – Пять. Умницы! – Четыре. Хорошо. – Три. Надо постараться. |
Дети работают с тестами (у каждого на парте) и показывают выбранный ответ с помощью вееров цифр. | |
Домашнее задание. С. 112 правило. Дифференцированное. Желтые фишки – с.113 №288- списать. Подчеркнуть имена существительные. Зеленые фишки – с.113 №288 – выписать имена существительные в два столбика. Красные фишки – придумать и записать три предложения, в которых было бы много имен существительных – Есть ли вопросы по домашнему заданию. |