Основные цели урока: формирование умения определить способ связи слов в словосочетании одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи; формирование лингвистической, коммуникативной, языковедческой компетенции обучающихся. На уроке использованы различные методические приемы и формы работы репродуктивного, исследовательского направлений. Особое влияние уделено формированию орфографической и пунктуационной зоркости обучающихся, развитию культуры речи. Практические задания (конструирование словосочетаний, словарная работа, тренажер по пунктуации) выполняются с использованием интерактивной доски, мультимедиа ресурсов.
Материал урока поможет обучающимся научиться определять принципиальные конструктивные виды подчинительной связи, осмысливать целесообразность использования конкретных синтаксических конструкций в устной и письменной речи, проводить самоанализ полученных знаний, правильно организовывать свою деятельность в течении всего урока и самостоятельно проводить рефлексию ЗУНов и ОУНов.
Я не согласен принять никакой истины иначе, как от свободы и через свободу.
Н. Бердяев
В истории России периодически происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, иное право. Неизменным остаётся одно: каждый педагог любит свой предмет, любит творческие эксперименты, ориентированные на создание комфортных условий для личностного развития ученика, его самостоятельности, где основополагающим является принцип поиска, старается в своей педагогической деятельности внедрять как можно больше современных образовательных технологий.
Неоспорим тот факт, что глубокие знания появляются при системном обучении, где логически взаимосвязаны все методы и подходы в изучении предмета, где просматривается ближайшая и более далёкая перспектива применения полученных знаний, где используется приём интеграции учебных дисциплин и главное – принципы сотрудничества, сотворчества, совместный поиск учителя и ученика.
В настоящее время в современной школе педагогу предоставлены возможности выбирать и конструировать процесс обучения по различным инновационным технологиям, включая авторские. Сегодня быть грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий, одной из которых является технология мастерских как весьма актуальный в современном педагогическом процессе, оригинальный и достаточно продуктивный способ организации деятельности обучающихся 5-11 классов при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников. Чем привлекательна данная педагогическая технология? Прежде всего, целевыми ориентациями: ребята личностно саморазвиваются, осознают самих себя и своё место в окружающем мире, проделывают путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен!). Основная педагогическая гипотеза: отказ от методов принуждения, навязывания мнения учителя, предоставление каждому ребёнку возможности самостоятельного выбора форм познавательной деятельности, возможности продвинуться к истине своим путём, так как процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание. Девиз мастерской: мастер – для ученика, а не ученик для мастера.
Позиция педагога - это, прежде всего, позиция консультанта и советника, с которым можно обсудить причины неудач, составить программу действий. Все задания мастера направлены на то, чтобы подключить воображение ребёнка, создать такую атмосферу, в которой он проявит себя как творец. И тогда каждый урок русского языка становится открытием, своего рода «погружением» в язык, как в океан. Таким неиссякаемым океаном для речевого, интеллектуального, нравственного развития являются произведения русской классики, в большом объёме изучаемые на уроках литературы. Следовательно, технология мастерских локальна, так как позволяет охватывать большую часть учебных дисциплин: русский язык и литературу, литературу и историю, стилистику и литературу. Общеизвестно: каждый педагог- новатор имеет право на ошибку. Такое же право имеет и ученик, но на традиционном уроке ему делают замечания, снижают оценку, а на мастерской ошибка считается закономерной ступенью процесса познания, так как точные знания следуют всегда именно за ошибками. Ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. Именно мастерская позволяет педагогу использовать различные методические приёмы и элементы других инновационных технологий: интеграцию, продвинутое образование, ИКТ, технологию ИОСО (индивидуально ориентированного способа обучения), технологию «Педагогика сотрудничества», приёмы работы с гипотезой, приёмы формулирования тезиса и выстраивания линии аргументации и многие другие. Все эти формы и приёмы оригинальны, отличаются от традиционных уроков, заинтриговывают учеников, принимающих мастерскую с интересом и обязательно стремящихся, пытающихся чего-либо достичь.
На традиционном уроке педагог стремится сообщить обучающимся как можно больше информации, освоить её, и это правильно. Но технология мастерских – это не конкретные знания, это постижение способов работы, овладение обучающимися творческими умениями. И это очень непростая задача для учителя. Достаточно продуктивным методом, опробированным при проведении мастерских, является эвристический метод познавательной деятельности обучающихся. Цель данного метода заключается в углубленном усвоении учебного материала через различные творческие формы его анализа, мобилизации предшествующих знаний, ранее усвоенных умений, а также приобретение новых форм и приёмов усвоения новых знаний и умений с использованием ИКТ.
Формы работы и виды деятельности самые разнообразные: эвристическая беседа, выступление на диспуте, творческие работы учеников (проект, сочинение) на частные и обсуждаемые темы как результат самостоятельной работы над теоретическим, критическим, энциклопедическим и другим материалом, сравнительный анализ с ранее полученными знаниями, анализ учеником поставленной проблемы и т. д. Педагог по ходу урока обучает ребят
конспективному изложению результатов анализа теоретического материала, составлению плана к развёрнутому ответу, докладу, сочинению. Очень важен дифференцированный подход учителя в подборе и выборе вопросов и заданий по уровням сложности для каждого ученика (технология ИОСО), так как каждый ребёнок на мастерской должен разблокировать свои способности, реализовать свой творческий потенциал, заложенный природой.
Применение эвристического метода предполагает использование самых разных методических приёмов. Так, самоконструкция – это выстраивание обучающимся системы вопросов, логически взаимосвязанных, соответствующих изучаемой теме; создание индивидуальной гипотезы, проекта и т. д. Метод индукции – это самостоятельное обнаружение обучающимися проблем (самим поставить вопросы, найти существенные и интересные для анализа проблемы, попытаться их разрешить). Наиболее действенный приём данного метода – диспут, в ходе которого ребята учатся выявлять проблему, подлежащую обсуждению, учатся обосновывать свои суждения фактами (способы аргументации, которые позже помогут при выполнении заданий ГИА и ЕГЭ, в будущей взрослой жизни), учатся выслушивать доводы других, обоснованно возражать или соглашаться. Например, тема диспута в 9-11 классах «Сегодня наш русский язык болен или здоров?» предполагает сопоставительный анализ литературного языкового материала с 18 по 21 век: от М.Ломоносова до В.Пелевина. И каждое выступление ребёнка на мастерской – это возможность самореализоваться, «заразить» других ребят своей творческой энергией, создать для себя перспективы получения новых знаний и умений – всё это метод социализации, то есть социальной пробы ученика, умения работать как в большом коллективе, так и в малых творческих группах. Все вышеназванные методы – лишь малая часть данной инновационной технологии. Практическая ценность эвристического метода заключается в возможности развивать научную, критическую мысль обучающихся, формировать их общеучебные, учебно-познавательные, коммуникативные и общекультурные компетенции, учить самостоятельному приобретению знаний. Данный метод формирует у обучающихся исследовательские умения, умение принимать оптимальные решения.
Представляется верным утверждение о том, что одним из основных условий успешности применения инновационных технологий в процессе обучения является проблематизация учебного материала: знания – дети – удивления и любопытства. Исходя из этого, при разработке алгоритма и поэтапного конспекта мастерской определённое место можно отвести для проблемных ситуаций, вопросов, предполагающих активную самостоятельную деятельность обучающихся по разрешению данных задач. В результате чего и будет иметь место творческое овладение навыками, умениями и развитие мыслительных способностей обучающихся разных возрастных групп.
По словам И. Срезневского, « надо приучать детей всматриваться и вдумываться в средства, представляемые языком для выражения мысли». Должно быть удивление перед возможностями русской речи и свои открытия, пусть маленькие, пусть уже сделанные кем-то из больших учёных. Вот когда ученик научится чувствовать язык, понимать, почему так, а не иначе говорят и пишут, тогда и придет желание познать законы великого русского слова. И от того, насколько педагог-мастер задействует мысль ребёнка, разбудит в нём скрытые таланты, поможет устранить все комплексы, зависит уровень реализации творческого, интеллектуального потенциала каждого ученика. Удивительна миссия педагога: он не просто исследует наиболее рациональные, инновационные пути обучения, применяя их на практике, но и несёт ответственность за будущее каждого своего ученика, ежедневно приглашая его к творческому поиску нового и интересного. Профессор, академик С.П. Капица писал: «Образование – это индустрия, направленная в будущее».