Тип урока: закрепление.
Цели урока:
Образовательные: расширение понятийной базы о способах обозначения мягкости согласных звуков.
Деятельностные:
- Формирование личностных УУД: адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
- Формирование регулятивных УУД : целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно; планирование- составление плана действий(с помощью учителя); самоконтроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка и самооценка- осознания учащимися качества и уровня усвоения, позитивное признание своих ошибок и выбор способов действия нацеленных на улучшения уровня усвоения материала;
- Формирование познавательных УУД: выполнение знаково-символических действий (моделирование) для выделения существенного и структурирование знаний для построения речевого высказывания в устной форме; выполнение логических действий- сравнение данных с целью определения общих признаков фонетический анализ и синтез, распознавание объектов, наделённых выведенными существенными признаками; построение логической цепи рассуждения с опорой на деформированный текст; выдвижение гипотез, их обоснование/опровержение.
- Формирование коммуникативных УУД: развитие монологической речи, способности строить речевое высказывание с опорой на модель; умение работать в парах.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационный момент. Установка на урок |
Сегодня на уроке мы будем узнавать новое, исследуя старое. Глазки наши не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки не просто слышат, а всё слышат. И не допускай, что бы ваши язычки забегали вперёд ума. Мы умные, мы дружные, мы внимательные, мы старательные, мы отлично учимся, всё у нас получится. |
Проверить готовность к уроку. | Контроль Самоопределение |
Актуализация знаний | Прогулка по звукограду и буквограду. – чем звук отличается от буквы – на какие две разделили звуки. – что знаете о согласных (здороваемся со звонкими согласными звуками, здороваемся с глухими согласными звуками) – мы встретили интересный глухой звук, что вы о нём знаете.(ши) – что знаете о гласных звуках – почему мы звукам а о э у не всегда доверяем (на письменную работу могут посылать две буквы) При каких буквах согласный будет читаться мягко (я ю е ё) . А вчера мы ещё познакомились с удивительной буквой. Почему она живёт в домике, откуда нет дорожки в звукоград. Игра на внимание (стрекоза) |
Ответы на вопросы учителя, выделяют существенное Поиск правильного варианта ответа и столкновение с проблемой. |
Выдвижение гипотез, их обоснование/опровержение Знаково-символическое моделирование Умение строить высказывание. Контроль. |
Постановка задач урока | Работа по страницам букваря с. 22-23. будем ли мы изучать сегодня что-то новое, чем будем заниматься . – дыхательная гимнастика (проколотый мячик – сдуваем воображаемый мячик; цветок – нюхаем цветок; свеча – задуваем свечку) Фонетический тренинг (чищу зубки – движение зубной щётки; сластёны – слизываем с губ варенье; иголочка – уколоть язычком щёку и погладить) |
Смотрят на символические знаки учебника и говорят, чем сегодня будут заниматься. | Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно, планирование – составление плана действий с помощью учителя. |
Первичное закрепление во внешней речи | Организация исследовательской деятельности – чтение первого столбика слов(дождиком, цепочкой в парах) – что общего в ловах. – постройте звуковую схему первого слова. Волшебное превращение одним взмахом руки (угол, вес, шест, мел) добавляю мягкий знак. Составляем звуковую схему слова мель Что такое мель. А кто же у нас застрял на мели (баржа) объяснение непонятного слова по словарю. Составление предложений. |
Чтение слов по заданиям учителя, работа в парах | Анализ по заданию учителя Самоконтроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Знаково-символическое моделирование, поиск информации. Поиск решения проблемы. Развитие речи. |
Закрепление с опорой на самопроверку и взаимопроверку в парах | Чтение второго столбика слов – куда спрятался мягкий знак (читают мальчики, девочки) А вы сами сможете изменить слова так чтобы мягкий знак спрятался в середину слова и изменил значение слова: например полка – полька (уголки, банка) Чтение текста самостоятельно, придумывание вопросов по тексту. Работа по заданию учебника. |
Повтор вывода о мягкости согласных звуков. | Развитие монологической речи, способности строить речевое высказывание с опорой на модель; построение алгоритма действий с опорой на текст, распознавание объектов наделённых выведенными существенными признаками. Постановка вопросов. |
Применение знаний в нестандартной ситуации | Физкультминутка. Жа-жа-жа мы нашли в лесу ежа (трём лоб) Жу-жу-жу подошли мы к ежу (трём щёки) Ужа-ужа-ужа впереди большая лужа (движение руками по лбу в разные стороны) Жок –жок-жок возьми ёжик листок. (трем крылья носа) А это задание нам принёс ёжик. На свою спинку он собирает листочки, а для чего? листочки, где есть согласные мягкие, чтобы постелька у него была мягкая. Ясень, клён, липа, дуб, берёза, осина. – беседа про осень и кто ещё утепляет своё гнёздышко листочками. |
Анализируют позицию звука, выполняют задание ёжика, пересказывают текст о животных | Фонетический анализ/синтез построение логической цепи рассуждений с опорой на полученные знания, выдвижение гипотез, развитие самоконтроля и адекватной самооценки, развитие речи. |
Мотивация к самостоятельной деятельности. |
С. 23 чтение слов в столбиках, задаю вопрос и дети читают слово с ударением(удивляются), находят безударную гласную и объясняют можно ли ей доверять. Листочков всё меньше видно и меньше . их заваливает снег. Прочитайте слова, к какой теме они относятся (зима) До земли долетит снежинка в слове которой ударение падает на второй слог. |
Чтение текста, составление вопросов. Нахождение опасных мест, ударения и безударных гласных. | Развитие способности работать с информацией, представленной в учебнике Постановка вопросов. |
Работа с деформированным текстом. | Читают задание и объясняют что перепутано. | Построение логической цепи рассуждений с опорой на деформированный текст. | |
Рефлексия деятельности | Удалось ли нам раскрыть тайны русского языка . Впереди нас ждёт ещё много тайн. Будем стараться их разгадывать. Оцените свою работу на лесенке успеха. А сейчас догадайтесь, как я оценила вашу работу на уроке Ьмьоьльоьдьцьыь Отдыхаем по музыку «Солнышко» |
Самооценка – осознание учащимися качества и уровня усвоения, позитивное признание своих ошибок и выбор способов действия нацеленных на улучшения уровня усвоения материала |