Литературное чтение (обучение грамоте) по теме "Закрепление букв, обозначающих мягкость согласных звуков" (УМК "Гармония")

Разделы: Начальная школа


Тип урока: закрепление.

Цели урока:

Образовательные: расширение понятийной базы о способах обозначения мягкости согласных звуков.

Деятельностные:

  1. Формирование личностных УУД: адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
  2. Формирование регулятивных УУД : целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно; планирование- составление плана действий(с помощью учителя); самоконтроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка и самооценка- осознания учащимися качества и уровня усвоения, позитивное признание своих ошибок и выбор способов действия нацеленных на улучшения уровня усвоения материала;
  3. Формирование познавательных УУД: выполнение знаково-символических действий (моделирование) для выделения существенного и структурирование знаний для построения речевого высказывания в устной форме; выполнение логических действий- сравнение данных с целью определения общих признаков фонетический анализ и синтез, распознавание объектов, наделённых выведенными существенными признаками; построение логической цепи рассуждения с опорой на деформированный текст; выдвижение гипотез, их обоснование/опровержение.
  4. Формирование коммуникативных УУД: развитие монологической речи, способности строить речевое высказывание с опорой на модель; умение работать в парах.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
Организационный момент.



Установка на урок
Сегодня на уроке мы будем узнавать новое, исследуя старое.
Глазки наши не просто смотрят, а всё видят и замечают.
Ушки не просто слышат, а всё слышат.
И не допускай, что бы ваши язычки забегали вперёд ума.
Мы умные, мы дружные, мы внимательные, мы старательные, мы отлично учимся, всё у нас получится.
Проверить готовность к уроку. Контроль
Самоопределение


Актуализация знаний Прогулка по звукограду и буквограду.
– чем звук отличается от буквы
– на какие две разделили звуки.
– что знаете о согласных
(здороваемся со звонкими согласными звуками, здороваемся с глухими согласными звуками)
– мы встретили интересный глухой звук, что вы о нём знаете.(ши)
– что знаете о гласных звуках
– почему мы звукам а о э у не всегда доверяем (на письменную работу могут посылать две буквы)
При каких буквах согласный будет читаться мягко (я ю е ё) . А вчера мы ещё познакомились с удивительной буквой. Почему она живёт в домике, откуда нет дорожки в звукоград.
Игра на внимание (стрекоза)
Ответы на вопросы учителя, выделяют существенное





Поиск правильного варианта ответа и столкновение с проблемой.
Выдвижение гипотез, их обоснование/опровержение
Знаково-символическое моделирование
Умение строить высказывание.










Контроль.
Постановка задач урока Работа по страницам букваря с. 22-23. будем ли мы изучать сегодня что-то новое, чем будем заниматься . – дыхательная гимнастика (проколотый мячик – сдуваем воображаемый мячик; цветок – нюхаем цветок; свеча – задуваем свечку)
Фонетический тренинг (чищу зубки – движение зубной щётки; сластёны – слизываем с губ варенье; иголочка – уколоть язычком щёку и погладить)
Смотрят на символические знаки учебника и говорят, чем сегодня будут заниматься. Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно, планирование – составление плана действий с помощью учителя.



Первичное закрепление во внешней речи Организация исследовательской деятельности
– чтение первого столбика слов(дождиком, цепочкой в парах)
– что общего в ловах.
– постройте звуковую схему первого слова.

Волшебное превращение одним взмахом руки (угол, вес, шест, мел) добавляю мягкий знак. Составляем звуковую схему слова мель
Что такое мель. А кто же у нас застрял на мели (баржа) объяснение непонятного слова по словарю. Составление предложений.
Чтение слов по заданиям учителя, работа в парах Анализ по заданию учителя
Самоконтроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Знаково-символическое моделирование, поиск информации. Поиск решения проблемы. Развитие речи.
Закрепление с опорой на самопроверку и взаимопроверку в парах Чтение второго столбика слов – куда спрятался мягкий знак (читают мальчики, девочки)
А вы сами сможете изменить слова так чтобы мягкий знак спрятался в середину слова и изменил значение слова: например полка – полька
(уголки, банка)
Чтение текста самостоятельно, придумывание вопросов по тексту. Работа по заданию учебника.
Повтор вывода о мягкости согласных звуков. Развитие монологической речи, способности строить речевое высказывание с опорой на модель; построение алгоритма действий с опорой на текст, распознавание объектов наделённых выведенными существенными признаками.
Постановка вопросов.
Применение знаний в нестандартной ситуации Физкультминутка.
Жа-жа-жа мы нашли в лесу ежа (трём лоб)
Жу-жу-жу подошли мы к ежу (трём щёки)
Ужа-ужа-ужа впереди большая лужа (движение руками по лбу в разные стороны)
Жок –жок-жок возьми ёжик листок. (трем крылья носа)
А это задание нам принёс ёжик. На свою спинку он собирает листочки, а для чего? листочки, где есть согласные мягкие, чтобы постелька у него была мягкая.
Ясень, клён, липа, дуб, берёза, осина.
– беседа про осень и кто ещё утепляет своё гнёздышко листочками.
Анализируют позицию звука, выполняют задание ёжика, пересказывают текст о животных Фонетический анализ/синтез построение логической цепи рассуждений с опорой на полученные знания, выдвижение гипотез, развитие самоконтроля и адекватной самооценки, развитие речи.



Мотивация к самостоятельной деятельности.




С. 23 чтение слов в столбиках, задаю вопрос и дети читают слово с ударением(удивляются), находят безударную гласную и объясняют можно ли ей доверять.
Листочков всё меньше видно и меньше . их заваливает снег. Прочитайте слова, к какой теме они относятся (зима)
До земли долетит снежинка в слове которой ударение падает на второй слог.
Чтение текста, составление вопросов. Нахождение опасных мест, ударения и безударных гласных. Развитие способности работать с информацией, представленной в учебнике
Постановка вопросов.
Работа с деформированным текстом. Читают задание и объясняют что перепутано.   Построение логической цепи рассуждений с опорой на деформированный текст.
Рефлексия деятельности Удалось ли нам раскрыть тайны русского языка . Впереди нас ждёт ещё много тайн. Будем стараться их разгадывать.
Оцените свою работу на лесенке успеха.
А сейчас догадайтесь, как я оценила вашу работу на уроке
Ьмьоьльоьдьцьыь
Отдыхаем по музыку «Солнышко»
  Самооценка – осознание учащимися качества и уровня усвоения, позитивное признание своих ошибок и выбор способов действия нацеленных на улучшения уровня усвоения материала