Метод проектов как средство формирования познавательных умений младших школьников

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


В новых федеральных государственных стандартах второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Поэтому, большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися? социального опыта.

Поэтому все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые: формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практике, принадлежит сегодня методу проектов.

Из всех существующих на данный момент определений "проекта" мне близко определение И.Д. Чечеля: "Проект - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности и одновременно развитие креативной личности".

В своей деятельности, использую практический опыт Савенкова А. И. (доктора педагогических наук) "Исследовательская работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста", технологию деятельностного метода Петерсон Л. Г. (доктора педагогических наук). Одним из ведущих методов моей деятельности является метод проектов. Преимущества, которые несет в себе метод проектов, несомненны.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. В настоящее время проекты рассматриваются как метод обучения, именно в проектной деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные умения.

Изучив научно-методическую литературу по теме: "Метод проектов, как средство формирования познавательных умений младших школьников", отобрала и обработала необходимый материал, и с 2004 года активно использую этот метод, как в урочной, так и внеурочной деятельности.

1. Отработала чистоту технологии на уроках и на занятиях по исследовательской работе с младшими школьниками.

2. Откорректировала анализ данных занятий с учетом педагогических критерий технологичности и особенностей подбора детей своего класса.

3. Создала систему использования проектной деятельности в работе учителя: в проведении уроков, классных часов, родительских собраний, спортивных мероприятиях, праздниках, научно - исследовательской работе.

Предлагаемая система, направлена, на развитие у младших школьников способностей творчески работать в коллективе сверстников. Для достижения педагогических результатов в образовательном процессе, использую различные формы организации совместной деятельности, коллективного творчества. Надеюсь, что предложенные подходы к решению проблемы развития у младших школьников умений творчески работать в коллективе, помогут учителям решить проблему реализации современных целей образования.

Пожалуй, в современной школе только проектная деятельность позволяет в полной мере реализовать принцип проживания. Каждый проект в первую очередь должен рассматриваться как ролевой, с обязательным определением роли каждого учащегося, которую он должен прожить, а не сыграть в ходе проекта. Учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленной цели.

В своей работе применяю следующие виды проектов:

проекты

Чтобы ведение проекта было успешным, необходимо выполнять следующие условия:

1. Выбор темы. Приступая к проектированию с младшими школьниками, понимаю, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативные. Поэтому, если тема уже выбрана, приступаем к ее выполнению немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и отвращению к участию в каких-либо проектах в дальнейшем. Следовательно, выполнять исследования надо "на одном дыхании" из-за отсутствия у младших школьников способности долговременно и целенаправленно работать в одном направлении.

2. Чередование:

  • видов проектов (монопредметные, межпредметные, надпредметные);
  • временных рамок проведения работы; ("здесь и сейчас", краткосрочные, долгосрочные); разных форм презентаций проектов.

3. Наличие необходимой исследовательской базы.

Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе (справочная литература, рисунки, схемы, видеокассеты, диски, пособия).

На практике мной апробированы следующие виды проектов:

  • монопредметные или монопроект, ( проекты в рамках одного предмета, урок - предмет);
  • межпредметные, интегрированные (использование знаний нескольких областей);
  • надпредметные проекты (внеклассные мероприятия, задания).

В научно-исследовательской работе чаще всего применяю межпредметные и надпредметные проекты. Убедилась, что детям больше нравятся межпредметные, интегрированные проекты (использование знаний нескольких областей). В своей практике с детьми, применяю различные по длительности проекты: "здесь и сейчас", (1 класс) краткосрочные, (2-3 класс), долгосрочные. (2-4 класс)

Практика показала, что в первом классе, лучше использовать проекты "здесь и сейчас" (сиюминутные). Дети активно включаются в работу, исследования проходят быстро и интересно, привлекая к себе даже пассивных детей. Большой успех у ребят имели проекты: "Снег теперь уже не тот..", "Виды насекомых нашего двора".

Во втором классе использовала следующие виды проектов (по продолжительности) :

- краткосрочные (1- 4 недели) "Моя родословная", "Наш дом", "Музыка вокруг нас"

- долгосрочные (от 3 месяцев до года) "Мусорный ветер", "Лекарственные растения фитозоны школы", "Жевательная резинка друг или враг человека?", "Умный дом, живи в нём с умом".

Если вижу, что тема ребят заинтересовала, и полученные ими результаты, ориентируют их на новое исследование, то мы продолжаем заниматься проектом более глубоко.

С третьего класса учащиеся готовы выполнять долгосрочные проекты, как в группе, так и индивидуально. Огромный интерес и бурю эмоций вызвали у ребят следующие проекты: "Древний житель Земли", "Конец света отменяется!", "Реклама в нашей жизни", "Быль о живой и мёртвой воде", "3 D. Смотреть нельзя выключить (где поставить запятую?)", "Необыкновенные способности обыкновенных кошек".

По количеству участников проекты могут быть групповые, коллективные, а к 3-4 классу возможен переход к индивидуальной деятельности.

Каждый из ребят в классе знает, что он имеет право:

  • не участвовать ни в одном из проектов;
  • участвовать одновременно в разных проектах и разных ролях;
  • выйти в любой момент из любого проекта;
  • в любой момент начать свой новый проект.

Практика показала, что свободный " вход" в проект и "выход" из него, позволяет привлечь к исследованию даже пассивных детей, которые на первых порах являются просто наблюдателями, а затем становятся активными - исследователями.

Во время работы над проектом, нерешительные, скованные в общении дети раскрывались, проявляли активность, что в свою очередь положительно отражалось на их учебной деятельности. Работая над проектом, ученики окунаются в мир взрослых, осваивают профессии родителей, рассказывают о своих впечатлениях, о чувствах, которые испытали во время прохождения этапов исследования.

Организую исследовательскую деятельность учащихся по следующим этапам:

I этап. "Встреча" с проблемой.

II этап. Сбор данных - экспериментирование, выдвижение гипотез.

III этап. Проверка гипотезы.

IV этап. Выбор и реализация проекта.

V этап. Презентация.

I этап. "Встреча" с проблемой.

Умение видеть проблемы - интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Поиск проблемы - дело непростое. Найти проблему порой бывает не менее трудно, чем решить ее. Выполняя эту работу вместе с детьми, стараюсь проявить гибкость, не требую от учеников непременно ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения конечной цели. Считаю, вполне достаточно общей, приблизительной характеристики, особенно в 1-2 классе. Стараюсь использовать любую проблемную ситуацию, которая возникает в повседневной жизни детей. Создать проблемную ситуацию означает - ввести противоречие, столкновение, которое вызывает у учеников эмоциональную реакцию удивления, ощущения творческого затруднения.

Для того чтобы научиться выявлять проблемы, стараюсь научить детей изменять собственную точку зрения, смотреть на объект с разных сторон. Например:

Ученик приходит в класс и с возмущением рассказывает, как он шел по дороге в школу, изворачиваясь от мусора, который летал у него над головой. Ребята, которым приходилось бывать в подобной ситуации, стали бурно обсуждать эту проблему. Так появился проект "Мусорный ветер".

Во время осенней эпидемии гриппа, небольшое количество учащихся стало заболевать, но они продолжали посещать школьные занятия. Ребята, которые хотели избежать инфекции, стали советовать применять то или иное средство. Возник спор, какое лучше средство, как можно использовать лекарственные растения. Оказалось, что есть ребята, которые не знают, как выглядят лекарственные растения. В результате возник новый проект: "Лекарственные растения фитозоны школы".

Весной у самого маленького ученика класса появился большой отек после укуса насекомого. Долго ребята гадали, кто же это может быть? А потом решили выяснить, какие насекомые живут рядом с нами. Так появился мини - проект: "Виды насекомых нашего двора".

II этап. Сбор данных - экспериментирование, выдвижение гипотез.

Учащиеся проводят поиск достоверных сведений об объектах и явлениях. Моя задача - расширить поле познавательного поиска, т.е. объем и характер доступных детям сведений. На данном этапе дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основными видами представления информации в нашей работе являются: записи, рисунки, вырезки из газет и журналов, ксерокопии текстов и изображений, аудио - и видеозаписи. Цель данного этапа - учить ребят находить интересующую их информацию, систематизировать ее, правильно хранить и использовать.

В качестве источников информации выступают:

  • отдельные предметы (книги, фильмы, Интернет);
  • организации (музеи, библиотеки, институты, предприятия);
  • мероприятия (экскурсии);
  • отдельные люди (родители, соседи. учителя, специалисты).

Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном рабочем информационном проекте. Параллельно, ученики выделяют изученные факторы, выдвигают гипотезы, проводят эксперименты, вычисления, измерения, тестирование. Выдвинуть гипотезу - значит высказать предположение. Обращаю особое внимание ребят на то, что гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. Истинность или ложность гипотезы должна установить проверка. Делая предположения, используем слова: может быть, предположим, допустим, возможно, если, наверное.

Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют увидеть проблему в ином свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

III этап. Проверка гипотезы.

Использую два способа проверки гипотез - теоретический (опирается на логику и анализ других теорий) и эмпирический (предполагает наблюдения и эксперименты). Практика показала, что эмпирический способ является самым любимым для детей.

IV этап. Выбор и реализация проекта .

На первом этапе, не озадачиваю детей придумыванием своих проектов, предлагаю им на выбор доступные, реально выполнимые проекты. (1-2 класс). На более высокой ступени, дети сами по результатам собранной информации предлагают сразу несколько видов проекта. Для этого в процессе работы над проектами я помогаю детям соизмерять свои желания с возможностями. Поэтому, выбирая тему, необходимо учитывать:

Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его;

Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования;

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро;

Каждый начатый проект, учу детей доводить до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по- разному, с различной степенью глубины.

V этап. Презентация. (результат исследования)

После завершения работы над проектом детям предоставляю возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Во время представления проекта учащиеся применяют разные формы презентаций. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать другие дети, родители.

Считаю, что выполнение проекта будет более увлекательным, интересным, полезным, если использовать сразу несколько форм проектной деятельности.

На практике мной апробированы следующие формы проектной деятельности:

Брошюра, доклад (стендовый), выставка, викторина, наблюдение, видеосюжет, прогноз, реферат, музыкальное произведение, письмо в : , пакет рекомендаций, справочник, получение полезного вещества, сравнительно-сопоставительный анализ, фотоальбом, анализ данных социологического опроса, гербарий лекарственных растений Владимирской обл., беседа (составленная на определенную тему для детей и родителей).

В процессе обучения детей проектной деятельности, стараюсь развивать важнейшие общеучебные умения, а именно:

  • Рефлексивные умения.
  • Поисковые (исследовательские) умения.
  • Оценочные умения.
  • Умения и навыки работы в сотрудничестве.
  • Менеджерские умения и навыки.
  • Коммуникативные умения.
  • Презентационные умения и навыки.

При работе над проектами обращаю серьезное внимание на стиль взаимодействия между педагогом и детьми. Он должен соответствовать возрастным особенностям детей, и создавать наиболее благоприятный контекст их развития. Полностью отвергаю систему авторитарного типа, которая делает всех детей одинаковыми.

Поддерживаю и применяю индивидуальный подход с гуманистической (личностной) ориентацией, когда педагог признает право каждого ребенка быть непохожим на других.

Таким образом, проектная деятельность:

1. Формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении

2. Развивает общеучебные умения и навыки;

3. Формирует компетенции.

4. Развивает познавательные интересы учащихся;

5. Реализует принцип связи обучения с жизнью.

Из чего же складывается моя система использования метода проекта в учебной и внеучебной деятельности.

Для определения влияния проектной деятельности на интеллектуальное развитие учащихся, креативность личности, использую в работе средства комплексного мониторинга, который позволяет определить уровень детей по разным направлениям:

Мониторинг уровня обученности.

Мониторинг развития мотивационной сферы учащихся использую методику.

"Хорошо ли ребенку в школе", разработанную психологами программы "Начальная школа XXI века". По результатам данной методики отслеживаю степень удовлетворенности школьной жизнью, отношения в классе, тревожность, самооценку и самочувствие каждого ученика и класса в целом Совместно с психологической службой школы провожу диагностику уровня мотивации.

Мониторинг развития интеллектуальных умений провожу в сотрудничестве с психологической службой школы с целью определения уровня интеллектуального развития учащихся моего класса. Используется методика группового интеллектуального теста (ГИТ). Насколько успешно удалось применить и реализовать метод проектов в коллективе учащихся с различным уровнем интеллектуальных способностей говорит методика

"Сравнительные характеристики развития потенциала ребёнка" А. И. Савенкова.

Насколько хорошо удается развить познавательную и творческую активность, раскрыть индивидуальные особенности детей, их интересы, увлечения, сильные и слабые стороны; помогает определить методика "Интеллектуальный портрет" А.И. Савенкова.

В результате постоянной работы учителя над проектами в урочной и внеурочной деятельности происходит увеличение количества детей желающих заниматься проектной деятельностью. Учащиеся видят проблемы в реальной жизни, которые для детей знакомы и значимы, планируют, реализовывают, оценивают следующий проект более уверенно, обоснованно. Участие в коллективных проектах помогает улучшить отношения между одноклассниками, приобрести друзей. А главное, что все это не принесло вреда ребенку, сохранило его здоровье и желание учиться.

Для меня, как учителя, оказались, самыми трудными в плане проведения и подготовки групповые занятия. Т.к. они требовали более четкой, кропотливой подготовки со стороны учителя. Необходимо продумывать свою работу так, чтобы каждый ребёнок был активным участником исследования, и выбирал ту работу, которая ему была бы по душе. Считаю, что мне удалось найти вариант, ту "изюминку", благодаря которой ни один ученик не оставался в стороне от исследования, эксперимента во время групповых занятий.

Метод проектов даёт выход на участие в различных конкурсах, разного уровня. 1. Участие в школьной конференции ШНО "ЮНИС" (школьное научное общество) .

2. Участие в региональном конкурсе "Я - исследователь",

2008 год - 1 место коллективная работа "Древний житель Земли";

2008 год - 2 место индивидуальная работа "Конец света отменяется";

2009 год - 2 место коллективная работа "Жевательная резинка - друг или враг?"

2010 год - 1 место индивидуальная работа "Умный дом, живи в нём с умом";

2010 год - 2 место коллек-ая работа"Необыкновенные способности обыкновенных кошек";

2011 год - 1 место индивидуальная работа "3 D. Смотреть нельзя выключить (где поставить запятую?)".

3. Участие во Всероссийском конкурсе "Я - исследователь"

(Всероссийский Конкурс исследовательских работ и проектов младших школьников):

2005 год - дипломом III степени и дипломом "Приза Детского Жюри" коллективная работа "Мусорный ветер";

2008 год - дипломом II степени коллективная работа "Древний житель Земли";

2010 год - дипломом II степени индивидуальная работа "Умный дом, живи в нём с умом".

2011 год - дипломом II степени индивидуальная работа "3 D. Смотреть нельзя выключить (где поставить запятую?)".

4. Участие во Всероссийском конкурсе "Первые шаги" (открытый конкурс)

2005 год - дипломом I степени коллективная работа "Мусорный ветер";

2007 год - дипломом II степени коллективная работа "Лекарственные растения фитозоны школы";

2008 год - дипломом I степени коллективная работа "Древний житель Земли";

2009 год - дипломом II степени индивидуальная работа "Конец света отменяется";

2010 год - дипломом I степени коллективная работа "Жевательная резинка-друг или враг?".

2011 год - дипломом I степени индивидуальная работа "Умный дом, живи в нём с умом";

2011 год - дипломом I степени индивидуальная работа "Музыка вокруг нас".

Таким образом, метод проектов:

  • уникален - так как ориентирован на достижение целей самих учащихся;
  • эффективен - так как формирует невероятно большое количество умений и навыков;
  • незаменим - формирует опыт деятельности.

Список используемой литературы:

  1. Савенков А.И. "Одарённый ребёнок в массовой школе", - М., "Сентябрь" 2001 год.
  2. Савенков А.И. "Методика исследовательского обучения младших школьников", -издательство "Учебная литература", Самара 2004 год.