От обряда к театру (УМК "Начальная школа XXI века). 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели: продолжить знакомство с обрядами и обрядовыми праздниками ; познакомить учащихся с народными артистами, театральным творчеством русского народа; дать представления о скоморохах, петрушках, шутах и других кукольных персонажах; расширить знания о культуре и искусстве своего народа, музыкально-художественных традициях и исполнителях; развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать; воспитывать художественно-эстетический вкус, интерес к народному искусству.

Оборудование к уроку. Презентация, карточки, русские народные костюмы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И не досуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

И так мы начинаем наш урок.

II. Проверка домашнего задания

Слушанье музыки (слайд 1)

-Какой раздел мы начали изучать? (Человек - творец культурных ценностей)

- Что называют ценностями культуры? (Шедевры архитектуры, произведения искусства, народное творчество)

Беседа по вопросам (слайд 2 )

- Какую музыку слушали на Руси в древности? (народная и хоровая духовная)

Какую музыку вы сейчас слышали? Где можно её услышать?

- На какие две группы делятся древнерусские песни? По какому принципу их так классифицируют?

Какие русские народные песни вы знаете? (слайд 3)

-Что вам известно об их происхождении? О чем они повествуют? Когда их поют? С какими событиями, обычаями или ритуалами связано их исполнение?

-В каких богов верили древние славяне? Как поклонялись богам в Древней Руси? Какое место занимали духи и другие выдуманные славянами существа в их жизни?

- В честь каких богов славяне устраивали праздники, в которых прославляли богов и духов.

3. Работа по карточкам (6 чел)

1. Карточка 1

1) Кому принадлежат следующие слова?

Выбери ответ и отметь его знаком "+"

":Посылать собирать детей и отдавать их в обучение книжное:"

а) князь Владимир б) княгиня Ольга в) Перт Великий

2) На чём писали на Руси в 10 веке? Выбери ответ и отметь его

1) бумага 2) картон 3) береста

Карточка 2

Дай название этому тексту

___________________________________

Петр I много сделал для просвещения народа. В годы его царствования открылись начальные школы, где детей обучали чтению, письму и счёту. Трудностей было много: не хватало, хороших учебников, тетрадей для письма, Но всё же с каждым годом грамотных людей прибавлялось.

2) Напиши ряд с названием буквы старославянской азбуки её современное начертание

аз ---_____________ мыслете ----______________

буки---_____________ ферт-- _________________

веди --_______________-

Карточка 3

Почему А.С. Пушкин назвал М. Ю. Ломоносова "нашим первым университетом"?

Переведи на современный язык слова Ломоносова: "Грамматика" М. Смотрицкого учила не только "благо глаголити и писати, но и стихи слагати" .

Дети выполнили работу и сдали учителю.

III. Формирование новых знаний

1. Шуточное представление

-Выход героя.

"Прощайте, ребята! Прощай, жизнь молодецкая! Уй - юй- юй! Пропала моя головушка удалая, пропала вместе с колпачком и кисточкой! Моё почтение!.. До следующего представления!".

Так обычно заканчивался спектакль кукольного театра, главный герой которого был Петрушка.

Ответы на вопросы:

Кто узнал героя?

- А где его можно встретить?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

- Театре

Об истории появления на Руси актеров и театра.

Учитель - расширим наши знания о культуре нашего народа, узнаем о народных артистах, о театральном творчестве русского народа

(Слайд 4)

IV. Изучение нового

-Что такое обряд?

Обряд - это магическое действие, которое должно было помочь людям в их жизни, труде, в борьбе враждебными и непонятными им силами.

Что такое обрядовые праздники? Массовые театрализованные действия)

Назовите обрядные праздники (масленица, Иван купала, Троица и другие)

2 Работа по учебнику

Найти в толковом словаре учебника, что обозначают слова: обряд, крещение, сватовство, приданое. (С. 164)

3. Рассказ учителя о свадьбах

Свадебный обряд - один из самых сложных. Он состоит из 3-х моментов:

1) Сватовство

2) Сговор

3) Свадьба

Чтение по словарю - сватовство, приданное

4. Рубрика "Картинная галерея" Ответы на вопросы:

Как ты понимаешь название картины?

Какие события и героев изобразил автор?

Почему на столе лежит каравай хлеба?

С какой традицией это связано?

5. Рассказ учителя

Кукольный театр (средневековья) Показ слайдов.

Постоянными носителями праздничного начала в средневековом обществе были странствующие актеры, профессиональные потешники, развлекатели. Кроме скоморохов встречались коробейники. На спине он нес корзину или вез тележку с нехитрым реквизитом, оляповато расписанным ящиком и разборной ширмой из деревянных рам и пестрых тканей. В ящике до времени лежали самые покладистые на свете "актеры": они не требовали ни денег, ни пропитания и никогда не ссорились. Владельцем этого скарба является представитель древнего племени кукловодов. Хозяин переносного балаганчика охотно приглашали в замки богатые дома; он давал представления в деревенских трактирах, на ярмарках и народных гуляньях, актеры с куклами повсюду вносили праздничное оживление.

6. Рассказ учителя:

Театр Петрушки.

В России ярмарочное веселье олицетворял Петрушка - длинноносый парень в колпаке с кисточкой, смешивший людей. Первые сведения о русских кукольниках относится к 1636 году. В старину веселыми людьми называли скоморохов, ходивших по городам и селам и развлекавших народ. Они были профессиональными артистами, умели многое: играть на музыкальных инструментах, петь, сочинять стихи, плясать. Скоморохи отличались внешним видом от тогдашних жителей Руси. На них были кафтаны без подкладки, белелась рубашка, монетки. Личина, обличье, наличник - это все названия скоморошьей маски. Без маски не обходилось ни одного представление. Была у скоморохов своя академия. Её называли Сморгонской академией, потому что была неподалёку от села Сморгонь Белоруссии Там скоморохи дрессировали медведей. Медведи были помощниками скомороха.

Из их весёлых представлений родился в России театр.

В честь рождения сына Петра царь Алексей Михайлович приказал открыть придворный театр сначала в селе Преображенском, затем в Москве. Построили для него помещение - "храмину", набрали труппу актеров из иностранцев и русских.

Подумайте, от какого слова произошло слово "потешник"? Какие современные слова могут заменить слово "скоморох" (глашатай, клоун)

Чтение по учебнику:

Рубрика "Этот удивительный мир" с. 83.

Что интересного узнали?

V. Физминутка.

- Игра "Сколько рисунков. столько движений"

Эй, Петрушка, не зевай, а за нами повторяй
Сколько елочек зеленых?
Столько выполним поклонов
Сколько здесь у нас кружков?
Столько сделаем прыжков.

VI. Работа по учебнику:

Рубрика "Картинная галерея"

В.М. Васнецов "Гусляры"

Как вы думаете, весёлую или грустную песню поют гусляры? О чем они могут рассказать своим пением?

(о богатырях, сражениях)

VII. Составление проекта "О, театр!"

Работа в группах:

1 группа - с. 81-82 чтение и ответить на вопросы

Как было раньше?

Были ли театры?

2 группа- рассказ о скоморохах и первых "потешных хоромах"

1672 г. 7 октября - первое представление театра

3 группа - инсценирует данные потешки. (по выбору)

1

Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носит

2

Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи -
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!

3

Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.

4

Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки -
Очень рады солнышку.

5

Радуга-дуга,
Подавай дождя!
Нам по ложке,
Медведю по плошке,
А серому волку -
По полному ведёрку!

VIII. Показ проекта

Тема: О! Театр!

Гипотеза: Возникновение театров в России необходимость или закономерность?

Цель проекта: Изучение материала об истории возникновения первых театров в России

Как было раньше

Представляет 1 группа

Что было потом - 2 группа

Представление Петрушки.

Вывод: из веселых представлений скоморохов произошло появление первых театров в России

IX. Рефлексия.

Что узнали?

Чему научились?

Что хотите узнать?

X. Домашнее задание:

С. 81-85читать выполнить задание с. 85

Тв. Работа "Театры России"

Заключительное слово учителя.

"Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме наших предков".

А. С. Пушкин писал в письме к Чаадаеву

Литература:

  1. Н.Ф. Виноградова учебник Окружающий мир 4 класс 1,2 часть "В-Граф" 2009 г.
  2. Гулуева Т. С. Окружающий мир 4 класс поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой Волгоград "Учитель"-2009 г.

Приложение.