Цели: продолжить знакомство с обрядами и обрядовыми праздниками ; познакомить учащихся с народными артистами, театральным творчеством русского народа; дать представления о скоморохах, петрушках, шутах и других кукольных персонажах; расширить знания о культуре и искусстве своего народа, музыкально-художественных традициях и исполнителях; развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать; воспитывать художественно-эстетический вкус, интерес к народному искусству.
Оборудование к уроку. Презентация, карточки, русские народные костюмы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И не досуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
И так мы начинаем наш урок.
II. Проверка домашнего задания
Слушанье музыки (слайд 1)
-Какой раздел мы начали изучать? (Человек - творец культурных ценностей)
- Что называют ценностями культуры? (Шедевры архитектуры, произведения искусства, народное творчество)
Беседа по вопросам (слайд 2 )
- Какую музыку слушали на Руси в древности? (народная и хоровая духовная)
Какую музыку вы сейчас слышали? Где можно её услышать?
- На какие две группы делятся древнерусские песни? По какому принципу их так классифицируют?
Какие русские народные песни вы знаете? (слайд 3)
-Что вам известно об их происхождении? О чем они повествуют? Когда их поют? С какими событиями, обычаями или ритуалами связано их исполнение?
-В каких богов верили древние славяне? Как поклонялись богам в Древней Руси? Какое место занимали духи и другие выдуманные славянами существа в их жизни?
- В честь каких богов славяне устраивали праздники, в которых прославляли богов и духов.
3. Работа по карточкам (6 чел)
1. Карточка 1
1) Кому принадлежат следующие слова?
Выбери ответ и отметь его знаком "+"
":Посылать собирать детей и отдавать их в обучение книжное:"
а) князь Владимир б) княгиня Ольга в) Перт Великий
2) На чём писали на Руси в 10 веке? Выбери ответ и отметь его
1) бумага 2) картон 3) береста
Карточка 2
Дай название этому тексту
___________________________________
Петр I много сделал для просвещения народа. В годы его царствования открылись начальные школы, где детей обучали чтению, письму и счёту. Трудностей было много: не хватало, хороших учебников, тетрадей для письма, Но всё же с каждым годом грамотных людей прибавлялось.
2) Напиши ряд с названием буквы старославянской азбуки её современное начертание
аз ---_____________ мыслете ----______________
буки---_____________ ферт-- _________________
веди --_______________-
Карточка 3
Почему А.С. Пушкин назвал М. Ю. Ломоносова "нашим первым университетом"?
Переведи на современный язык слова Ломоносова: "Грамматика" М. Смотрицкого учила не только "благо глаголити и писати, но и стихи слагати" .
Дети выполнили работу и сдали учителю.
III. Формирование новых знаний
1. Шуточное представление
-Выход героя.
"Прощайте, ребята! Прощай, жизнь молодецкая! Уй - юй- юй! Пропала моя головушка удалая, пропала вместе с колпачком и кисточкой! Моё почтение!.. До следующего представления!".
Так обычно заканчивался спектакль кукольного театра, главный герой которого был Петрушка.
Ответы на вопросы:
Кто узнал героя?
- А где его можно встретить?
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
- Театре
Об истории появления на Руси актеров и театра.
Учитель - расширим наши знания о культуре нашего народа, узнаем о народных артистах, о театральном творчестве русского народа
(Слайд 4)
IV. Изучение нового
-Что такое обряд?
Обряд - это магическое действие, которое должно было помочь людям в их жизни, труде, в борьбе враждебными и непонятными им силами.
Что такое обрядовые праздники? Массовые театрализованные действия)
Назовите обрядные праздники (масленица, Иван купала, Троица и другие)
2 Работа по учебнику
Найти в толковом словаре учебника, что обозначают слова: обряд, крещение, сватовство, приданое. (С. 164)
3. Рассказ учителя о свадьбах
Свадебный обряд - один из самых сложных. Он состоит из 3-х моментов:
1) Сватовство
2) Сговор
3) Свадьба
Чтение по словарю - сватовство, приданное
4. Рубрика "Картинная галерея" Ответы на вопросы:
Как ты понимаешь название картины?
Какие события и героев изобразил автор?
Почему на столе лежит каравай хлеба?
С какой традицией это связано?
5. Рассказ учителя
Кукольный театр (средневековья) Показ слайдов.
Постоянными носителями праздничного начала в средневековом обществе были странствующие актеры, профессиональные потешники, развлекатели. Кроме скоморохов встречались коробейники. На спине он нес корзину или вез тележку с нехитрым реквизитом, оляповато расписанным ящиком и разборной ширмой из деревянных рам и пестрых тканей. В ящике до времени лежали самые покладистые на свете "актеры": они не требовали ни денег, ни пропитания и никогда не ссорились. Владельцем этого скарба является представитель древнего племени кукловодов. Хозяин переносного балаганчика охотно приглашали в замки богатые дома; он давал представления в деревенских трактирах, на ярмарках и народных гуляньях, актеры с куклами повсюду вносили праздничное оживление.
6. Рассказ учителя:
Театр Петрушки.
В России ярмарочное веселье олицетворял Петрушка - длинноносый парень в колпаке с кисточкой, смешивший людей. Первые сведения о русских кукольниках относится к 1636 году. В старину веселыми людьми называли скоморохов, ходивших по городам и селам и развлекавших народ. Они были профессиональными артистами, умели многое: играть на музыкальных инструментах, петь, сочинять стихи, плясать. Скоморохи отличались внешним видом от тогдашних жителей Руси. На них были кафтаны без подкладки, белелась рубашка, монетки. Личина, обличье, наличник - это все названия скоморошьей маски. Без маски не обходилось ни одного представление. Была у скоморохов своя академия. Её называли Сморгонской академией, потому что была неподалёку от села Сморгонь Белоруссии Там скоморохи дрессировали медведей. Медведи были помощниками скомороха.
Из их весёлых представлений родился в России театр.
В честь рождения сына Петра царь Алексей Михайлович приказал открыть придворный театр сначала в селе Преображенском, затем в Москве. Построили для него помещение - "храмину", набрали труппу актеров из иностранцев и русских.
Подумайте, от какого слова произошло слово "потешник"? Какие современные слова могут заменить слово "скоморох" (глашатай, клоун)
Чтение по учебнику:
Рубрика "Этот удивительный мир" с. 83.
Что интересного узнали?
V. Физминутка.
- Игра "Сколько рисунков. столько движений"
Эй, Петрушка, не зевай, а за нами повторяй
Сколько елочек зеленых?
Столько выполним поклонов
Сколько здесь у нас кружков?
Столько сделаем прыжков.
VI. Работа по учебнику:
Рубрика "Картинная галерея"
В.М. Васнецов "Гусляры"
Как вы думаете, весёлую или грустную песню поют гусляры? О чем они могут рассказать своим пением?
(о богатырях, сражениях)
VII. Составление проекта "О, театр!"
Работа в группах:
1 группа - с. 81-82 чтение и ответить на вопросы
Как было раньше?
Были ли театры?
2 группа- рассказ о скоморохах и первых "потешных хоромах"
1672 г. 7 октября - первое представление театра
3 группа - инсценирует данные потешки. (по выбору)
1
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носит
2
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи -
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
3
Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.
4
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки -
Очень рады солнышку.
5
Радуга-дуга,
Подавай дождя!
Нам по ложке,
Медведю по плошке,
А серому волку -
По полному ведёрку!
VIII. Показ проекта
Тема: О! Театр!
Гипотеза: Возникновение театров в России необходимость или закономерность?
Цель проекта: Изучение материала об истории возникновения первых театров в России
Как было раньше
Представляет 1 группа
Что было потом - 2 группа
Представление Петрушки.
Вывод: из веселых представлений скоморохов произошло появление первых театров в России
IX. Рефлексия.
Что узнали?
Чему научились?
Что хотите узнать?
X. Домашнее задание:
С. 81-85читать выполнить задание с. 85
Тв. Работа "Театры России"
Заключительное слово учителя.
"Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме наших предков".
А. С. Пушкин писал в письме к Чаадаеву
Литература:
- Н.Ф. Виноградова учебник Окружающий мир 4 класс 1,2 часть "В-Граф" 2009 г.
- Гулуева Т. С. Окружающий мир 4 класс поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой Волгоград "Учитель"-2009 г.