Метапредметное занятие по теме "Фонетика и графика. Буквы и звуки". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Предметная цель: знакомство с новым разделом русского языка, расширение знаний о звуках и буквах

Метапредметная цель: овладение способами целостного познания фундаментального образовательного объекта (ФОО) - "звук".

Ход урока

Оргмомент.

Учитель:

Готовы ли вы начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке.
Книжка, ручка и тетрадка.
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь.

Введение в тему.

Учитель: Сегодня у нас необычное занятие - урок погружения в мир звуков. Разнообразный мир звуков окружает нас со всех сторон. Давайте в нём разберёмся.

Вслушиваться в звуки окружающего мира, шумы природы человеку важно. Предлагаю послушать разные звуки, а ребята должны угадать их и описать. (звуки природы)

  • треск огня
  • голоса птиц
  • звук бурлящей воды
  • звук шмеля.

Ответы учеников: Когда я слышу звук шмеля, я представляю, как он летит, машет крылышками и шумит...

Беседа с учащимися.

Учитель:

1. А каких звуков мы говорили? (о звуках природы)

2. На каких уроках вы встречались с понятием "звук" (музыка, природоведение, окружающий мир:)

3. Значит в лесу, на улице, дома мы слышим самые различные звуки.

А каких звуков мы сегодня будем говорить на уроке русского языка? (о звуках речи)

4. А зачем мы будем говорить о звуках речи? (звуки речи мы произносим)

5. Есть ли отличия между звуками речи и звуками природы?

Записи в тетрадях.

Записываем число, тему урока. Тема урока записана на доске "Фонетика и графика. Буквы и звуки". Слайд 1.

Учитель: Все ли слова в данной теме вам понятны? (ученики называют 2 первых слова, значение которых им неизвестно)

Фонетика и графика.

Работа в группах. Слайд 2

Учитель: Объединившись в группы, прочитайте задание и выполните его.

Задание (напечатано)

В русском языке много заимствованных элементов из греческого языка. Подберите слова, используя корни "ФОН" и "ГРАФО", чтобы эти корни стояли в конце слова. Внимательно прочитайте слова и дайте ответ на вопрос, что обозначают слова "фонетика, графика", исходя из значения корней.

- ФОН - например: телефон, магнитофон, диктофон, микрофон, саксофон:

- ГРАФО - например, биограф, автограф, биография, телеграф:

Выполняя задание, школьники приходят к выводу, что фонетика изучает звуки, а графика буквы. Слайд 3и 4

Учитель: Ребята! Вы не задумывались над тем, как рождаются звуки речи? Какие органы помогают нам в образовании звуков?

Работа с текстом (текст на парте) Слайд 5

Кажется, что говорить легко: звуки, слова и даже целые фразы как будто сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто: в нашем организме в это время работает целый завод по производству звуков. Вместо станков на заводе - органы речи. А звуки - настоящие "эксплуататоры". Только для того, чтобы звук появился на свет, трудятся лёгкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Им всем хватает работы. А наши уши - контролёры.

Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу бежит он в узенькую гортань, где "живут" голосовые связки. Из узенькой гортани воздух вырывается на свободу и "бежит" в рот. Так ведут себя почти все звуки.

Учитель: Слово, состоящее из звуков, несёт много разных чувств, эмоций. Произнесите слово - да. Слайд 6

  • громко
  • тихо
  • удивлённо
  • восторженно
  • задумчиво
  • утвердительно
  • нежно
  • торжественно
  • злобно

Вывод: Сколько различных чувств, эмоций выражает маленькое слово ДА, которое состоит лишь из двух звуков.

Учитель: Мы уже знаем, что учёные изобрели значки, которые как бы надели звуки, сшили для них форму.

- О чём я говорю? (о буквах)

- Помните ли вы, сколько в русском алфавите букв?

- Чего больше звуков или букв? (звуков больше, чем букв)

Теперь вы уже знаете, что звуки различают слова. Вот какая забавная история произошла однажды, когда две буквы попали не в свои слова.

Чтение стихотворения. Слайд7

Жили-были КОТ и КИТ.

КОТ - огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал. КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел.
Как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!
Время так проводит КИТ:
Ночью бродит, днем храпит.
КОТ плывет по океану,
КИТ из блюдца ест сметану. Ловит
КИТ мышей на суше.
КОТ на море бьет баклуши!
КИТ царапался, кусался...
Добрый КОТ ни с кем не дрался...
КИТ любил залезть повыше,
Ночью песни пел на крыше.
Позовешь его: "Кис, кис!"
Он охотно спрыгнет вниз...
Разбирались целый год,
Кто тут КИТ
И где тут КОТ.

- Какие буквы здесь перепутались? (о, и)

- Назовите буквы в слове кит и кот? (ка, и, о, тэ)

Вывод: меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слово по смыслу. Эти звуки смыслоразличители. Замечательный учёный Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя - фонема.

Задание по группам.

Поиграем с фонемами.

Задание 1. (1 группа) Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть - гость.

Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран

Задание 2. Замените в словах одну согласную фонему. Вот так: корж - морж.

Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка.

Задание 1. (2 группа) Теперь, наоборот, добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза - гроза.

Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус.

Задание 2. Замените в словах одну согласную фонему. Вот так: корж - морж.

Орел, норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка.

Учитель: как много может сделать только одна фонема. Ведь это не шутка, различать слова, изменять смысл слова.

Переходим к творческому заданию. Слайд 8

Учитель: Ребята! Природные звуки можно облечь в форму слова. Услышали звон капели, об этом можно сказать словами. Я предлагаю вам на некоторое время стать писателями и сочинить несколько строчек о звуках в природе.

Например: (прочитать детям)

Рано поутру Буратино положил азбуку в сумочку и вприпрыжку побежал в школу.

Чем ближе он подходил к школе, тем громче неподалеку, на берегу Средиземного моря, играла весёлая музыка".

- Пи-пи-пи, - пищала флейта

-Ла-ла-ла-ла, - пела скрипка

-Дзинь- дзинь, - звякали медные тарелки.

-Бум! - бил барабан.

В школу нужно было поворачивать направо, музыка слышалась налево. Буратино стал спотыкаться. Сами ноги поворачивали к морю, где:

- Пи-пи, пииииии.

- Дзинь - лала, дзинь - ла-ла.

-Бум!

- Школа же никуда не уйдет же, - сам себе громко начал говорить Буратино, - я только взгляну, послушаю - и бегом в школу.

Учитель: напишите небольшое сочинение (на выбор)

"Какие звуки слышу я на улице?"

"Какими звуками встречает меня улица?"

"Какими звуками встречает меня школа ?"

"Какими звуками встречает меня лес осенью?"

Детям выдается словарь звуковых слов.

Свист, шуршание, возня, крики, визг, шелест, шарканье, шипенье, блеянье, карканье, хлопанье дверями, звон, гром, лай и т.д.

- Зачитываются работы учащихся и обсуждаются.

Вывод урока. Слайд 9, 10.

- нарисуйте схему. Что общего и отличного в словах "Фонетика и графика. Буквы и звуки".

Учащиеся составляют схемы.

Например:

Звуки Буквы
произносим, слышим видим, пишем

фонетика графика

Ученик выходит к доске и делает вывод. Слайд 11.

Рефлексия. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал:

было интересно:

было трудно:

я выполнял задания:

я понял, что:

теперь я могу:

я почувствовал, что:

я приобрел:

я научился:

у меня получилось :

я смог:

я попробую:

меня удивило:

урок дал мне для жизни:

мне захотелось:

Домашнее задание:

1. Нарисуй двух фантастических животных Журха и Мойлину, прислушиваясь только к звучанию их имен и объясни на следующем уроке выбор образа.

Комментарий. Ядром творческого метапредметного урока является образовательная ситуация.

Образовательная ситуация была сознательно организована, требовала своего разрешения через совместную деятельность школьников и учителя. Её целью является рождение учениками образовательного результата - версии о происхождении понятий "фонетика, графика" путем анализа значения корней слов.; ответ на вопрос, можно ли писать без букв.

  • главный объект образовательной ситуации - понятия "звук", "буква"
  • чтобы обнаружить личную внутреннюю связь детей с изучаемым объектом, задаю простые вопросы, на которые раньше, может быть, отвечать не приходилось

Сознательно привлекается внимание к звуковой стороне жизни и речи (слушание фонограмм с разными звуками природы, обращение к личностным качествам)

Были созданы условия для личного выполнения задания каждым учеником. Образовательным продуктом была творческая работа - сочинение ("Какие звуки слышу я на улице?" "Какими звуками встречает меня улица?" "Какими звуками встречает меня школа ?" "Какими звуками встречает меня лес осенью?") , а затем демонстрация своих образовательных продуктов.

Приложение.