Связь предложений в тексте

Разделы: Русский язык


Цели урока: познакомить учащихся с видами связей предложений в тексте; формировать у школьников умение определять характер связи между предложениями в тексте и анализировать текст с позиций речеведения; развивать словарный запас учащихся.

Ход урока

Организационный момент (слайд 1)

Проверка домашнего задания. "Разминка" (слайд 2)

Задание: определите, что за слова "зашифрованы" в наборе букв.

Дайте определение этих понятий.

Язык - знаковая система.

Общение - взаимодействие посредством языка.

Речь - "язык в действии".

Текст - предложения, связанные по смыслу и грамматически.

Лингвистика - наука о языке.

Актуализация знаний (слайд 3)

Вспомним развернутое определение текста.

Прием: незаконченное предложение.

Изучение новой темы (слайд 4)

Учитель: Сегодня мы будем говорить о том, как предложения в тексте связываются грамматически.

1) Цепная связь.

Объяснение на примере текста:

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели. (Ю. Казаков).

Следует также отметить, что в качестве сцепляющих слов могут выступать местоимения, наречия, синонимы.

Первичное закрепление (слайд 5).

Задание: прочитайте тексты и спишите их. Подчеркните сцепляющие слова.

За окошком зимний сад.
Там листочки в почках спят.
И листочки те во сне
Размечтались о весне.
И Токмакова

Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
Т. Белозеров

В первом тексте сцепляющие слова сад - там, листочки - листочки те. Во втором тексте: кулек - он.

Тренировочное упражнение (слайд 6).

Задание: расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Укажите сцепляющие слова.

А. Да это белка!

Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.

В. Как она очутилась в городе?

Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.

Ответ: ГБАВ. Сцепляющие слова: бревна - одно бревно, рыжий зверек - белка, белка - она.

2) Параллельная связь (слайд 7).

Объяснение на примере текста "Весна в лесу":

Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.

Первичное закрепление (слайд 8).

Задание: найдите предложение, которое должно быть первым в данном тексте. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Найдите ключевые слова, которые образуют параллельную связь предложений в тексте.

Ле...кий в...терок шев...лил ярко-зеленые лист...я дерев...ев.

Белые обл...чка бр...дили в голубом небе.

Утро было свежее, чистое.

А ласковое со...нце д...рило т...nлоту и вселяло надежду на будущее.

Анализ текста (слайд 9).

Задание: прочитайте. Докажите, что это текст.

Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! В пурпурно-красный и желтый цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шляпки поздних грибов-подосиновиков. Еще цветут кое-где запоздалые лесные цветы.

(И. Соколов-Микиmов).

Это текст, потому что предложения объединены одной темой: лес осенью. Основная мысль текста: как красив осиновый лес в осенние ясные дни. Предложения связаны между собой грамматически, тип связи - параллельная. Ключевые слова, образующие текст: лес - листва - листья - грибы -подосиновики - цветы.

Задание: выпишите однокоренные слова из данного текста.

Цвет - цветным - цветут - цветы, листва - листья, пурпурнокрасный - красноватый, поздние - запоздалые, осиновый - подосиновиков, лес - лесные.

Подведение итогов урока.

Задание: по опорным схемам определить, какой тип связи предложений в тексте представлен.

Оценки за урок

Домашнее задание:

1 группа - словесная зарисовка на тему "Осень" с использованием цепной связи предложений;

2 группа - словесная зарисовка на тему "Осень" с использованием параллельной связи предложений в тексте.

Приложение.