Цели урока: познакомить учащихся с видами связей предложений в тексте; формировать у школьников умение определять характер связи между предложениями в тексте и анализировать текст с позиций речеведения; развивать словарный запас учащихся.
Ход урока
Организационный момент (слайд 1)
Проверка домашнего задания. "Разминка" (слайд 2)
Задание: определите, что за слова "зашифрованы" в наборе букв.
Дайте определение этих понятий.
Язык - знаковая система.
Общение - взаимодействие посредством языка.
Речь - "язык в действии".
Текст - предложения, связанные по смыслу и грамматически.
Лингвистика - наука о языке.
Актуализация знаний (слайд 3)
Вспомним развернутое определение текста.
Прием: незаконченное предложение.
Изучение новой темы (слайд 4)
Учитель: Сегодня мы будем говорить о том, как предложения в тексте связываются грамматически.
1) Цепная связь.
Объяснение на примере текста:
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели. (Ю. Казаков).
Следует также отметить, что в качестве сцепляющих слов могут выступать местоимения, наречия, синонимы.
Первичное закрепление (слайд 5).
Задание: прочитайте тексты и спишите их. Подчеркните сцепляющие слова.
За окошком зимний сад.
Там листочки в почках спят.
И листочки те во сне
Размечтались о весне.
И Токмакова
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
Т. Белозеров
В первом тексте сцепляющие слова сад - там, листочки - листочки те. Во втором тексте: кулек - он.
Тренировочное упражнение (слайд 6).
Задание: расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Укажите сцепляющие слова.
А. Да это белка!
Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.
В. Как она очутилась в городе?
Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.
Ответ: ГБАВ. Сцепляющие слова: бревна - одно бревно, рыжий зверек - белка, белка - она.
2) Параллельная связь (слайд 7).
Объяснение на примере текста "Весна в лесу":
Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.
Первичное закрепление (слайд 8).
Задание: найдите предложение, которое должно быть первым в данном тексте. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Найдите ключевые слова, которые образуют параллельную связь предложений в тексте.
Ле...кий в...терок шев...лил ярко-зеленые лист...я дерев...ев.
Белые обл...чка бр...дили в голубом небе.
Утро было свежее, чистое.
А ласковое со...нце д...рило т...nлоту и вселяло надежду на будущее.
Анализ текста (слайд 9).
Задание: прочитайте. Докажите, что это текст.
Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! В пурпурно-красный и желтый цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шляпки поздних грибов-подосиновиков. Еще цветут кое-где запоздалые лесные цветы.
(И. Соколов-Микиmов).
Это текст, потому что предложения объединены одной темой: лес осенью. Основная мысль текста: как красив осиновый лес в осенние ясные дни. Предложения связаны между собой грамматически, тип связи - параллельная. Ключевые слова, образующие текст: лес - листва - листья - грибы -подосиновики - цветы.
Задание: выпишите однокоренные слова из данного текста.
Цвет - цветным - цветут - цветы, листва - листья, пурпурнокрасный - красноватый, поздние - запоздалые, осиновый - подосиновиков, лес - лесные.
Подведение итогов урока.
Задание: по опорным схемам определить, какой тип связи предложений в тексте представлен.
Оценки за урок
Домашнее задание:
1 группа - словесная зарисовка на тему "Осень" с использованием цепной связи предложений;
2 группа - словесная зарисовка на тему "Осень" с использованием параллельной связи предложений в тексте.