Наиболее благоприятные предпосылки для комплексного использования средств обучения создаёт учебный кабинет. Учебный кабинет позволяет сконцентрировать в одном месте изданные средства обучения, аппаратуру и приспособления для демонстрации всех видов пособий, предусмотреть рациональное размещение и хранение их. Таким образом, учебный кабинет облегчает систематическое применение средств обучения, своевременное включение их в урок, широкое использование разнообразных форм самостоятельной работы и, следовательно, успешное формирование умений и навыков.
Учебный кабинет предназначен, прежде всего, для уроков. Вместе с тем он позволяет проводить разнообразную, интересную внеклассную работу (кружковую, факультативную).
Я, как и все учителя общеобразовательных учреждений, в своей школе уделяю большое внимание оформлению и оснащению учебного кабинета.
Учебный кабинет географии может оказать большую помощь в изучении родного края.
Цель моей работы - реализация основных принципов краеведческого образования с помощью различных средств оснащения учебного кабинета географии.
Задачи, которые я поставила перед собой:
- изучить требования к учебному кабинету;
- систематизировать накопленный материал по краеведению;
- с помощью различных средств оснащения учебного кабинета географии:
- развивать познавательный интерес учащихся к родному краю;
- формировать представления о природе, населении и хозяйстве своей республики;
- воспитывать бережное отношение к природе родного края.
- использовать краеведческий материал в преподавании географии.
Гипотеза. Если учебный кабинет географии будет отражать специфику своей республики, это будет способствовать формированию у школьников чувства любви к своей родине, повышению интереса к событиям, происходящим в республике, желанию служить процветанию родного края.
Содержание образовательной программы нашей школы включает в себя изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры республики Саха (Якутии), города Якутска и определяется комплексом учебных программ:
Класс | Предмет | Кол-во часов | Учебник |
5 | Город Якутск | 1 | Л.С.Пахомова Мой город Якутск |
8-9 | География Якутии | включение краеведческого материала в отдельные темы | |
10 | География Якутии | 1 | И.И. Жирков и др. География Якутии |
Работая над оснащением кабинета географии, мною был собран и систематизирован разнообразный материал для краеведческой работы с учащимися, как на уроках, так и во внеурочной деятельности (приложение 1).
Оформление кабинета. В кабинете географии на стенах расположены фотографии уникальных памятников природы и растений Якутии, сделанные учащимися: "Ленские столбы", "Горный ледник", "Даймонд-парк", "Хребет Черского", "Река Индигирка", "Ю-гора", "Горы Кисиллях", "Луга на острове Рассолода", "Горные подснежники", "Красная смородина". Картины, размещенные на стендах, утверждают стремление людей к красоте, дают детям представление о красоте природы родного края.Стенды, посвященные городу Якутску и государственным символам республики Саха (Якутия), воспитывают чувство гордости за свой город, способствуют патриотическому воспитанию школьников, а также формирует знания о государственных символах, истории их создания.
Библиотечный фонд кабинета включает учебники 9 класса "География Якутии", учебное пособие "Мой город Якутск", атласы Республики Саха (Якутия), рабочие тетради "География Якутии"; книги о природе Якутии; методические пособия для учителя по географии Якутии; брошюры для подготовки учащихся к городским и республиканским олимпиадам; книги ученых-географов Якутии - И.И. Жиркова, С.Е. Мостахова, Г.Н. Максимова, информационно-познавательные журналы "Якутия" и др.
Фонд учебного оборудования в кабинете пополняется не только пособиями, которые издаются, но и теми, которые изготавливаются самостоятельно. Это раздаточный материал: ребусы, кроссворды, систематические карточки и т. д. Дидактические материалы типовых заданий, тестов, контрольных работ и других материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса дополняют методическую копилку кабинета (см. приложение 1).
Физическая и экономическая карты Республики Саха (Якутия).
Геологический музей, собранный с помощью учащихся и их родителей, содержащий образцы горных пород и минералов, найденных на территории Якутии. В музее насчитывается более 100 различных горных пород и минералов.
С помощью экспонатов геологического музея, учащимися готовятся доклады и рефераты для участия в конференциях, геологической олимпиаде.
Творческие работы учащихся по географии Якутии. В связи с современными подходами в образовании на уроках и во внеурочной деятельности по краеведению я использую дополнительный материал и презентации, составленные учащимися и учителем в среде Power Point, которые расширяют знания учащихся о родном крае.
Кабинет оснащен интерактивной доской и проектором, телевизором и DVD-проигрывателем. Электронная база представлена презентациями по природе, городам, хозяйству Якутии, диском "Республика Саха (Якутия)", разработками уроков.
На компьютере установлена программа Lanch Google Earth Pro, позволяющая создавать видеоролики с пространственным изображением территории Якутии. Учащиеся с моей помощью начали осваивать программу Launch Google Earth (Планета Земля). Данная программа позволяет создавать пространственный образ изучаемой территории, повышает познавательный интерес учащихся к родному краю, способствует формированию информационной компетенции у учащихся.
Результатом работы с данной программой являются виртуальные экскурсии, записанные самими учениками "Путешествие к школе из космоса", "Путешествие в п. Тикси", "Города Якутии: взгляд из космоса" (см. DVD-диск).
Школьная метеостанция, с помощью которой ведется наблюдение за погодой.
Наличие такого оснащения в кабинете позволяет развивать у учащихся следующие компетенции:
1. Познавательная компетенция:
- иметь представления о географическом положении республики и города;
- о рельефе и полезных ископаемых;
- о климате;
- о реках, озёрах Якутии;
- о почвах, растительном и животном мире;
- о населении;
- о состоянии окружающей среды.
2. Информационно-коммуникативная компетенция:
- интерпретировать информацию окружающей природной среды в качестве средства обеспечения собственной безопасности;
- умение получать необходимую информацию от других людей.
3. Рефлексивная компетенция:
- уметь вести наблюдения за погодой;
- вести диалог;
- делать измерения;
- вести камеральную обработку материала исследований.
4. Уметь обеспечивать безопасность жизнедеятельности в природных условиях, перестраивать стиль общения адекватно ситуации.
В 2010 году кабинету географии было присвоено звание "Учебно-методический кабинет городского уровня 1 степени".
Используя краеведческий ресурс кабинета, учащимися выполняются различные проекты (приложение 2, 3).
В 2010-11 учебном году мною проведен опрос учащихся 6,9-х классов.
Учащимся предложено ответить на вопрос: "Помогает ли оснащение учебного кабинета географии получить знания о Якутии, городе Якутске?"
Результаты опроса представлены на диаграмме:
Основная часть учащихся 6,9-х классов положительно оценивает краеведческие материалы, имеющиеся в кабинете географии. Учащиеся отметили, что в кабинете географии есть условия для проектной деятельности, исследовательской работы по изучению родного края.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. Они раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений), например такие как патриотизм, гражданственность.
Учить детей любить свою Родину, знать свой родной край - одна из основных задач стоящих перед школой. В этом может помочь учебный кабинет географии с его средствами оснащения.