Тренинг "Я учусь общаться"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель программы: развитие коммуникативных навыков, тренировка искусства общения.

Программа предназначена для детей 9-13 лет.

Основные темы:

  • Правила успешного знакомства.
  • Приемы слушания.
  • Преимущества активного слушания.
  • Как говорить, чтобы тебя слушали.
  • Проверь - тебя услышали?

Методы и формы работы: ролевые и имитационные игры, психогимнастика, элементы групповой дискуссии.

Какую пользу получит участник, каковы эффекты от участия в программе:

  • Развитие умения знакомиться, преодоление стеснения и страха, поиск эффективных способов знакомства.
  • Развитие умения слушать и слышать слова собеседника, правильно понимать смысл его слов.
  • Развитие умения высказывать и обосновывать свое мнение, доносить свои идеи до собеседника.

Продолжительность - 4 часа (4 встречи по 50 минут; 2 встречи по 100 минут или 1 встреча 200 минут. В любом случае, целесообразно через каждые 50 минут делать перерыв 10 минут).

Ход занятия

Часть 1.

Упражнение: "Прошепчи имя".

Цель: знакомство, приветствие.

Все участники одновременно перемещаются по аудитории. Задача - прошептать каждому на ушко секрет - свое имя. Действовать нужно быстро, но так, чтобы твой секрет услышали - убедиться в этом по взгляду, ответному кивку. После того, как все выполнят это задание, начинается 2 этап - нужно также перемещаться по аудитории, но теперь говорить на ушко другому не свое, а его имя.

Упражнение: дискуссия.

Цель: введение в тренинг.

Участники сидят в кругу. Ведущий рассказывает о цели тренинга (развитие коммуникативных навыков, тренировка искусства общения). Можно задать вопросы: почему эта тема важна? Что каждый хочет узнать/чему научиться в сфере общения? Ведущий презентует концепцию дерева. Мы можем представить процесс общения в виде дерева. Тогда корни дерева будут соответствовать знакомству (знакомство - начало и основа общения, без знакомства не с кем и общаться, так же и корни - без корней дерева нет). Ствол будет соответствовать умению слышать и слушать (также и в дереве ствол проводит питательные соки от корней к ветвям). Крона (ветви, листва) - умение говорить (это умение у всех разное, также и кроны деревьев отличаются друг от друга).

Упражнение: принятие правил.

Цель: договориться о правилах работы группы.

Ведущий задает группе вопрос о том, что нужно сделать, прежде чем начать работать. Делается вывод о необходимости принятия правил. Выслушиваются предложения участников, ведущий дополняет их варианты. Пример списка правил:

1) Доверительный стиль общения ("нет" насмешкам и издевкам).

2) Персонификация высказываний (отказ от безличной речи).

3) Уважение к говорящему (не перебиваем, вопросы после выступления).

4) Искренность (если нет желания говорить честно, молчим).

5) Уважаем других - не опаздываем.

6) Правило активности.

7) Правило поднятой руки.

Затем каждое правило нужно нарисовать так, чтобы его понял тот, кто не был здесь с нами и их не обсуждал. Нарисованное правило должен понять любой, даже не знающий нашего языка. Все участники делятся на мини-группы по числу правил, каждая мини-группа рисует одно правило.

Упражнение: "Правила успешного знакомства".

Цель: обсуждение темы знакомства.

Работа со стр. 2 буклета (см. Приложение №1). Отгадываем ребусы, расшифровываем правила успешного знакомства, обсуждаем каждое - насколько оно с точки зрения детей работает. Учащимся дается задание вне тренинга выполнить несколько заданий (минимум 3) со стр. 3.

Часть 2.

Упражнение: "Дотронься до..."

Цель: разминка.

Ведущий предлагает дотронуться до предмета красного цвета, синего, гладкого, шершавого, до Миши, до деревянного и т.п. Объясняется, что разминка проводилась для того, чтобы быть внимательнее, собраннее.

Упражнение: "Блиц-опрос".

Цель: тренировка навыков знакомства.

Участники сидят в кругу. Для игры необходимо объединиться в пары. Парой становится человек, сидящий напротив. Необходимо за отведенное время (1,5 минуты) пообщаться с партнером и узнать про него как можно больше. Можно предложить опорные вопросы: сколько партнеру лет, где он живет, что любит делать, что не любит делать и т.п. Вопросы необходимо записать на доске.

Задание выполняется одновременно всеми парами, при этом рядом пары не садятся, все остаются на своих местах. Таким образом, детям приходится перекрикивать друг друга и концентрироваться именно на своем собеседнике.

После того, как время закончится, переходим ко 2-му этапу. Необходимо представить своего партнера группе. Для этого каждый участник по очереди встает за спину своего партнера и рассказывает все, что он о нем узнал. Одна особенность - говорить нужно от первого лица (как будто про себя), при этом нужно стоять за спиной партнера, положив руки ему на плечи.

Вопросы, которые можно задать по итогам игры:

  • удалось ли все выяснить друг про друга?
  • что вам помогало? что мешало?
  • что вы чувствовали, когда говорили что вы, это он.

Упражнение: "Учимся слушать".

Цель: обсуждение темы слушания.

Работа со стр. 4 буклета. Участники вместе с ведущим анализирую понятия "слушать" и "слышать", разбирают их значение. Далее обсуждают приемы правильного слушания. После обсуждения каждого приема к нему рисуется картинка-иллюстрация. Затем буклет передается соседу справа - чтобы все могли познакомиться со всеми рисунками. Важно: в момент знакомства комментировать рисунки не нужно, вопросы можно будет задать авторам по окончании круга. Так прорабатываются все три правила.

Упражнение: "Инструкции".

Цель: тренировка искусства слушания.

Для игры нужно 5 добровольцев. Они выходят за дверь, остальные становятся наблюдателями. Задача добровольцев - правильно и максимально полно пересказать текст, озвученный им предыдущим участником. Делают они это по цепочке. Ведущий читает текст (один раз, без повторений) первому добровольцу (остальные ждут за дверью). Далее заходит второй доброволец, и первый рассказывает то, что услышал. Наблюдатели - слушают, фиксируют сбои. И так далее до конца.

Вопросы для обсуждения:

  • какие вещи были сложнее для запоминания?
  • что помогло услышать собеседника?
  • помогал ли собеседник как-то, может жестами?
  • смотрели ли в глаза, когда говорили?

Пример текста: Далеко-далеко, за 375 тысяч 286 километров отсюда, в Розовой Стране, в Цветочном городе, на зеленой улице, в маленьком доме с голубыми окошками жил смешной человечек по имени Джек.

Часть 3.

Упражнение: "Парочки"

Цель: разминка.

Игра строится по принципу пантомимы. Всем участникам раздаются карточки с изображением животного, задача найти человека с такой же карточкой (карточку показывать нельзя). Животное можно показывать его жестами, говорить при этом нельзя, звуки произносить тоже.

Упражнение: "Активное слушание".

Цель: знакомство с приемами активного слушания.

Вначале проводится обсуждение темы. Активное слушание - это фраза слушающего, которая побуждает говорящего говорить дальше. Связь всегда должна быть двухсторонняя, даже когда ты выступаешь в роли слушателя. Ты должен что-то говорить (уточняющие вопросы, фразы), а не просто слушать. Участники знакомятся со стр. 5 буклета, выполняют упражнение на этой странице. Первое задание упражнения можно сделать совместно, остальные задания участники делают самостоятельно, демонстрируя затем группе получившиеся результаты.

Упражнение: "Как говорить".

Цель: знакомство с алгоритмом подготовки публичного выступления .

Участники выполняют упражнение "Как говорить, чтобы тебя слушали" на стр. 6 буклета. Для этого ведущий делит их на мини-группы по 2-3 человека. Группы работают самостоятельно, готовя выступление по предложенному алгоритму. При этом ребята могут использовать различные материалы (например, для подготовки наглядной аргументации и др.). В конце выступлений ведущий оценивает результаты работы каждой группы. Если группа не отличается конфликтностью, можно провести внутреннее голосование, с условием, что участники не могут голосовать сами за себя.

Часть 4.

Упражнение: "Слушаем тишину".

Цель: настрой на заключительный этап в работе группы.

Ведущий предлагает участникам закрыть глаза и в течение минуты послушать тишину. После этого нужно попросить детей рассказать о том, что они услышали, и сделать вывод о том, что многого мы не слышим в жизни, так как не слушаем, заняты другим.

Упражнение: "Проверь - тебя услышали?".

Цель: знакомство со способами уточнения понимания переданной информации.

Ведущий просит двух участников помочь ему - принести зеленый предмет. После того, как задание будет выполнено, нужно спросить у группы, одинаковы ли эти предметы по цвету? По форме? Делается вывод о том, что для того, чтобы принести два одинаковых предмета, было дано недостаточно информации.

Работа со стр. 7 буклета. Необходимо проанализировать предложенные фразы, позволяющие уточнить, насколько тебя поняли, а также придумать вариант/варианты своих фраз на эту тему.

Упражнение: "Художники".

Цель: тренировка умения четко и понятно передавать информацию (для ведущего), а также умения информацию слышать (для остальных участников).

Для этого упражнения выбирается один ведущий. Остальные становятся художниками. Ведущему выдается образец - рисунок, составленный из геометрических фигур. Задача ведущего - объяснить художникам, что нужно нарисовать, не называя образ рисунка (елка, дом), а называя лишь фигуры, из которых этот рисунок состоит.

Упражнение: "Тюбик с красками".

Цель: эмоциональное подведение итогов.

Каждый участник, передавая мячик кому-то из группы, сравнивает его с каким-либо цветом, и аргументирует свой выбор. Важно следить, чтобы мячик побывал у каждого.