Авторская сказка и черты народной в ней (на примере сказки А.Н. Толстого "Приключения Буратино")

Разделы: Начальная школа


Место и роль урока в изучаемой теме Данный урок является 91 уроком в системе уроков шестой главы образовательной программы по теме: "Вперед по дороге открытий".

Планируемый объем учебного материала и сложность информации учтены с особенностями восьмилетних школьников данного класса.

Цель урока Научить делать сравнительный анализ авторской и народной сказки.
Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитывающие

-Повторить основные этапы создания проекта.

-Создать педагогические условия для самостоятельного творческого поиска способов сравнения народных и авторских сказок.

-Учиться анализировать, находить общее, различия.

-Создать опорную таблицу для сообщения об авторской сказки-повести.

-Научить составлять сообщения на основе полученных выводов.

-Научить обрабатывать и систематизировать информацию.

-Развивать интеллект младших школьников средствами литературы: речь, логическое мышление, память, воображение, творческие способности, внимание.

-Развивать умение составлять связанные рассказы по материалам проведенной работы.

-Учить кодированию информации с помощью условных обозначений.

-Постановка учебной задачи на сравнение сказок К.Коллоди "Приключения Пиноккио" и А.Толстого "Приключения Буратино".

-Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство уважения к другому мнению, прививать любовь к чтению.

-Работать в группе осуществляя проектную деятельность, анализировать ее результаты (воспитывая отношения делового сотрудничества и делового партнерства).

-Сохранять здоровья детей путем оптимального учебного труда, использование ИКТ и средств наглядности, создание комфортной атмосферы в классе, осуществление психологической поддержки каждого ученика.

-Воспитать эстетически развитого читателя, способного сопереживать героям и понимать авторский замысел, самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

Планируемые результаты Владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать группами. Использовать навыки совместной деятельности в ходе разработки проекта.

Приобретать навыки работы с текстом.

Уметь выполнять частично-поисковую деятельность, анализировать ее результаты, делать выводы.

Создать опорную таблицу и по ней сделать сообщение.

Знать в чем заключается отличие и сходство народной сказки от сказочной повести.

Тип урока Урок постановки учебной задачи
Вид урока Проектная деятельность
Используемые технологии Элементы технологии развивающего обучения.

Здоровьесберегающие технологии.

Сотрудничество.

Личностно-ориентированные технологии.

Учебно-методический комплекс

Источники информации

Оборудование

Дидактическое сопровождение

Материалы для познавательной деятельности

-программа по литературе;

-учебник Литературное чтение. В.Ю.Свиридова 2кл. II часть;

-план урока;

-русские народные сказки;

-сказка А.Н.Толстого "Приключения Буратино";

-хрестоматия В.Ю.Свиридовой, 2 класс;

-фильм-сказка "Приключения Буратино";

-видеозапись детских рисунков к сказке;

-аудиозапись песен из фильма-сказки.

-технические средства обучения: телевизор, компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр;

-магнитная доска;

-портрет А.Н.Толстого;

-таблички для распределения ролей внутри каждой группы ("экспериментаторы", "аналитики", "иллюстраторы", "испытатели");

-таблица-план "Действия в группе";

-таблицы на доску: тема урока, заготовки разделов проекта;

-раздаточный материал для выполнения заданий каждой группой (карточки);

-альбомные листы для оформления разделов проекта;

-художественная литература: русские народные сказки, сказка А.Толстого "Приключения Буратино", учебник "Литературное чтение";

-стенд-плакат с кармашками "Своя игра", карточки и задания для игры;

-карточки для постановки учебной задачи, детские рисунки;

-компьютерные материалы;

-диск с песнями и видеодиск со сказкой;

-портрет А.Н.Толстого;

-лента времени;

-слайд-шоу из детских рисунков;

-сказка А.Н.Толстого "Приключения Буратино";

-сказка К.Коллоди "Приключения Пиноккио";

-учебник "Литературное чтение" В.Ю.Свиридова;

-физминутка "Птичка польку танцевала:";

-составление синквейна "Угадай героя сказки";

-игра "Своя игра";

-русские народные сказки;

-работа над проектом - составление сообщения по опорной таблице;

?

 

Организационная структура урока

Название этапа урока.

Длительность мин.

Цель.

Содержание учебного материала.

Методы и приемы работы.

ФОУД.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Ожидаемый результат.

I. Огранизационный.

1 мин.

Вспомнить особенности работы на уроке;

Проверить готовность учащихся к уроку;

Музыка из кинофильма "Приключения Буратино".

-распределение детей по группам (5 групп по кол-ву страниц предполагаемого проекта).

-распределение ролей внутри группы ("экспериментатор", "аналитик", "иллюстратор", "испытатель").

-уточнение особенностей работы с применением проектной деятельности (Прил.№1 "Основные этапы проекта").

-словесные

-наглядные

Ф

Проверяет готовность учащихся к уроку. Уточняют особенности работы с применением проектной деятельности. Распределились на группы, готовы к уроку.
II. Создание проблемной ситуации.

1

Оценка того, что учащиеся уже знают, могут. -Мы завершили уже несколько разделов, связанных со сказками, накопили большой материал о народных и авторских сказках, прочитали сказку А.Н.Толстого "Приключения Буратино". Чтобы умело использовать эту информацию нужно ее обрабатывать и систематизировать.

-Какие формы систематизации вы можете предложить? (альбом, книга, игра, опорная таблица, памятка, концерт).

проблемный

Ф

Выдвигает проблему о формах систематизации информации. Вспоминают и рассказывают о народных и авторских сказках, предлагают возможные варианты проектов: альбом, книга, игра, опорная таблица, памятка, концерт. Выбор останавливается на опорной таблице.
III. Формулирование темы, целей и задач урока.

1

Подведение детей к формулированию темы и постановке цели и задач урока, учить самостоятельно ставить цели и задачи проекта, развивать умение работать по таблице. -Работа по таблице (Прил.№2)

-В каком жанре написано произведение А.Толстого?

-Сегодня мы должны доказать свои предположения о принадлежности данного произведения к жанру повести-сказки и определить характерные признаки данного жанра, а так же найти черты народной сказки.

-Попробуйте сформулировать цели и задачи проектной деятельности.

Наглядные.

Словесные.

Частично-поисковые.

Ф

Формирует диалог с учащимися, входе которого конкретизирует понятие "цель", "задачи урока". Работают по таблице, определяют жанр произведения А.Толстого, формулируют тему, цель и задачи урока, называют варианты формулировок. Выявили, что произведение А.Толстого - это сказочная повесть; поставлена цель: учиться обрабатывать и систематизировать информацию; задачи: создать опорную таблицу для сообщения о сказке-повести.
IV. Подготовительный этап.

2

Подведение детей к самостоятельному составлению плана проектной деятельности. -Назовите основные этапы создания проекта.

-Чтобы создать опорную таблицу по характеристике сказки-повести, нам нужно наметить разделы проекта с целью удобства систематизации информации.

"Мозговой штурм": определение разделов темы.

(На доске помещаются разделы будущего проекта: Прил.№3)

Раздача заготовок для выполнения проектной деятельности (Прил.№4).

Прием совместной деятельности.

Частично-поисковый.

Ф

Ставит задачу наметить разделы проекта, организует подводящий диалог для составления плана проекта. Называют основные этапы создания проекта, предлагают свои идеи о разделах проекта, выбирают лучшие варианты, объясняют свой выбор. Вспомнили этапы создания проекта, отобрали подходящие разделы будущего проекта, составили план проекта.
V. Основной этап создания проекта.

1. Разработка составных частей проекта и иллюстрирование.

VI. Практическое применение разработанного проекта.

 

 

 

VII. Самоанализ.

 

 

 

 

 

 

 

VIII. Постановка учебной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IX. Оценка работы учащихся.

20

 

5

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

Учить рационально организовывать свой труд, работать с большей степенью самостоятельности, уметь выполнять частично-поисковую деятельность, анализировать ее результаты, делать выводы.

Уметь находить черты народной сказки.

Уметь составлять научный доклад с опорой на наглядное пособие, пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.

Поставить учебную задачу на сравнение двух сказок.

Оценить степень своего владения старым способом и переходом к новому способу.

Показ детских рисунков по сказке (слайд-шоу)

Каждая группа получила свое задание по разделу.

1 Раздел. Классификация сказок по авторству. Эта группа получает альбомные листы для оформления проекта, разрезные полоски с названием признаков по авторству и книги "Три медведя" - с.23, "Дюймовочка" -с.344.

Экспериментатор читает отрывки из сказок и раскладывает полоски- признаки, аналитик делает вывод и классифицирует по авторству, иллюстратор оформляет страницу альбома, испытатель готовит рассказ с опорой на наглядный материал "Сравнительный анализ народной и авторской сказки".

2 Раздел. Приметы народной сказки.

Экспериментатор читает отрывки из сказки "Царевна-лягушка" - с.78, 82, 84, 85. Задание: найти сказочные приметы; аналитик называет приметы сказки; иллюстратор должен подобрать соответствующее условное обозначение(кодирование); испытатель готовит сообщение по таблице.

3 Раздел. Приметы сказочной повести.

Экспериментатор работает с книгой А.Н.Толстого. Аналитик, проанализировав прочитанное, структуру сказки, называет признаки сказочной повести, иллюстратор наклеивает полоски с названиями примет на лист, испытатель готовит сообщение по таблице.

4 Раздел. Композиция народной сказки.

Экспериментатор читает отрывки из русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

Аналитик называет из каких частей состоит композиция народной сказки, иллюстратор кодирует эти части (рисунки, знаки(, испытатель готовит сообщение и вывод.

5 Раздел. Композиция сказки-повести.

Экспериментатор выборочно читает сказку "Приключения Буратино" - с.6, 20, 21, 27, 102, 112, 126.

Аналитик поясняет особенности композиции, иллюстратор изображает при помощи знаков, рисунков или слов (составляет таблицу) - Прил.№5, испытатели готовят сообщения по таблице (сравнительный анализ)

6 Раздел. Герои сказки.

Первая группа получает задание "Классификация героев", остальные группы работают по карточкам и составляют синквейн (Прил.№6).

-На месте героев мы побывали, о чем размышляли они, мы узнали. Ну, а теперь, предстоит отгадать, кто из героев нам встретился опять!

В результате нашей творческой работы появилась опорная таблица для анализа авторской сказки-повести. Испытание будут проводить испытатели из каждой группы.

-Сказка "Золотой ключик" авторская, ее написал А.Н.Толстой, не ограничена одним жанром, есть временные рамки и место событий.

-Сказочная повесть имеет большой объем, много героев и событий; вымысел (волшебные предметы, чудеса).

-Композиция сказки-повести похожа на композицию народной сказки.

-Вывод: Сказка "Золотой ключик" похожа на народную (черты народной сказки и схожи композиционно).

Физминутка "Птичка польку танцевала:"

-Расскажите, что вам понравилось, с какими трудностями встретились, что показалось наиболее интересным (аналитики).

-Сегодня вы были в роли "Читателей", "Зрителей", "Автора", а теперь я вам предлагаю побыть в роли "Читателя-критика". У меня в руках две книги "Приключения Буратино" и "Приключения Пиноккио". Возьмите карточку и попробуйте сравнить два произведения, анализ напишите на карточке. (Пауза).

-Почему это задание вызвало у вас затруднение? Переверните карточку и напишите пути выхода из этого затруднения.

(Ставят учебную задачу на следующий урок) Прил.№7.

-Итак, мы прошли все испытания. Вы должны оценить свою работу самостоятельно. Участвуя в игре "Своя игра" вы получите баллы за знание сказки и приз - золотой ключик. (Игра "Своя игра" Прил.№8)

Наблюдение

Словесный

Частично-поисковый

Исследовательский

 

 

 

Работа в позиции автора

Словесный

Исследовательский

 

 

 

 

Г

 

 

 

Ф

 

 

 

 

Ф

 

Создает эмоциональный настрой на работу в группе, формирует задания по группам, напоминает как надо работать в группе, контролирует выполнение работы, помогает в трудных заданиях.

Уточняет понятие слова "синквейн", проводит инструктаж по таблице, организует выступление групп.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников, акцентирует внимание на конечных результатах проектной деятельности.

 

Организует обсуждение результата проектной деятельности, проводит беседу, связывает результат урока с его целью.

 

Создает ситуацию самостоятельного поиска предварительных догадок и гипотез, акцентирует внимание на постановке учебной задачи и пути ее решения, дает комментарии к домашнему заданию.

 

 

 

Вспоминают сказку по слайдам, работают по таблице "Действия в группе", выполняют задания по карточкам, читают отрывки из сказок, анализируют, формулируют выводы из прочитанного, находят в тексте признаки классификации по авторству, высказывают свое мнение.

Находят приметы народной сказки.

Сочиняют синквейн и отгадывают героя.

Формулируют конечный результат своей работы, называют народные признаки, слушают доклады, делятся впечатлениями, высказывают свое мнение.

Формулируют оценочные высказывания и выводы наблюдений за работой проектной деятельности.

Дети читают карточку и решают, что не могут сравнить эти сказки, делают вывод, что надо прочитать сказку К.Коллоди.

 

Готов второй раздел "Классификация сказок по авторству".

На заготовке для второго раздела "Приметы народной сказки" появляются условные обозначения - сказочные приметы.

Составили раздел "Герои сказок".

 

 

 

 

 

 

Проект готов.

 

Оценили.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения.