В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития – ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении Информационной эры. Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога.
Сегодня остается открытым вопрос: «Как же наиболее эффективно использовать потенциальные возможности современных информационных и коммуникационных технологий при обучении в том числе, при обучении математике?». Поэтому методическая проблема, над которой я работаю с 2002 года, это – «Информационные технологии в преподавании математики»
Общепризнанно, что математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, причем, весьма специфичной и разнообразной. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока.
Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе.
Использование на уроках мультимедиа реализует следующие принципы:
Принцип наглядности. Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Принцип природосообразности. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Принцип прочности. Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.
Принцип доступности: данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания.
Принцип системности: использование уроков-презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.
В результате работы с ПО различного типа, я сформулировала для себя следующие принципы выбора программного продукта для использования на уроке:
- программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и ученикам, управление программой должно быть максимально простым.
- преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация.
- программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео-аудиофрагменты и т.д.)
В итоге, как оказалось, этим требованиям удовлетворяет не готовый продукт, а любая программа создания презентаций.
В своей практической работе я остановилась на программе Power Point из пакета Microsoft Office. Данный выбор объяснялся, прежде всего, распространенностью данного пакета и его унифицированностью – любой человек имеющий представление о хотя бы одном продукте пакета, быстро может освоить работу и в других программах. Power Point позволяет любому преподавателю владеющему навыками работы в одной из программ входящих в Microsoft Office, стать разработчиком программных продуктов в поддержку преподавания своего предмета. В качестве примера воспользуемся презентацией «Функция y = cos x. Её свойства и график». Эта презентация была создана для изучения и закрепления одной из тем в разделе «Тригонометрия».
Большие трудности при изучении темы «Тригонометрические функции» возникают из-за несоответствия между достаточно большим объемом содержания и небольшим количеством часов, выделенным на изучение данной темы. Одним из решением данной проблемы может быть использование ИКТ на уроках математики.
Презентация «Функция y = cos x. Её свойства и график» предназначена
- для изучения нового материала; предъявления новой информации;
- для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
Образовательные цели:
- изучить свойства функции у = cos х.
- сформировать у учащихся умение изображать график этой функции и по графику находить область определения и область значений, промежутки возрастания и убывания, нули, наибольшее и наименьшее значения.
- способствовать формированию навыков применения свойств функции у = cos х при исследовании функций, для которых она является одной из составляющих.
- научить применять известные ранее правила преобразования графиков функций к функции у = cos х.
Новый материал разбирается в ходе совместной деятельности с учащимися. Сочетание моего рассказа с демонстрацией презентации позволяет проводить пошаговое, очень подробное введение нового материала, а также акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах. На этапе изучения нового материала добиваюсь, чтобы учащиеся не были пассивными созерцателями того, что им предъявляю на экране. Для лучшего запоминания главного в изучаемом материале использую в презентациях его выделение жирным шрифтом, курсивом, рамкой, цветом. Изучаемый материал учащиеся должны уметь применять в различных заданиях. Поэтому в презентации после введения нового материала предлагается серия упражнений с постепенным возрастанием уровня сложности.
Пункты на слайдах выводятся последовательно по щелчку. Благодаря этому преподаватель может последовательно акцентировать внимание учащихся на проблемах, предложенных к рассмотрению на уроке.
Содержание презентации:
- построение графика функции y = cos x (слайды №3 - №7);
- свойства функции y = cos x (слайды № 15 и № 16);
- изменение графика функции y = cos x в зависимости от изменения функции (слайды №№ 18, 20, 22, 24);
- изменение графика функции y = cos x в зависимости от изменения аргумента (слайды №№ 26, 28, 30, 32);
- изменение свойств функции y = cos x в зависимости от изменения функции (слайды №№ 19, 21, 23, 25);
- изменение свойств функции y = cos x в зависимости от изменения аргумента (слайды №№ 27, 29, 31, 33);
- примеры построения графиков функций (слайды № 34 - № 37).
- справочные сведения по темам «Область определения и множество значений тригонометрических функций», «Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций» (слайды № 9 - № 14).
Литература:
- Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
- Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
- Информационные технологии на уроках математики. Старцева Надежда Алексеевна, с.н.с. Института электронных программно-методических средств обучения РАО.
- Алгебра и начала анализа. 10-11 классы. Учебник. Алимов А.Ш, Колягин Ю.М. и др., Просвещение 2007.
- Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Учебник. Колмогоров А.Н. и др., Просвещение 2008.
- «Алгебра и начала анализа. Дидактические материалы для 10-11 классов» М.И. Шабунин и др.Мнемозина, 2006г.