Введение
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей. За последние годы среди обучающихся образовательных учреждений увеличилось число детей с отклонениями в соматическом, сенсорном, интеллектуальном развитии. Все больше и больше гиперактивных детей обучается в школах. Таких детей невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников чрезмерной активностью, излишней подвижностью, суетливостью, неумением длительно сосредоточить внимание на чём-либо.Основными признаками гиперактивности ребенка являются дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность. Многие учителя стараются помочь таким обучающимся, используя разнообразные нетрадиционные способы подачи материала. Как показывает практика, эта помощь не проходит даром- некоторые из таких детей могут со временем стать гордостью школы. Педагогический коллектив нашей школы ищет инновационные пути оказания психолого-педагогической поддержки гиперактивным детям,таким нововведением явилось открытие сенсорной комнаты. Еще Л.С Выготский отмечал огромную роль сенсорного развития в психологическом и социальном становлении личности, отмечая, что успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития детей в значительной степени зависит от уровня их сенсорного развития.
Актуальность проблемы исследования
Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.В этот период осуществляется переход к ведущей учебной деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое до конца, добиваться определённого результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Несмотря на то, что проблема гиперактивного поведения детей в школе в современной детской практической психологии проработана, следует отметить, что существующие методы работы с данной категорией детей младшего школьного возраста имеют недостаточно практико-ориентированный и комплексный характер. Поэтим причинам объектом нашей работы являются именно учащиеся начальной школы.
Анализируя результаты диагностирования психо-эмоциональной сферы младших школьников, мы пришли к выводу, что около 20% детей нуждаются в психологической под
держке, эмоциональной защищенности. Одним из способов решения данной проблемы мы видим в использовании возможностей сенсорной комнаты, которая представляет собой организованную особым образом окружающую среду, состоящую из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. В процессе коррекционной работы с гиперактивными, возбудимыми, агрессивными, расторможенными детьми сенсорная комната является важным элементом, т.к. на основе использования различных световых и шумовых эффектов дети расслабляются, нормализуется их мышечный тонус, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы. Здесь создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка.
Цели, задачи исследования
Цель: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья учащихся через использование возможностей мультисенсорной среды.
Задачи:
- профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок, снятие состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;
- формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии;
- совершенствование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела, развитие познавательных процессов;
- формирование у обучающихся опыта позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом.
Предмет исследования - коррекция гиперактивного поведения младших школьников.
Объект исследования - обучающиеся начальных классов с гиперактивным поведением.
Гипотеза – систематические занятия в сенсорной комнате будут способствовать формированию у детей с гиперактивным поведением навыков самоорганизации, саморегуляции, управления своими эмоциями и поведением.
Методологическая основа исследования
В основе данного проекта лежит изучение работ Ю.С.Шевченко, Н.Н.Заваденко, Р. Кэмпбелл, кандидатов психологических наук А. Кошелевой, Л. Алексеевой, учителя начальных классов М.Н.Николаевой.
Термин “гиперактивность” до сих пор не имеет однозначного толкования. К внешним проявлениям гиперактивности многие авторы относят повышенную двигательную активность, невнимательность, импульсивность. В основе гиперактивности лежит дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Гиперактивность является главной особенностью целого ряда симптомов, составляющих синдром мозгового повреждения, или ММД, который характеризуется множеством микроповреждений мозговых структур при отсутствии грубых очаговых поражений мозга. Обычно признаки гиперактивности особенно ярко начинают проявляться в школьном возрасте — с появлением интеллектуальны нагрузок, норм и требований. Чрезмерная двигательная активность и невозможность сосредоточиваться длительное время на выполнении необходимого задания обращают на себя внимание педагогов уже в первые месяцы обучения. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по гиперактивности, мы пришли к идее использовать возможности сенсорной комнаты для коррекции психо-эмоционального состояния обучающихся.
Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Она является профилактическим средством школьного переутомления, особенно для младших школьников. Сенсорная комната помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции центральной нервной системы в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.
Методика работы с мультисенсорным оборудованием, описанная А.И.Титарь, основана на поэтапном включении синхронизации и усилении всех сенсорных потоков путем различных видов стимулирующего воздействия. Основная цель здесь гармонизация внутреннего мира ребенка через стимулирование сенсорного развития, компенсацию сенсорных впечатлений, сохранение и поддержку его индивидуальности.
В ходе работы был определен методический инструментарий оценки степени склонности ребенка к гиперактивному поведению:
- методика “ДА и НЕТ” для диагностики степени произвольности внимания детей;
- методика “Вежливость” для диагностики уровня произвольности поведения детей;
- методика “Обведение контура” для диагностики уровня концентрации внимания и моторно-двигательного развития детей;
- анкетирование педагогов и родителей для выявления степени выраженности симптомов гиперактивного поведения у ребенка.
Этапы работы
I этап —диагностический-сентябрь 2010 года
- изучение психолого-педагогической литературы, опыта педагогов-новаторов;
- изучение методик диагностики для определения психо-эмоционального состояния ребенка;
- сбор информации об обучающихся;
- аналитико-диагностическая деятельность (выясняется исходный уровень развития внимания, психофизического состояния детей и эмоционального восприятия);
- поиск форм, методов, способов развития учащихся.
Предполагаемые результаты:
В зависимости от исходного уровня развития внимания, памяти, мышления и эмоционально-личностной сферы, определяются группы обучающихся для занятий в сенсорной комнате.
II этап - формирующий – октябрь-апрель 2010 года
- использование на практике разных приемов, методов коррекционной работы;
- использование диагностических методик для самооценки, самоанализа и самокоррекции поведения;
- наблюдение динамики развития учащегося;
- прогнозирование развития изучаемой проблемы.
Предполагаемые результаты:
- улучшение внимания, памяти, мышления, координации движения и сформированности эмоционально-личностной сферы;
- приобретение навыков произвольной саморегуляции, снижение тревожности, формирование умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих, умение взаимодействовать в группе, достижение состояния расслабления.
III – заключительный этап – май 2011 года
- определение сформировавшегося уровня развития личностных качеств обучающихся;
- повторная диагностика и анализ полученных результатов;
- определение перспектив и путей развития ребенка.
Предполагаемые результаты:
- развитие навыков самоорганизации, саморегуляции и управления своими эмоциями и поведением;
- сохранение психологического и физического здоровья;
- адекватная самооценка ребенка;
- развитие познавательных процессов;
- наличие опыта позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом.
Результативность работы и проблемы для перспективного решения
Сводная таблица результатов диагностики до и после коррекционной работы с гиперактивными детьми младшего школьного возраста
Методика | До коррекции | После коррекции | Динамика |
Методика “Да и нет”- определение уровня развития произвольного внимания (количество ошибок) | 42 | 35 | - 7 / 17% |
Методика “Вежливость”- определение произвольной двигательной активности (количество ошибок) | 20 | 15 | -5 / 25% |
Методика “Обведение контура”- определение моторно-двигательной активности (количество баллов) | 65 | 100 | +35 / 35% |
Анкетирование родителей - выраженность симптомов гиперактивного поведения(количество баллов) | 987 | 979 | -8/1% |
Анализируя данных таблицы, мы видим снижение уровня гиперактивности по методике “Да и нет” на 17% (количество допущенных ошибок сократилось в среднем на 7 баллов); по методике “Вежливость”- на 25% (количество допущенных ошибок сократилось в среднем на 5 баллов); по методике “Обведение контура” количество баллов увеличилось на 35%, что позволяет нам сделать вывод о развитии произвольности моторно- двигательной активности. Анкетирование родителей показало незначительное снижение выраженности симптомов гиперактивного поведения.Следовательно, можно сказать, что систематические занятия в сенсорной комнате способствуют формированию у гиперактивных детей навыков самоорганизации, саморегуляции, управления своими эмоциями и поведением, и данную работу требуется продолжить, установи при этом тесное взаимодействие и сотрудничество с родителями обучающихся.
Методическим результатом реализации данного проекта является создание школьной программы “Коррекция гиперактивного поведения младших школьников” (приложение 1), в совершенствовании которой мы видим перспективы развития системы психолого-педагогической поддержки обучающихся средствами сенсорной комнаты.
Публикации
В январе 2011 года в рамках представления опыта работы институциональной творческой лаборатории “Образование и здоровье” на районном смотре-конкурсе профессиональных объединений образовательных учреждений муниципального образования Надымский район “Прекрасен наш союз...” Тарасовой Е.М. показано коррекционное занятие с гиперактивными детьми в сенсорной комнате.
Литература
- Гафиатулина Н.Х. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов: психологические подсказки. – Ростов н/Дону: Феника, 2009. – 283с.
- Голубь Л.А. Исследовательская деятельность и исследовательская компетентность как две категории педагогики: Научно-методическое пособие: В 2 частях. – Ижевск: Изд. ИПК и ПРО УР, 2010. – 136с.
- Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Школа – Пресс, 2000. – 112с.
- Программа занятий в сенсорной комнате “Маленький принц” для детей 6-12 лет с синдромом гиперактивности и дефицита внимания [Электронный ресурс]: www.trepsy.net/world
- Руководство по использованию восьмицветного теста Люшера / Сост. О.Ф.Дубровская. - М.: “Когито-Центр”, 2003. – 63с.
- Титарь А.И. Игровые и развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. - М.: АРКТИ, 2008. – 88с.
- www.orlenok-kmv.ru
- www.nmn-kl.21308s01.edusite.ru
- www.bestreferat.ru