Цели занятия:
- помочь учащимся научиться строить свое поведение в природе на основе знаний и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков;
- развивать наблюдательность, фантазию, мышление;
- прививать любовь к природе.
Ход мероприятия
Учитель: Слово «экология» образовалась от двух греческих слов «экос», что значит «дом», и «логос» – наука. Экология – это наука о доме. Для человечества домом является вся наша огромная и в то же время такая маленькая планета Земля. Наша планета Земля добра к нам. Она помогает нам жить. Ответим же ей теплом на тепло, любовью на любовь. Многие художники, поэты, писатели посвятили свои произведения природе.
Слайд 2
Учитель: Ребята! Сегодня в нашей интеллектуальной игре «В мире природы» попробуют свои силы три команды.
Разминка
Начнем мы игру с разминки. Приглашаются капитаны команд. По очереди отвечают на вопросы кроссворда. За каждый правильный ответ получают по 2 балла, если просите помощи команды, то зарабатываете 1 балл.
Если вы правильно ответите на все вопросы, то узнаете, какое животное является национальной гордостью России.
См. приложение. Кроссворд.
- «Самый маленький хищник» называют этого зверька. Неутомимый охотник за полёвками и мышами. (Ласка)
- Его называют «лесным великаном». Кормится корой и ветками деревьев. (Лось)
- Какое дерево используют для изготовления лыж? (Берёза)
- Эта птица умело подражает голосам других птиц. (Скворец)
- Эта серая птица небольшого размера. Ловко ползает по деревьям головой вниз. (Поползень)
- След какого зверя похож на след человека? (Медведь)
Учитель: Соболь – национальная гордость России. И не только потому, что водится в основном только у нас. Этот замечательный зверек по внешнему виду напоминает куницу. Зимний мех соболя необычайно густой, пушистый, нежный, исключительно красивого черно-бурого цвета. Мех соболя во все времена ценился выше золота. А 30 лет назад ученые вывели новую породу – «черного» соболя.
Слайд 3
Головоломка (растения, птицы, звери Алтайского края)
См. приложение
За каждое найденное слово – 1 балл. Слова могут читаться вверх, вниз, влево, вправо, но НЕ пересекаться!
Задание для команды 1: найдите названия птиц обитающих в Алтайском крае.
Задание для команды 2: найдите названия зверей обитающих в Алтайском крае.
Задание для команды 3: найдите названия растений Алтайского края.
Кто из данных представителей занесен в Красную книгу? (за правильный ответ – 1 балл) Слайд 4
Экологические загадки
Каждая команда получает по 1 вопросу (за правильный ответ – 3 балла)
1) Наблюдая за птицами в природе, можно отметить, что самцы окрашены гораздо ярче самок. Как вы думаете, почему?
Яркой окраской самцы птиц привлекают самочек во время брачного периода. Самочкам же, напротив, при высиживании птенцов в гнезде нужно быть как можно незаметнее среди листвы и деревьев.
2) Как известно, кукушка не вьет гнезда и не высиживает птенцов. Что заставляет кукушку бросать своих детей?
За сезон кукушка откладывает 25-30 яиц (2-3 яйца в неделю). Птенцы вылупляются постепенно. Значит, когда из яйца, отложенного первым, вылупляется птенец, его нужно кормить, летая за кормом. Оставшиеся яйца неминуемо погибли бы без тепла и защиты. Приходится кукушке откладывать яйца в разные гнезда птиц, сохраняя тем самым жизнь своим детям.
3) Зимой в наших лесах часто можно встретить стайки клестов. Известно, что эта птица не боится морозов и даже птенцов выводит в холода. Почему она так поступает?
Ответ можно дать в стихах:
Трещат морозы, снег кругом,
Но холод птицам нипочем.
Ведь это гость сибирский – клёст.
Умен он очень и не прост.
Птенцов заводит лишь тогда,
Когда в лесу «растёт» еда –
Большие шишки. Семя – плод
Он с наслаждением клюет.
Пусть дуют ветры, злой мороз,
Но у клеста всегда вверх нос!
Точнее крестик – клюв. И вот…
Птенцы с едой, отец поёт! (М.В. Телеганова)
От кого жалоба?
Каждая команда получает карточку с «жалобой». Догадайся от кого послание? (за правильный ответ – 1 балл)
1. «Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. А польза от меня людям большая. Придумывают про меня, напраслину наводят, будто от меня бородавки появляются!»
Какие жабы и лягушки водятся в Алтайском крае? 1 балл за правильный ответ. (серая жаба, остромордая лягушка) Слайд 5
2. «На земном шаре нет такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, будто мы кровь пьем – вампиры. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились...»
Какие летучие мыши водятся в Алтайском крае ? (рыжая вечерница, ушан, водяная ночница, северный и двухцветный кожан) Слайд 6
3. «Суеверия существуют практически среди всех народов. Согласно ему, я способна вползти спящему человеку в ухо и прокусить барабанную перепонку или же вызвать смертельный недуг. А на самом деле это не так. Мы питаемся слизнями, тлями, другими мелкими членистоногими, тем самым помогая защищать от них различные сельскохозяйственные культуры.»
Уховертка говорит о своей пользе. А приносит ли она вред? (уховертка нередко повреждает многие овощные и декоративные растения. И личинки, и взрослые особи выгрызают отверстия в листьях, повреждают побеги, объедают лепестки цветков.) Слайд 7
Угадай. кто я?
Каждая команда получает по вопросу.
- Я имею восемь глаз, которые позволяют мне видеть впереди, сзади, сверху, снизу и по сторонам. И ног у меня тоже восемь. (Паук)
- У меня прекрасное зрение, тонкий слух и удивительное чуть: считают, что оно сильнее обоняния человека в миллион раз. А еще про меня говорят, что меня «ноги кормят» (Волк)
- Я удивительное насекомое. Я «пою» крыльями, «слушаю» ногами, я могу оставить её врагу и удрать без неё. (Кузнечик)
Веришь – не веришь
Вопросы задает учитель по порядку каждой команде. За правильный ответ – 1 балл.
- Верите ли вы, что мхи и лишайники растут с южной стороны деревьев и пней? (Нет. С северной.)
- Верите ли вы, что клесты рождаются с прямыми клювами? (Да. Но как только молодой клест начинает доставать еловые семечки клюв его загибается крест-накрест.)
- Верите ли вы, что птицы сеют лес? (Да. Семена и косточки съеденных растений не перевариваются, а проходят через кишечник, а затем разносятся птицами в разные места.)
- Верите ли вы, что лиса зимой спит? (Нет. Она не впадает в спячку.)
- Верите ли вы, что ласточка, чтобы прокормить птенцов делает до 500 вылетов в сутки? (Да)
- Верите ли вы, что волк – санитар леса? (Да. К волку на обед, прежде всего, попадают старые, слабые и больные животные.)
- Верите ли вы, что муравьи ориентируются в муравейнике по запаху? (Да.)
- Верите ли вы, что живица – это насекомое? (Нет. Это прозрачная смола, которая вытекает из трещин коры хвойных деревьев: она используется в медицине и парфюмерии.)
- Верите ли вы, что ежи плохо видят? (Да. Поэтому он не убегает в случае опасности, а сворачивается клубком.)
Легенды о цветах
Старинная славянская легенда рассказывает, что в ночь на Ивана Купалу полевые и лесные цветы устраивают хороводы. Соберутся ландыши, васильки, астры, гвоздики, розы, тюльпаны, другие цветы, даже чертополох с красавкой тихо-тихо веселятся...
Колокольчики позванивают, маки лепестками-крылышками размахивают, ромашки в вальсе с васильками кружатся, и так все у цветов складно получается, что звезды на небе начинают моргать от удивления...
О каком растении говорится в легенде?
Слайд 8
- Согласно легенде в полночь перед Ивановым днем это растение на несколько мгновений зацветает ярко-огненным цветком с волшебными свойствами. Около полуночи из листьев его внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Кто отыщет этот цветок и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем. (Папоротник)
Слайд 9
- Одна из легенд рассказывает, что цветок влюбился в весну, а когда она ушла, он так горько плакал, что кровь выступила у него из сердца и окрасила слёзы. Это красные плоды. Которые появляются на стебле после цветения.
Другая легенда рассказывает так: горючие слезы Богородицы по распятому Сыну падали на землю, и на их месте выросли белые цветы, на которых потом появились красные плоды, как капли Христовой крови. (Ландыш)
Слайд 10
- А вот еще одна красивая польская легенда.
На дворе стояла суровая зима. В избушке, стоявшая в горах, жила семья. Отец семейства пошел по свету в поисках работы, а жена и двое детей остались его ждать. Под конец января вдруг занемог мальчик, и знахарка определила недуг, но для его лечения нужны были свежие цветы и листья. Отправилась тогда его сестра в поисках растений и увидела, что все кругом сковано льдом и покрыто снегом. Бросилась она на землю и стала горько плакать.
Эти горячие и сердечные слезы девушки пробили снежный покров, добрались до земли и разбудили нежные цветы. Они начали пробивать себе дорогу через толстый слой снега и, наконец, выползли на поверхность. И всюду, где плакала девочка, поднимались из земли белые цветы. Юная красавица нарвала их, принесла домой, и братишка был спасен. (Подснежник)
Экологические знаки
Участники получают задание придумать и нарисовать к картинкам предупреждающие или запрещающие знаки, которые можно было бы установить в лесу, у реки, в парке. Эти знаки должны защищать какие-то интересы и права животных и растений (За каждый знак команда получает по 1 баллу).
На слайдах дети проверяют, правильно ли нарисовали знаки.
Слайды 11–16
Жюри подводит итоги. Награждают победителей грамотами.