Интеллектуально-экологическая игра "В мире природы"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Экология


Цели занятия:

  • помочь учащимся научиться строить свое поведение в природе на основе знаний и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков;
  • развивать наблюдательность, фантазию, мышление;
  • прививать любовь к природе.

Ход мероприятия

Учитель: Слово «экология» образовалась от двух греческих слов «экос», что значит «дом», и «логос» – наука. Экология – это наука о доме. Для человечества домом является вся наша огромная и в то же время такая маленькая планета Земля. Наша планета Земля добра к нам. Она помогает нам жить. Ответим же ей теплом на тепло, любовью на любовь. Многие художники, поэты, писатели посвятили свои произведения природе.

Слайд 2

Учитель: Ребята! Сегодня в нашей интеллектуальной игре «В мире природы» попробуют свои силы три команды.

Разминка

Начнем мы игру с разминки. Приглашаются капитаны команд. По очереди отвечают на вопросы кроссворда. За каждый правильный ответ получают по 2 балла, если просите помощи команды, то зарабатываете 1 балл.

Если вы правильно ответите на все вопросы, то узнаете, какое животное является национальной гордостью России.

См. приложение. Кроссворд.

  1. «Самый маленький хищник» называют этого зверька. Неутомимый охотник за полёвками и мышами. (Ласка)
  2. Его называют «лесным великаном». Кормится корой и ветками деревьев. (Лось)
  3. Какое дерево используют для изготовления лыж? (Берёза)
  4. Эта птица умело подражает голосам других птиц. (Скворец)
  5. Эта серая птица небольшого размера. Ловко ползает по деревьям головой вниз. (Поползень)
  6. След какого зверя похож на след человека? (Медведь)

Учитель: Соболь – национальная гордость России. И не только потому, что водится в основном только у нас. Этот замечательный зверек по внешнему виду напоминает куницу. Зимний мех соболя необычайно густой, пушистый, нежный, исключительно красивого черно-бурого цвета. Мех соболя во все времена ценился выше золота. А 30 лет назад ученые вывели новую породу – «черного» соболя.

Слайд 3

Головоломка (растения, птицы, звери Алтайского края)

См. приложение

За каждое найденное слово – 1 балл. Слова могут читаться вверх, вниз, влево, вправо, но НЕ пересекаться!

Задание для команды 1: найдите названия птиц обитающих в Алтайском крае.

Задание для команды 2: найдите названия зверей обитающих в Алтайском крае.

Задание для команды 3: найдите названия растений Алтайского края.

Кто из данных представителей занесен в Красную книгу? (за правильный ответ – 1 балл) Слайд 4

Экологические загадки

Каждая команда получает по 1 вопросу (за правильный ответ – 3 балла)

1) Наблюдая за птицами в природе, можно отметить, что самцы окрашены гораздо ярче самок. Как вы думаете, почему?

Яркой окраской самцы птиц привлекают самочек во время брачного периода. Самочкам же, напротив, при высиживании птенцов в гнезде нужно быть как можно незаметнее среди листвы и деревьев.

2) Как известно, кукушка не вьет гнезда и не высиживает птенцов. Что заставляет кукушку бросать своих детей?

За сезон кукушка откладывает 25-30 яиц (2-3 яйца в неделю). Птенцы вылупляются постепенно. Значит, когда из яйца, отложенного первым, вылупляется птенец, его нужно кормить, летая за кормом. Оставшиеся яйца неминуемо погибли бы без тепла и защиты. Приходится кукушке откладывать яйца в разные гнезда птиц, сохраняя тем самым жизнь своим детям.

3) Зимой в наших лесах часто можно встретить стайки клестов. Известно, что эта птица не боится морозов и даже птенцов выводит в холода. Почему она так поступает?

Ответ можно дать в стихах:

Трещат морозы, снег кругом,
Но холод птицам нипочем.
Ведь это гость сибирский – клёст.
Умен он очень и не прост.

Птенцов заводит лишь тогда,
Когда в лесу «растёт» еда –
Большие шишки. Семя – плод
Он с наслаждением клюет.

Пусть дуют ветры, злой мороз,
Но у клеста всегда вверх нос!
Точнее крестик – клюв. И вот…
Птенцы с едой, отец поёт! (М.В. Телеганова)

От кого жалоба?

Каждая команда получает карточку с «жалобой». Догадайся от кого послание? (за правильный ответ – 1 балл)

1. «Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. А польза от меня людям большая. Придумывают про меня, напраслину наводят, будто от меня бородавки появляются!»

Какие жабы и лягушки водятся в Алтайском крае? 1 балл за правильный ответ. (серая жаба, остромордая лягушка) Слайд 5

2. «На земном шаре нет такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, будто мы кровь пьем – вампиры. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились...»

Какие летучие мыши водятся в Алтайском крае ? (рыжая вечерница, ушан, водяная ночница, северный и двухцветный кожан) Слайд 6

3. «Суеверия существуют практически среди всех народов. Согласно ему, я способна вползти спящему человеку в ухо и прокусить барабанную перепонку или же вызвать смертельный недуг. А на самом деле это не так. Мы питаемся слизнями, тлями, другими мелкими членистоногими, тем самым помогая защищать от них различные сельскохозяйственные культуры.»

Уховертка говорит о своей пользе. А приносит ли она вред? (уховертка нередко повреждает многие овощные и декоративные растения. И личинки, и взрослые особи выгрызают отверстия в листьях, повреждают побеги, объедают лепестки цветков.) Слайд 7

Угадай. кто я?

Каждая команда получает по вопросу.

  • Я имею восемь глаз, которые позволяют мне видеть впереди, сзади, сверху, снизу и по сторонам. И ног у меня тоже восемь. (Паук)
  • У меня прекрасное зрение, тонкий слух и удивительное чуть: считают, что оно сильнее обоняния человека в миллион раз. А еще про меня говорят, что меня «ноги кормят» (Волк)
  • Я удивительное насекомое. Я «пою» крыльями, «слушаю» ногами, я могу оставить её врагу и удрать без неё. (Кузнечик)

Веришь – не веришь

Вопросы задает учитель по порядку каждой команде. За правильный ответ – 1 балл.

  1. Верите ли вы, что мхи и лишайники растут с южной стороны деревьев и пней? (Нет. С северной.)
  2. Верите ли вы, что клесты рождаются с прямыми клювами? (Да. Но как только молодой клест начинает доставать еловые семечки клюв его загибается крест-накрест.)
  3. Верите ли вы, что птицы сеют лес? (Да. Семена и косточки съеденных растений не перевариваются, а проходят через кишечник, а затем разносятся птицами в разные места.)
  4. Верите ли вы, что лиса зимой спит? (Нет. Она не впадает в спячку.)
  5. Верите ли вы, что ласточка, чтобы прокормить птенцов делает до 500 вылетов в сутки? (Да)
  6. Верите ли вы, что волк – санитар леса? (Да. К волку на обед, прежде всего, попадают старые, слабые и больные животные.)
  7. Верите ли вы, что муравьи ориентируются в муравейнике по запаху? (Да.)
  8. Верите ли вы, что живица – это насекомое? (Нет. Это прозрачная смола, которая вытекает из трещин коры хвойных деревьев: она используется в медицине и парфюмерии.)
  9. Верите ли вы, что ежи плохо видят? (Да. Поэтому он не убегает в случае опасности, а сворачивается клубком.)

Легенды о цветах

Старинная славянская легенда рассказывает, что в ночь на Ивана Купалу полевые и лесные цветы устраивают хороводы. Соберутся ландыши, васильки, астры, гвоздики, розы, тюльпаны, другие цветы, даже чертополох с красавкой тихо-тихо веселятся...
Колокольчики позванивают, маки лепестками-крылышками размахивают, ромашки в вальсе с васильками кружатся, и так все у цветов складно получается, что звезды на небе начинают моргать от удивления...

О каком растении говорится в легенде?

Слайд 8

  • Согласно легенде в полночь перед Ивановым днем это растение на несколько мгновений зацветает ярко-огненным цветком с волшебными свойствами. Около полуночи из листьев его внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Кто отыщет этот цветок и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем. (Папоротник)

Слайд 9

  • Одна из легенд рассказывает, что цветок влюбился в весну, а когда она ушла, он так горько плакал, что кровь выступила у него из сердца и окрасила слёзы. Это красные плоды. Которые появляются на стебле после цветения.

Другая легенда рассказывает так: горючие слезы Богородицы по распятому Сыну падали на землю, и на их месте выросли белые цветы, на которых потом появились красные плоды, как капли Христовой крови. (Ландыш)

Слайд 10

  • А вот еще одна красивая польская легенда.
    На дворе стояла суровая зима. В избушке, стоявшая в горах, жила семья. Отец семейства пошел по свету в поисках работы, а жена и двое детей остались его ждать. Под конец января вдруг занемог мальчик, и знахарка определила недуг, но для его лечения нужны были свежие цветы и листья. Отправилась тогда его сестра в поисках растений и увидела, что все кругом сковано льдом и покрыто снегом. Бросилась она на землю и стала горько плакать.

Эти горячие и сердечные слезы девушки пробили снежный покров, добрались до земли и разбудили нежные цветы. Они начали пробивать себе дорогу через толстый слой снега и, наконец, выползли на поверхность. И всюду, где плакала девочка, поднимались из земли белые цветы. Юная красавица нарвала их, принесла домой, и братишка был спасен. (Подснежник)

Экологические знаки

Участники получают задание придумать и нарисовать к картинкам предупреждающие или запрещающие знаки, которые можно было бы установить в лесу, у реки, в парке. Эти знаки должны защищать какие-то интересы и права животных и растений (За каждый знак команда получает по 1 баллу).

На слайдах дети проверяют, правильно ли нарисовали знаки.

Слайды 11–16

Жюри подводит итоги. Награждают победителей грамотами.

Презентация.