Цели урока: сформировать представление о деепричастии как части речи
Знать:
- что такое деепричастие,
- что обозначает деепричастие,
- какие признаки наречия и глагола имеют деепричастия
Уметь:
- опознавать деепричастие в предложении;
- называть признаки наречия и глагола у деепричастия;
- определять деепричастие как член предложения
Ход урока
I. Психологический настрой.
Целеполагание. Используются приёмы:
Визуальные:
- работа над понятием
- домысливание
- группировка
Аудиальные:
- подводящий диалог
- проблема предыдущего урока
Какие части речи вы знаете? Какие из них уже изучили? Какая часть речи связана с глаголом? (причастие). А как? Приведите примеры причастий и докажите, как они связаны с глаголом?
--- улыбающийся--- образовано от глагола улыбаться. Как? Хорошо. А какие признаки глагола имеет данное причастие? (вид, время, возвратность).
А можно ли от глагола улыбаться ещё образовать слова? Улыбаясь. Верно.
На какой вопрос отвечает? Что делая? Можно сказать, что часть речи улыбаясь
тоже глагольная форма? (да).Почему? Составьте предложение, включив в него глагол.
Девушка шла, чему-то улыбаясь.
Какое слово будет обозначать основное действие, а какое - добавочное?
--- Шла --- основное --- что делала?
--- Улыбаясь --- добавочное --- что делая?
Итак, мы подошли к изучению новой части речи – деепричастию.
Тема урока: «Деепричастие как часть речи».
Давайте обозначим цели нашего урока (дети называют цели урока)
II Объяснение нового материала. Используется интерактивная доска.
Рассмотрим предложения и определим:
- деепричастия в предложениях;
- признаки глагола и наречия у деепричастия.
Льды, растаяв, становятся синью в реке.
Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек.
Какими признаками глагола и наречия обладают деепричастия?
Итак, что мы уже знаем о деепричастии? Умеем ли находить в предложении?
Каких целей уже достигли?
III Закрепление нового материала.
Работаем со схемой.
-- Рассказать, что вы знаете о деепричастии. В чём испытываете затруднения?
Над чем ещё нужно поработать?
IV Усвоение нового материала.
Работа в парах:
- найти деепричастие, обозначить признаки глагола.
- найти деепричастие, обозначить признаки наречия.
1. Стаи птиц, хлопая крыльями, поднимаются вверх. 2. Выйдя из дома, человек направился к машине. 3. Разложив игры, дети сели в кружок.
Работа в группах:
Задание одинаковое, но предложения разные.
Списать предложения, подчеркнуть деепричастия как члены предложения, обозначить их вид.
I группа. 1) Первые лучи солнца, пробив тучи, блеснули в небе. 2) Велев седлать лошадей, я оделся и сбежал к купальне. 3) На поляне, не торопясь, бежал какой-то зверь.
II группа. 1) Мальчик шёл, не смотря под ноги. 2) Приземлившись, парашютист огляделся вокруг. 3) Мама отдыхала, сидя в кресле.
III группа. 1) Старик угрюмо сидел на облучке, отворотясь от меня. 2) Шлёпая по воде лапами, медведица вышла на берег. 3) Достигнув леса, она остановилась.
V Индивидуальная работа по ИОУП
(индивидуально-ориентированным учебным планам).
(самостоятельная работа).
VI Рефлексия.
Возвращаемся к целям урока, которые вы поставили перед собой в начале урока. Итак, что вы узнали? Чему научились? Что вызвало затруднения?
Достигли ли вы своих целей?
VII Домашнее задание.
Работа по ИОУПам.