Пояснительная записка
Цель мастер-класса: представление опыта работы по использованию групповых технологий обучения в рамках апробации учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» под редакцией Л.В. Полякова.
Задачи мастер-класса: обеспечить максимальное восприятие изучаемого курса с учетом использования следующих методов познания:
- сравнительно-исторический метод (анализ и оценка изучаемых событий);
- метод позитивизма (интерпретация фактов);
- метод неокантианства (метод логического восполнения отсутствующих фактов); 4) метод от противного (метод не согласия или опровержения мнения оппонента, с учетом использования конкретных доказательств).
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Содержание урока охватывает документальные материалы, публицистические данные, исследовательские наработки и т.д.
Оборудование: интерактивная доска; проектор; мультимедийная аппаратура.
Форма проведения мастер-класса: имитационная игра с демонстрацией приемов эффективной работы со слушателями.
Ход проведения
I. Теоретическая часть
Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Мировоззрение учащихся формируется на основе развития интеллектуальной и эмоциональной сфер личности.
Проблемность изложения материала является важной отличительной чертой учебника. Большую помощь оказывает методический аппарат, который также построен на основе максимального использования проблемного подхода.
Основные методические приемы:
- разработка проблемных вопросов, ситуаций;
- перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию;
- определение формы решения проблемных ситуаций.
Рассказ педагога о проекте урока можно сопроводить в форме имитационной игры со слушателями. Рассмотрим методику проведения урока на тему « Россия в глобальном мире: вызовы и задачи».
Данный урок изучается в конце курса и поэтому к изучению проблемы выпускники школы приступают с определенным запасом знаний, ценностных оценок, с устоявшейся жизненной позицией. Содержание и форму урока необходимо построить с учетом жизненного опыта и мировоззренческих позиций ученика. Роль учителя заключается в организации познавательной деятельности детей, обобщении и систематизации материала по проблеме, предупреждение затруднений, моральной поддержке отдельных учащихся. Содержание текста требует осмысления, критического подхода к некоторым выводам и определениям, в связи, с чем усиливается роль учителя в обеспечении помощи учащихся.
Основная идея урока заключается в выборе общей позиции в условиях открытого диалога, в котором учащиеся покажут не только понимание сущности и значения обсуждаемой проблемы, но и осмысление ее в связи с собственной позицией. Поэтому одним из элементов урока будет дискуссия в форме игрового моделирования «Мозговой штурм».
Цели урока:
- Обеспечение понимания ключевых понятий темы;
- Формирование целостного представления России в глобальном мире;
- Развитие мыслительной деятельности учащихся, с учетом критического мышления.
Задачи урока:
- Воспитание подрастающего поколения через призму общечеловеческих ценностей;
- Осмыслить и усвоить основные понятия, связанные с изучаемой темой;
- Научиться анализировать современные общественные процессы;
- Высказывать свое мнение по современным проблемам общественной жизни;
- Закрепить навыки участия в групповой работе, с учетом самостоятельной работы;
- Повысить свою самооценку.
Оформление доски: тема, содержание плана, домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация заключительной главы: «Россия в глобальном мире: вызовы и задачи», будет проводиться в форме тестирования по разделам ниже указанного плана.
Тема: Россия в глобальном мире: вызовы и задачи.
План
I. Тест (3 мин)
- Угрозы и вызовы для России в XXI веке.
- Экономические, социальные, военные риски для России.
- Решение национальных задач на основе на основе эффективной демократии.
- Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI веке.
Итог тестирования подводит группа экспертов по своим критериям в течение 2-х минут. Победившей группе вручают орден «ПРАКТИКА».
II. Дебаты на тему: «ПРЕДВЫБОРНАЯ ПРОГРАММА»
- Предвыборные разработки партий «СДС» и «РКП» под общим названием «ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА» (5 минут).
Участники партий СДС и РКП составляют программу, в которой отражены на их взгляд основные приоритеты развития государства. Затем лидеры партий знакомят нас с содержанием своих программ. Время на презентацию программ отводим партиям не более 2-х минут. - Прессинг актуальных вопросов на тему «ВЫБОРЫ».
Этот вид дискуссии посвящен однозначному ответу на поставленный вопрос – не знаю, да или нет. Участие в прессинге принимают все участники, но только путем индивидуального голосования. Время прессинга –3 минуты. - Итоги дебатов подводит группа экспертов по своим критериям в течение 2-х минут. Победившей партии присуждают званье «ПАРТИЯ БУДУЩЕГО».
III. Диспут на тему: «Истоки гражданского воспитания»
- Ознакомление со статьей – 6 мин.
- Рассуждение на тему «Истоки гражданского воспитания»
Отведенное время на дискуссию – 6 минут. - Итоги диспута. Группа экспертов анализирует выступления участников, а затем присуждает самому активному участнику орден «ЗНАТОКА.
Время итога – 2 минуты.
IV. Мозговой штурм на тему: «НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ»
Учащиеся класса поделены на две команды: «ОБЩЕСТВОВЕДОВ» и «ПАТРИОТОВ».
- Составить письменный критерий на тему «Национальная идея России». Временные сроки – 5 минут.
- Анализ разработок – 4 минуты.
- Итог «МОЗГОВОГО ШТУРМА» – награждение группой экспертов победившую команду орденом «ТЕОРЕТИКА».
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание: итоговое повторения курса «Обществознание»
3. Развернутый план урока мастер-класса.
Вступительная часть.
XXI век для глобального мира является веком колоссальных изменений, и поэтому нам важно сегодня усвоить, как отражается глобализация в России. Сейчас мы проведем тестирование на тему «Россия в глобальном мире».
Тестирование носит групповой характер и поэтому участников мероприятия условно поделим на две группы: 1) группа ЛИБЕРАЛОВ; 2) группа КОНСЕРВАТОРОВ.
I. ТЕСТ (Приложение 1; СЛАЙДЫ: 2-15)
Критерий оценивания формы тестирования:
Ключ к тесту: 1. а, б, в, г, ж (5 б.); 2. в, г, д (3 б.); 3. а, б (2 б.); 4. а, б, г (3 б.); 5. а, б, г, в (4 б.); 6. а, г, д, е, з, и, к (7 б.); 7. б, г, д, е, ж (5 б.); 8. а, б, е (3 б.) ; 9. а, в, д, ж (4 б.); 10. а (1 б.); 11. б (1 б.); 12. б (1 б.); 13. в (1 б.); 14. б, в, д, е (4 б.); 15. г (1 б.); 16. б (1 б.); 17. параллель (6 б.); 18. г, д, е (3 б.); 19. а, б, д (3 б.); 20. параллель (5 б.); 21. параллель (5 б.); 22. б, г, д (3 б.).
Итого «71» баллов
II. Дебаты та тему«ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ».
(СЛАЙДЫ 16-18)
Задание №1.
Члены партий «СДС» и «КПР» в течение 5 минут должны составить «ПРОГРАММУ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА», с учетом следующих критерий:
- Каким образом вы предлагаете решить проблему бедности?
- Через призму, каких ценностей вы можете построить сильное государство?
- Как вы хотите достигнуть политическую и экономическую стабильность в стране?
- Какие меры предпримет ваша партия для укрепления вертикали власти?
- Каким образом вы предлагаете бороться с коррупцией?
- Какую цель преследует ваша партия?
- В чем превосходство вашей партии?
С истечением отведенного времени лидер партии «СДС» на очной ставке с лидером «КПР» знакомят нас приоритетами своих партийных программ.
Критерий оценивания «ЗАДАНИЯ» №1
Группа экспертов анализирует выступления лидеров партий, а затем оценивает их по ниже указанным критериям:
- Ораторское искусство (5 б, 4б, 3 б, 2 б, 1 б, 0 б).
- Объективность (5 б, 4б, 3 б, 2 б, 1 б, 0 б).
- Вотум доверия (5 б, 4б, 3 б, 2 б, 1 б, 0 б).
- Оценка программы (5 б, 4б, 3 б, 2 б, 1 б, 0 б).
Задание №2
Прессинг актуальных вопросов на тему «ВЫБОРЫ». (Приложение 2) (СЛАЙДЫ 19-24)
Этот вид дискуссии посвящен однозначному ответу на поставленный вопрос – «НЕ ЗНАЮ», «ДА», или «НЕТ»
Участие в прессинге принимают все участники, но только путем индивидуального голосования. Время прессинга – 3 минуты
Критерий оценивания задания №2
В ходе индивидуального голосования партий, группа экспертов подсчитывает количество голосовавших за варианты: а), б), в).
Затем эксперты подводят итоги по результатам вашего голосования:
Если в ваших ответах преобладает вариант «А», то печальной будет судьба нашего Отечества. А это означает, что и Ваша судьба незавидна. Вы абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от вашего голоса зависит многое.
Если в ваших ответах преобладает вариант «Б», то Вы не многим отличаетесь от предыдущего «ИЗБИРАТЕЛЯ». Вы ничего не поняли из данной темы, и думаете, что Вас политика никогда не коснется: «Я, МОЛ, ЧЕЛОВЕК МАЛЕНЬКИЙ».
Если в ваших ответах преобладает вариант «В», то все в порядке. Наша страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и Вы.
Результаты голосований:
«СДС»
- Вариант «А» –
- Вариант «Б» –
- Вариант «В» –
«РКП»
- Вариант «А» –
- Вариант «Б» –
- Вариант «В» –
Заключительное слово экспертов.
Подводя итоги дебатов важно подчеркнуть следующее:
- Человек должен жить в мире, не рискуя погибнуть в войне, не боясь потерять близких, правильный выбор должен обеспечить мир;
- Сознательное участие в выборах – это первейший долг гражданина, который озабочен своим будущим, будущим своих детей, своей Родины.
Поэтому участие в выборах каждого очень важно.
III. Диспут на тему: «Истоки гражданского воспитания».
Диспут – лат.«рассуждать, спорить». Диспут является одной из самых ранних форм преподавания в высшем образовании, которая использовалась в средневековых университетах. Данная форма заключается в том, что существует вводное выступление (как правило, подготовленное заранее), которое ставит проблему, или же показывает определенный взгляд на проблему, а в дальнейшем обсуждается само выступление, а через него (опосредованно) и проблема. Диспут может быть по содержанию изложенного или же по форме изложения (приемам риторики). В диспуте обычно участники относятся и обращаются не к самому выступающему, а к изложенной информации (его сообщению).
1. Истоки гражданского воспитания. (Приложение 3 СЛАЙДЫ 19-24)
2. Рассуждение на тему «Истоки гражданского воспитания»
ВОПРОСЫ.
- Попробуйте определить исторические условия, в которых происходит деятельность личности?
- Определите задачи, которые стремится решить исторический деятель?
- Интересы, какого класса выражает исторический деятель?
- Насколько вам близки его переживания?
- Можно ли считать диссидентов – правозащитников «террористами»?
- Насколько злободневна на ваш взгляд проблема «БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТИ»?
3. Критерий оценивания «ДИСПУТА»:
- Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.
- Логичность: последовательность изложения, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
- Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.д.
Группа экспертов анализирует выступления участников, а затем присуждает орден «ЗНАТОКА» I, II, III степени самым активным трем участникам.
IV. Мозговой штурм на тему: «НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ»
«УЧАСТНИКИ»:
- КОМАНДА «ОБЩЕСТВОВЕДОВ».
- КОМАНДА «ПАТРИОТОВ»
(Приложение 4 СЛАЙДЫ 25-28)
1. Составить памятку на тему: «НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ»
4 основных правил продуктивного этапа мозгового штурма:
- «Отказаться от всякой критики» – пресечение любых попыток анализа и критики.
- «Идеи должны быть максимально разнообразны, доходя в определенной мере до абсурда», т.к всегда все новое кажется по началу безумным и не вписывается в существующие представления.
- «Чем больше, тем лучше» – количество влечет за собой качество.
- «Приветствуется стремление к комбинации и усовершенствованию идей». Это побуждает предлагать не только свои идеи, но и развивать идеи партнеров по мозговому штурму.
Таким образом, в кратком виде эти требования можно сформулировать: ОТКАЗ ОТ КРИТИКИ – РАЗНООБРАЗИЕ – МАКСИМУМ ИДЕЙ – РАЗВИТИЕ ИДЕЙ. Поэтому в мозговом штурме атмосфера должна характеризоваться равенством, непринужденностью и увлекательностью Временные сроки – 5 минут.
2. Анализ разработок – 4 минуты.
Какими должны быть «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИДЕИ РОССИИ»?
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИДЕИ РОССИИ можно сгруппировать следующим образом:
- Наличие общей насыщенной культуры, которая должна включать колорит материальных, духовных и социальных ценностей;
- Наличие единой государственной целостности в рамках соблюдения гуманистических и конституционных прав гражданского общества;
- Осознанность гражданского общества, направленная на мирное сосуществование разных этносов нашей страны.
3. Итоги «МОЗГОВОГО ШТУРМА»- награждение группой экспертов победившую команду орденом «ТЕОРЕТИКА».
Критерий оценивания «МОЗГОВОГО ШТУРМА»:
- Анализ использованных аргументов и логику доказательств (5 б.; 4 б.; 3 б.).
- Определение объективности предлагаемых мер (5 б.; 4 б.; 3 б.).
- Оценка экономических, политических и этических основ памятки (5 б.; 4 б., 3 б.).
- Команда «ОБЩЕСТВОВЕДОВ» – … б
- Команда «ПАТРИОТОВ» – … б
Орденом «ТЕОРЕТИКА» награждена команда ...
V. Подведение итогов урока. (СЛАЙД 29)
Подводя итоги урока важно подчеркнуть следующее:
- Каждый из нас смог увидеть свои плюсы и минусы в ходе учебного процесса;
- На данном уроке мы определили место России в глобальном мире, а также смогли оценить задачи и вызовы, перед которыми стоит наша страна;
- Разработка проблемных вопросов и ситуаций была направлена на определение демократических преобразований;
- Необычность форм дискуссий заключалась в том, что содержание урока составлено с учетом таких методов, как сравнительно – исторический метод, метод позитивизма, метод неокантианства и метод от противного;
- Критерий оценивания соответствовал государственному стандарту и требованиям современности, что позволяет участникам определить уровень своей подготовки к «ЕГЭ».
VI. Домашнее задание: итоговое повторения курса «Обществознание».
БИБЛИОГРАФИЯ:
- «Элективные курсы в профильном обучении». – Москва: 2006.
- «Школьный словарь по обществознанию 10–11 кл». – Москва: 2008.
- «Методические рекомендации по организации повышения квалификации учителей истории и обществознания». – Москва: 2008.
- Электронное приложение к учебнику «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР». – Москва: 2008.
- Н. Воскресенская «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ». – Москва: 2008.
- «ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ». – Москва: 2007.
- «ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ГРАЖДАНИНА». – Москва: 2001.
- Даурбеков Д. М-Г «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ». – Назрань: 2012.
- Л.В. Поляков, А.Н. Иофе «Методическое пособие «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР В ХХI ВЕКЕ». – Москва: 2008.