Пояснительная записка
Курс рассчитан на 16 часов (первое полугодие), что отражено в предлагаемом тематическом планировании (Приложение 1). Программа адресована учащимся 8-9-х классов средней общеобразовательной школы.
Данная программа посвящена одной из наиболее сложных с точки зрения преподавания проблем лингвистической теории - проблеме омонимии. Школа, как естественный сторонник в первую очередь идеи формализации явлений в целях их освоения (а затем, как предполагается, осознания) учащимися, с трудом постигает процессы, связанные с разграничением внешне одинаковых единиц, отличия которых обусловлены внутренними, содержательными признаками. В этом состоит актуальность данного курса.
Цель данной работы - на основе лингвистической и методической литературы дать представление об омонимии как языковом явлении.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- Систематизация знаний об омонимии как явлении многогранном, имеющем огромные изобразительно-выразительные возможности;
- Использование теоретического материала ведущих исследователей по вопросу омонимии;
- Развитие приемов работы с разными видами словарей;
- Формирование навыков оформлять свои наблюдения над текстом;
- Повышение речевой культуры учащихся;
- Развитие творческих способностей.
Новизна программы заключается в самом аспекте рассмотрения явления омонимии, предполагающем комплексность анализа; установлена непосредственная связь теоретических принципов со школьной практикой, найден подход к изучению омонимии на всех языковых уровнях, сделана попытка представить явление омонимии как систему, обладающую определенными закономерностями формирования единиц их функционирования.
В настоящее время отчетливее и яснее осознается, что в последние десятилетия ведутся поиски эффективных приемов обучения, с помощью которых ярче и нагляднее вскрывается семантическая суть рассматриваемых явлений языка и вместо привычки игнорировать смысловую сторону языковых единиц у школьников формируется потребность опираться на эту характеристику при проведении всех видов языкового разбора.
Практика показывает, что одним из приемов, активизирующих внимание школьников к семантической стороне языкового факта, является анализ омонимов, омофонов, омографов, омоформ, то есть разных форм, совпавших по своему внешнему облику, но имеющих различное смысловое наполнение.
В данной программе явление омонимии рассмотрено не только на лексическом уровне, но и на фонетическом, орфографическом, грамматическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом и стилистическом.
Затронут вопрос употребления этого явления в художественной литературе. Показаны пути появления омонимов в речи, а также обращено внимание на неотъемлемую часть работы по разделу "Лексика" - работу со словарями разных видов.
Неслучайно введена в курс тема "Омонимия наречий со словами других частей речи" (Приложение №2). Ведь для обучающихся русскому языку наречие - самая трудноусваиваемая часть речи. Крайне сложен даже процесс "узнавания" наречий и отграничения их от других частей речи. По программе большинства действующих учебников тема "Наречие" изучается в 7 классе.
Средствами данного курса развивается любовь к языку, уважение к труду ученых-исследователей русского языка, уважение к народу - творцу языка.
При составлении занятий отбирался материал, имеющий большое познавательное и воспитательное значение, расширяющий знания учащихся о языке, формирующий у них эстетический вкус, желание обогатить свой словарно-фразеологический запас.
Таким образом, разрабатывая программу данного курса, были учтены следующие положения:
1. Теоретический материал сочетается с практическими заданиями.
2. В текстах как теоретического, так и практического материала содержатся сведения, интересные в языковом плане.
3. Наряду с серьезными языковыми заданиями даются и шуточные вопросы, а также просто загадки, шутки, каламбуры. Но они вводятся не только для разрядки, главное их назначение - развитие языкового чутья.
4. В достаточном объеме включена работа с разными видами словарей: толковым, фразеологическим, словообразовательным, словарями омонимов и иностранных слов.
5. Использованы различные формы работы: слово учителя, сообщения учащихся, наблюдение над языковыми явлениями, анализ художественных текстов, словарная работа, составление рекомендаций для разграничения явлений, связанных с омонимией.
Требования к умениям, навыкам учащихся.
Знание теории.
Выпускник элективного курса должен знать/понимать:
- смысл понятий омонимия и смежных ей явлений;
- пути появления омонимов в языке;
- разграничение омонимов и многозначных слов;
- учет стилистических характеристик омонимов при их употреблении в речи.
Практические навыки.
Выпускник элективного курса должен уметь:
- опознавать внешне одинаковые языковые единицы и видеть их роль в раскрытии авторского замысла;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии, связанные с омонимией и смежными ей явлениями;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- подбирать языковой материал для оформления своих мыслей в устной и письменной речи;
- работать со справочной литературой, различными видами словарей.
Текущая проверка усвоения материала - выполнение практических упражнений по темам занятий, работа с текстами художественных произведений, индивидуальные сообщения, анализ словарных статей.
Форма итоговой отчетности учащихся - участие в лингвистической игре "Близнецы", которая состоит из двух частей: практической и творческой. Практическая - выполнение контрольных заданий по темам курса; творческая - выпуск печатного или электронного издания (журнал, газета, коллаж, брошюра с общим названием "Близнецы", презентация, буклет).