Звук [с]. Занятие в форме викторины

Разделы: Логопедия


Цель: показать родителям виды работы с детьми по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте.

Задачи:

  • Уточнить произношение звука С, закрепить его правильную артикуляцию.
  • Упражнять в правильном произношении звука С изолированно, в словах и фразах.
  • Развивать фонематический слух.
  • Активизировать словарный запас детей.
  • Развивать логическое мышление.

Оборудование: для каждого ребёнка: зеркала, салфетки, рабочая тетрадь, простой карандаш; для игры "Рыбалка": предметные картинки (слова со звуками С и без этого звука), 2 "удочки", 2 обруча; листья (для игры "Листопад"), схема для характеристики звука С, картинки для игры "Третий лишний", флажки, магнитная доска, магнитофон, аудиозапись весёлой музыки.

Ход занятия

Дети садятся по командам полукругами

Организационный момент.

Сегодня у нас в гостях ваши родители. Давайте их поприветствуем, поздоровайтесь с ними.

Артикуляционная гимнастика.

Комплекс упражнений для отработки основных движений и положений губ и языка и способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков.

Инструкция: сядьте правильно, поставьте перед собой зеркало, чтобы могли себя в нём хорошо видеть. Слушайте меня внимательно. Я буду называть упражнения, а вы выполняйте. Дети выполняют комплекс упражнений для свистящих звуков.

Упражнение для выработки целенаправленной воздушной струи "Листопад".

Инструкция: Встаньте около стола. Положите на ладошку осенний лист. Листья от разных деревьев. Какой лист попал к тебе Таня? (дубовый, кленовый, берёзовый, осиновый). Спросить каждого ребёнка. Игра "Листопад". Подуем на лист так, чтобы он слетел с ладошки и упал на стол.

Сегодня занятие необычное. Сегодня будет викторина. Две команды будут соревноваться, а родители - оценивать ваши результаты. Команда, которая выполнит конкурсное задание правильно или наберёт больше правильных ответов, получит флажок. В конце занятия (викторины) мы посчитаем флажки и определим победителя.

Первый конкурс - загадки. За правильный ответ команда получит флажок. Слушайте первую загадку:

Светит, сверкает, всех согревает. (солнце)

Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки. (стол)

Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (сосулька)

Одеяло белое,
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (снег)

Назовите все слова - отгадки. Какой звук есть во всех этих словах? (С). Что вы можете сказать об этом звуке? ( используется схема для характеристики звука: согласный, твёрдый, глухой).

Давайте определим, сколько частей в словах-отгадках. Слова-отгадки отхлопываются. Дети называют количество слогов в словах. За правильный ответ команде даётся флажок.

По количеству флажков в команде определяется команда-победитель в первом конкурсе.

Второй конкурс "Поймай звук".

Инструкция: Я буду произносить звуки и слова, а вы должны хлопнуть только тогда, когда услышите звук С. Победит самая внимательная команда.

Третий конкурс "Придумай слово".

Инструкция: Придумайте слова, в которых есть звук С. Каждая команда по очереди будет называть придуманное слово. Победит та команда, которая придумает больше слов.

Физкультминутка. Игра на внимание "Покажи слово".

Инструкция: Встаньте около стула. Послушайте задание. Если я скажу слово "самолёт", то вы покажете, как летит самолёт (руки в стороны). Если я скажу слово "самосвал", то вы покажите, как управляете самосвалом (движения руками, как будто держат руль и совершают повороты). Если я скажу "сосна", то вы поднимите руки вверх, как будто это ветки дерева. Вы запомнили движения, которые надо показывать на сигнальные слова? Давайте проверим. Я называю слова, а вы показывайте. Самолёт - самосвал - сосна - самосвал - самолёт - сосна - самолёт - сосна - самосвал - самолёт - сосна.

Следующий конкурс "Третий лишний". На доске выставляются 3 картинки.

Инструкция: Посмотрите внимательно на картинки и назовите ту, которая не подходит к остальным. Объясните, почему она не подходит. Победит та команда, у которой будет больше правильных ответов.

Лиса - медведь - сорока.

Стол - стул - кресло.

Кастрюля - чашка - чайник.

Свитер - сапоги - сарафан.

Теперь откройте тетради на странице 8. В тетради такое же задание. Возьмите простой карандаш и вычеркните в каждом ряду лишнюю картинку. Задание выполняем самостоятельно.

Последний конкурс "Рыбалка".

Инструкция: Перед вами лежат 2 обруча. Это пруд, в котором вы будете рыбачить. Ловить надо только те картинки, в названии которых есть звук С. Каждая команда построиться перед своей линией старта друг за другом. Первый игрок получает удочку и как только заиграет музыка идёт на рыбалку, т.е. подходит к "пруду" и ищет картинку, в названии которой есть звук С. Ловит её удочкой и приносит на стол к своей команде. Передаёт удочку следующему игроку. Приготовились. Слушаем музыкальный сигнал. Пока играет музыка, дети соревнуются.

Выигрывает та команда, в которой будет больше правильных ответов и меньше ошибок.

Итог соревнования команд.

Инструкция: Давайте подведём итог викторины. Посчитаем, сколько флажков набрала каждая команда. Давайте дадим слово нашим родителям, которые сегодня оценивали наше соревнование.

Поздравление и награждение команд.