Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
Основные требования к проекту
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Работа по методу проектов - это высокий уровень сложности педагогической деятельности ( И.С.Сергеев). Если большинство известных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту - совершенно особые.
1. Необходимо наличие социально значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы ,т.е. с проектирования самого проекта ( определить вид продукта и форму презентации). Наиболее важной частью плана является пошаговая разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - это поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4. Результат проекта - выход готового продукта.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен общественности, т.е. должна быть презентация этого продукта.
Структура проекта
Проект - это 6 "П".
ПРОБЛЕМА - ПРОЕКТИРОВАНИЕ - ПОИСК ИНФОРМАЦИИ - ПРОДУКТ - ПРЕЗЕНТАЦИЯ - ПОРТФОЛИО.
Портфолио - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.
Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.
Учебный проект имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются три различные классификации. (Сергеев И.С.)
Классификация проектов.
1. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта.
2. Исследовательский проект напоминает научное исследование.
3. Творческий проект предполагает свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. (альманахи, спортивные игры, видеофильмы и др.)
По комплексности выделяют два типа проектов.
Виды проектов.
1. Монопроекты проводятся в рамках одного предмета или одной области знания.
2. Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время.
Проекты могут различаться по характеру контактов между участниками:
- внутриклассные;
- внутришкольные;
- региональные;
- межрегиональные;
- международные.
Продолжительность проектов.
- Мини-проекты - 1 урок или менее.
- Краткосрочные проекты - 4-6 уроков.
- Недельные проекты - 1 неделя.
- Годичные проекты - год.
Презентация проектов.
Выбор формы презентации проекта - задача сложная. Набор типичных форм презентации весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии ( в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей учащихся ).
Виды презентации.
- Воплощение (роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
- Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Экскурсия и др.
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой , индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени. Вид продукта определяет форму проведения презентации.
Цель презентации
Педагогической целью проведения презентации является выработка и /или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:
- кратко, полно и лаконично рассказать о постановке и решении задачи проекта;
- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
- демонстрировать найденное решение;
- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы.
Учитывая достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения.
Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще особая готовность, "зрелость".
Интеллектуальная зрелость, коммуникативные умения, самооценка, оценка - готовность к проекту.
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:
- умение спрашивать;
- умение управлять голосом;
- умение выражать свою точку зрения;
- умение договариваться.
Вторым показателем выступает развитие мышления учащихся, определенная "интеллектуальная зрелость". К "интеллектуальной зрелости" относится и наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
Формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.
Метод проектов в урочное и внеурочное время.
В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы:
- 1 этап - мотивационный.
- 2 этап - планирующий(подготовительный)
- 3 этап -информационно-операционный.
- 4 этап - рефлексивно-оценочный.
Как подчеркивает Н.Ю.Пахомова, степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте учащиеся должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся , их возраст, какова бы ни была сложность проекта, степень активности - самостоятельности можно представить в схеме:
- 1 этап - УЧИТЕЛЬ ученик
- 2 и 3 этапы учитель УЧЕНИК
- 4 этап УЧИТЕЛЬ ученик
Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной? Прежде всего, замечает Н.Ю.Пахомова, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема должна быть сформулирована естественным для детей языком, так, чтобы вызвать их интерес. Затем учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы вытекают цель и задачи проекта.
На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то детей нужно организовать в группы и определить цели , задачи каждой группы. На этом этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта.
На третьем этапе учитель наблюдает за детьми. Ребята все делают сами. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает момент для подачи нового материала.
Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые способы ее решения и показать преимущество выбранного способа.
Метод проектов - это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Поэтому можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1. Рефлексивные умения.
2. Поисковые умения.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве.
5. Коммуникативные умения.
6. Презентационные умения и навыки.
Таким образом, по определению Н.Ю.Пахомовой, учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задач, когда результат этой деятельности- найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение, и что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому "проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения". И, как показывает опыт работы, метод проектов может эффективно применяться уже в начальных классах.
"Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами" (немецкий драматург и философ Г.Э.Лессинг).