Метод проектов в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- формировали бы не просто умения, а умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Основные требования к проекту

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Работа по методу проектов - это высокий уровень сложности педагогической деятельности ( И.С.Сергеев). Если большинство известных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту - совершенно особые.

1. Необходимо наличие социально значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы ,т.е. с проектирования самого проекта ( определить вид продукта и форму презентации). Наиболее важной частью плана является пошаговая разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - это поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4. Результат проекта - выход готового продукта.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен общественности, т.е. должна быть презентация этого продукта.

Структура проекта

Проект - это 6 "П".

ПРОБЛЕМА - ПРОЕКТИРОВАНИЕ - ПОИСК ИНФОРМАЦИИ - ПРОДУКТ - ПРЕЗЕНТАЦИЯ - ПОРТФОЛИО.

Портфолио - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.

Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Учебный проект имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются три различные классификации. (Сергеев И.С.)

Классификация проектов.

1. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта.

2. Исследовательский проект напоминает научное исследование.

3. Творческий проект предполагает свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. (альманахи, спортивные игры, видеофильмы и др.)

По комплексности выделяют два типа проектов.

Виды проектов.

1. Монопроекты проводятся в рамках одного предмета или одной области знания.

2. Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время.

Проекты могут различаться по характеру контактов между участниками:

- внутриклассные;

- внутришкольные;

- региональные;

- межрегиональные;

- международные.

Продолжительность проектов.

  • Мини-проекты - 1 урок или менее.
  • Краткосрочные проекты - 4-6 уроков.
  • Недельные проекты - 1 неделя.
  • Годичные проекты - год.

Презентация проектов.

Выбор формы презентации проекта - задача сложная. Набор типичных форм презентации весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии ( в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей учащихся ).

Виды презентации.

- Воплощение (роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

- Деловая игра.

- Демонстрация видеофильма.

- Ролевая игра.

- Соревнования.

- Экскурсия и др.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой , индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени. Вид продукта определяет форму проведения презентации.

Цель презентации

Педагогической целью проведения презентации является выработка и /или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

- кратко, полно и лаконично рассказать о постановке и решении задачи проекта;

- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;

- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;

- демонстрировать найденное решение;

- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;

- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

Учитывая достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения.

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще особая готовность, "зрелость".

Интеллектуальная зрелость, коммуникативные умения, самооценка, оценка - готовность к проекту.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать;

- умение управлять голосом;

- умение выражать свою точку зрения;

- умение договариваться.

Вторым показателем выступает развитие мышления учащихся, определенная "интеллектуальная зрелость". К "интеллектуальной зрелости" относится и наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

Метод проектов в урочное и внеурочное время.

В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы:

  • 1 этап - мотивационный.
  • 2 этап - планирующий(подготовительный)
  • 3 этап -информационно-операционный.
  • 4 этап - рефлексивно-оценочный.

Как подчеркивает Н.Ю.Пахомова, степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте учащиеся должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся , их возраст, какова бы ни была сложность проекта, степень активности - самостоятельности можно представить в схеме:

  • 1 этап - УЧИТЕЛЬ ученик
  • 2 и 3 этапы учитель УЧЕНИК
  • 4 этап УЧИТЕЛЬ ученик

Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной? Прежде всего, замечает Н.Ю.Пахомова, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема должна быть сформулирована естественным для детей языком, так, чтобы вызвать их интерес. Затем учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы вытекают цель и задачи проекта.

На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то детей нужно организовать в группы и определить цели , задачи каждой группы. На этом этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта.

На третьем этапе учитель наблюдает за детьми. Ребята все делают сами. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает момент для подачи нового материала.

Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые способы ее решения и показать преимущество выбранного способа.

Метод проектов - это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Поэтому можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1. Рефлексивные умения.

2. Поисковые умения.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве.

5. Коммуникативные умения.

6. Презентационные умения и навыки.

Таким образом, по определению Н.Ю.Пахомовой, учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задач, когда результат этой деятельности- найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение, и что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому "проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения". И, как показывает опыт работы, метод проектов может эффективно применяться уже в начальных классах.

"Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами" (немецкий драматург и философ Г.Э.Лессинг).