Конспект занятия по ручному труду по теме для детей подготовительной группы "Весенний калейдоскоп"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

1. Образовательные:

  • Закрепить знания детей о признаках весны
  • Совершенствовать навык работы с бумагой. Познакомить детей с новым способом - торцевание.

2. Развивающие:

  • Продолжать развивать мелкую моторику руки посредством выполнения простейших операций (скатывание, обрывание, скручивание).
  • Развивать речь детей, логическое мышление, умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.
  • Упражнять в координации движений.

Воспитывающие:

  • Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Методы и приемы:

  • игровая мотивация
  • сюрпризный момент,
  • показ образца,
  • вхождение в образ,
  • практическое упражнение,
  • беседа,
  • вопросы,
  • указания,

Материал к занятию:

Костюм Хозяйки Юры для педагога, видеосюжеты "Репортажа таёжных новостей" в роли репортёра - Ворона, участники сюжетов - игрушки: Заяц, бельчонок, Лис, Весна. 4 стола, следы зверей, канат.

  • 1 стол - полоски бумаги зелёного цвета (двусторонняя) размер 12 х 24см, на каждого ребёнка, клей на каждого ребёнка, макет поляны;
  • 2 стол - деревянные тонкие палочки для торцевания, кусочки разноцветной гофрированной бумаги, шарики из пластилина диаметром 2 х 2 см;
  • 3 стол - ткань с нашитой липучей лентой размером, детали для аппликации: 2 облака, 3 ёлки, солнце, 2 куста, терем.
  • 4 стол - макет поляны с протекающей рекой, через которую перекинут каркас моста, кусочки бумаги белой в черную крапину (береза), клей;

Оборудование:

  • Мультимедийное оборудование, видеозапись,

Словарь: торцевание, торец.

Ход занятия

Дети заходят в группу. Навстречу выходит воспитатель в костюме Хозяйки Югры.

Хозяйка Югры: Здравствуйте, мои юные югорчане! Приветствую вас я, Хозяйка Югры! Это я слежу за сменой времен года в нашем крае, и рада сообщить, что весна уже идет к нам. Послушайте последние таежные новости.

(Загорается экран. На экране появляется Ворона (игрушка).

Ворона: Внимание! Внимание! Экстренный выпуск таежных теленовостей! В югорском лесу творится что-то неладное. Сегодня апрель, а у нас до сих пор метут метели, трещат морозы, воют вьюги. Где же весна заблудилась? Всем, всем, всем! Помогите ее найти! А чтобы легче вам было найти дорогу к домику весны, высылаем лесную карту.

(Хозяйка Югры показывает часть карты)

Хозяйка Югры: Вот так дела в моем лесу творятся! Ой, здесь же только часть карты! А где же остальное? Видимо, ворона по пути растеряла.

- Как быть?

- Что делать? (ответы детей)

- Отправиться в лес, будить весну!

- Чтобы в сказочный лес попасть, надо попросить югорский ветерок. Встаньте в круг, возьмитесь за руки, закройте глаза и повторяйте слова: "Югорский ветерок! Знаешь сотни ты дорог. Ты подуй, дружок, сильней, отнеси нас в лес скорей!" (Дети становятся в круг и вместе с воспитателем произносят слова.)

Хозяйка Югры: Вот мы и в лесу. Теперь в путь! (Дети рассматривают карту и решают, куда им идти) Куда же нам теперь идти? Смотрите, чьи-то следы, куда они ведут? (на карте следы ведут к зелёному треугольнику)

"По следам - иди!
Не сбейся с пути!"

(Дети выполняют ходьбу друг за другом по следам. Снова загорается экран. На экране появляется ворона).

Ворона: "В эфире репортаж нашего постоянного корреспондента зайца Семена на тему: "Долгая зима".

Заяц:

На пригорке возле елки
Зиму зимовал...
Я с бельчатами-друзьями
Шишками играл.
А питался очень плохо
Ветки, да кора...
Похудел, ребята, сильно,
К доктору пора!
Вот бы травушки зеленой
Сесть бы пожевать
Подскажите-ка, ребята,
Где ее мне взять?

Хозяйка Югры: Жалко зайца, похудел, боюсь, не дождется весенней сочнойтравки. Где же ему травки зелененькой взять? (ответы детей)

Хозяйка Югры: Верно, для сказочного зайца изготовим сказочную траву! Как же мы будем делать траву? (дети предлагают свои варианты. Если не находят нужного решения, Хозяйка Югры предлагает способ обрывания) Траву можно сделать способом обрывания. Разрывать лист на узкие полоски, но не до конца, чтобы не разорванной частью можно было приклеить на поляну.

Задание 1. На столе лежат полоски бумаги зеленого цвета, двусторонней, 12 Х 24 бумаги, макет поляны, клей. Дети в технике "рваная бумага" изготавливают изображение травы, приклеивают к поляне.

Заяц: Сочная, зеленая трава - это то, что порадует многих животных нашего леса! Внимание, нашелся в лесу кусок бумаги, непонятный, со стрелками, может пригодиться, высылаем! (часть карты № 2)

Хозяйка Югры: Может, это и есть наша карта? (Показывает детям).

Дети: Да, это как раз то, что нам нужно. (Дети собирают карту, рассматривают её).

Хозяйка Югры: Ребята, что мы видим на карте? (квадрат жёлтого цвета, восклицательный знак). А ещё здесь написано задание: "Слушай, слушай, запоминай, что скажу - выполняй".

Проводится игровое упражнение "Вверх ладоши!" (игра проводится 2 раза, второй раз с ускорением)

Вверх ладоши! Хлоп! Хлоп!
По коленкам - шлеп, шлеп!
По плечам - хлоп, хлоп!
По бокам - шлеп, шлеп!
Можем хлопнуть за спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест - накрест руки сложим.

(Включается экран. На экране появляется ворона).

Ворона: Продолжаем наш выпуск. Новость дня от Бельчонка.

Бельчонок: "А у моей мамы день рождения... Я хотел подарить букет цветов... Но в нашем лесу еще не распустились цветы."

Ворона: Выручайте, лесному жителю помогайте!

Хозяйка Югры: Как огорчен бельчонок. Чем, ребята, можно ему помочь? (ответы детей) Что показывает карта? (на карте нарисованы стрелки которые ведут к жёлтому квадрату)

Задание 2. Дети находят стол, где изображен квадрат. На столе деревянные тонкие палочки для торцевания, кусочки разноцветной гофрированной бумаги, шарики из пластилина диаметром 2 х 2 см.

Хозяйка Югры: Ребята, цветы можно делать по-разному, Сегодня я вас научу одному способу, называется он - торцевание. Называется он так потому, что выполняется с помощью тупого конца палочки, который называется - торец. Посмотрите, как это делается (показ способа выполнения, работа детей). По окончании работы, дети размещают цветы на поляне, на первом столе).

Бельчонок: Отличный весенний букет цветов - это то, что поднимет настроение, когда у вашей мамы день рождения! К нему нашлась в лесу открытка, ребята, дарю ее вам! (часть карты № 3)

Хозяйка Югры: Да это же не открытка, а часть карты!

(Дети собирают карту. Включается экран, на экране появляется ворона)

Ворона: Прослушайте "Чрезвычайное происшествие от Лиса".

Лисенок:

Ой, беда, беда случилась.
Все внезапно получилось!
Прыгал с братьями, резвился!
За ковер и зацепился.
Распустил его до нитки:
Наши лисьи лапки прытки.
Меня мама отругала,
За покупкою послала и сказала:
"Нужен новый нам ковер!
Студен в хатке больно пол.

Ворона: Обращаемся к нашим телезрителям: примем помощь в создании ковра для Лиса.

Хозяйка Югры: Нужно Лису помочь, а что же нам карта подсказывает? (На карте изображены стрелки, ведущие к синему кругу. Дети находят стол с кругом) На карте написано задание. Послушайте. ( Читает задание)

В центре ковра стоит терем Весны,
В правом нижнем углу растёт пара кустов,
В левом нижнем углу стоят стройные ели,
Их на одну больше, чем кустов.
В правом верхнем углу плывут облака,
Которых на одно меньше, чем елок
А в левом верхнем углу светит яркое солнце.

Задание 3. Детям предлагается полотно и силуэты фигур из ткани. Хозяйка Югры диктует, а дети по словесным указаниям выкладывают узор на полотне. Затем результат проверяется.

Ворона: Боялся лисенок: "Ковер не найду?" Вот какой прислали ему.

- По лесу ходит слух, что дом Красавицы Весны ищут дети Югры, да никак найти не могут найти - ведь карта сложена не вся. Может быть, вот этот рисунок поможет?

Хозяйка Югры: Да это же кусочек от нашей карты! Вот здорово!

(Дети собирают карту.)

Хозяйка Югры: А теперь нам нужно найти, где находится красный овал, чтобы дойти до места, надо пройти по узкой тропинке. Руки в стороны разведите, пятку к носочку приводите. (Дети идут шагом "пятка к носочку" по веревке). Идите, идите, спину прямо держите!

Хозяйка Югры: Здесь видимо уже кто-то до нас хотел построить мост, наверное, бобры. Смотрите, они даже материалы оставили. Как же достроить мост? (Нужно скрутить бумагу в трубочки "брёвнышки" и приклеить к каркасу Дети в технике "скручивание" изготавливают элементы моста. Затем из частей составляют мост.

(Включается экран, ворона говорит)

Ворона: Радостная новость! Юные спасатели весны уже на пороге ее дома! Скорее всего, пробуждение точно состоится!

Хозяйка Югры: Ребята, какие мы сегодня молодцы! Прошли все испытания, помогли лесным жителям. Давайте, соединим все наши поделки!

(На экране появляется Весна).

Весна: Здравствуйте, уважаемые жители Югорского Края ! Ох, и заспалась же я! Пришлось будить. Время пришло, я вступаю в свои права. Я вижу пригревает солнышко, пробилась трава, взошли первые цветы, зажурчали ручьи... А за помощь и заботу дарю вам - подарок (корзина с цветами)

Весна и дети прощаются. Дети, вместе с Хозяйкой Югры раздают всем гостям цветы.