Тема: «Русская трапеза»
Цели:
- Познакомить детей с особенностями национальной кухни.
- Развивать интерес к прошлому своей страны.
- Воспитывать любовь к Родине.
Оборудование: интерактивная доска, кроссворд «Быт славянина», презентация «Блюда на русском столе», пословицы о еде, репродукции картин русских художников с изображением русской трапезы. (По вопросам доступа к файлу презентации, кроссворду, репродукциям обращайтесь, пожалуйста, к автору статьи.)
Ход урока
I. Повторение пройденного.
1. Работа с интерактивной доской «Правильно подпиши старинные русские предметы».
2. Кроссворд.
- Обувь сельского жителя.
- Женская одежда.
- 3имняя обувь.
- Кожаная обувь, которую носили в холодное время года.
- Шкаф, в котором хранили посуду.
- Как называли на Руси человека, пришедшего из чужих земель.
- Один из видов обуви.
Получилось слово ТРАПЕЗА.
II. Работа над новым материалом.
1. Сообщения детей по группам:
- 1 группа «Что означает слово «трапеза»?»
- 2 группа «Блюда на русском столе» – презентация.
- 3 группа «Какие заготовки делали славяне?» – сценка.
Капуста.
Я кучерява, и пышна,
И изумрудно зелена.
Нет в огороде, господа,
Меня прекраснее, о да!
Морковь.
Ну, вы загнули, мадемуазель!
Я – королева всех земель.
Ведь всем известно, я краса,
Прекрасней всех моя коса.
Капуста.
Подумаешь, коса торчит!
Морковь всю жизнь в земле сидит,
А коль в ботве вся красота,
То я не знаю, господа!
Морковь.
Капуста, я красивей всех!
Принадлежит лишь мне успех
У огородников всегда…
Капуста (перебивая).
Какая, право, ерунда!
Красивей всех, конечно, я
Морковь.
Нет, я!
Капуста. Нет, я!
Помидор.
Притормозите-ка, друзья!
Одно могу сказать вам я:
Все красотой наделены
И в блюда разные нужны!
Свекла.
Свеклу надо для борща
И для винегрета!
Кушай сам и угощай –
Лучше свеклы нету!
Картошка.
Я, картошка, так скромна,
Слова не сказала…
Но картошка всем нужна –
И большим и малым!
Лето и осень были порой заготовок. С давних времен славяне сушили грибы, лесные ягоды, яблоки и различные травы, из которых потом делали чаи и лекарства.
Солили капусту, помидоры, огурцы, закладывали на хранение свеклу, морковь, картофель. Поэтому деревенская изба непременно имела погреб, где продукты сохранялись до самой весны.
III. Закрепление изученного материала.
1. «Поставь на стол только славянские блюда» – интерактивная доска (перемещение объектов)
2. Соедини начало и конец пословиц о еде – интерактивная доска.
3. Вставь в текст пропущенные слова: (интерактивная доска, перемещение объектов)
Давным-давно на Руси еду называли словом _______. Летом крестьяне пили холодный ______. В обед на столе у крестьянина были ______, _______, иногда______. Вместо чая заваривали ______.
Трапеза, квас, окрошка, хлеб, рыба, травы.
IV. Подведение итогов.
Репродукции картин художников с изображением русской трапезы. (слайд-шоу).
V. Домашнее задание.
Прочитать текст в учебнике «Русская трапеза», рассмотреть репродукцию картины Б.М. Кустодиева «Купчиха за чаем», подготовить рассказ о трапезе русских купцов и помещиков.