Научно-практическая конференция "Нобелевские лауреаты! Кто они: гении, патриоты или обычные люди?"

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Вид мероприятия: конференция.

Мотивация темы и формы проведения мероприятия: проводится с целью оптимизации и активности учащихся, развития познавательного интереса.

Продолжительность: 1 час.

Цели мероприятия.

Дидактические: используя нестандартную форму мероприятия; выработать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой, навыков постановки экспериментов, самостоятельных суждений.

Воспитательные: воспитание любознательности, наблюдательности, внимательности, изобретательности, развитие навыков культуры общения; воспитание патриотизма; формирование материалистического мировоззрения, нравственных качеств личности (доброжелательность, тактичность, добросовестность); воспитание творческой инициативы.

Развивающие: побуждение учащихся к познавательной деятельности; развитие логического мышления; реализация межпредметных связей курсов биологии, химии, физики, истории и др.; развитие сообразительности, расширение кругозора.

Междисциплинарные связи: физика, химия, биология, история, математика, информатика, литература

Учебное оборудование:

1. На доске в центре плакаты со словами.

“… человек желает знать, и, когда у него прекратится это желание, он перестанет быть человеком”.

Ф. Нансен.

Польза, которую учёный как таковой приносит нации, измеряется количеством новых знаний, которыми он её обогащает.

Максвелл

2. Портреты.

  • Мария Склодовская-Кюри, Вильгельм Рентген, Андрей Дмитриевич Сахаров, Михаил Александрович Шолохов.
  • Остальные портреты показывают через ПК. (Горбачев М.С., Мечников И.И., Муассан А.)

3. Физические приборы (индукционная катушка, магнит, гальванометр, газоразрядные трубки, высоковольтный разрядник).

5. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

6. Музыкальное сопровождение:

  • Бетховен “Лунная соната”,
  • Раймонд Паулс “Блюз”.

7. Демонстрации.

  • Опыты Фарадея с индукционной катушкой, магнитом и гальванометром
  • Презентация для конференции.

Опережающее задания обучающимся: учащиеся готовят “портфолио” ученого.

Критерии и методы диагностики уровня готовности обучающихся к занятию: активность учащихся в подготовке к конференции.

Критерии и методы диагностики эффективности занятия: рефлексия, активность участников конференции.

Хронокарта мероприятия.

  1. Рассказ о жизни и деятельности А. Нобеля (10 мин.).
  2. Выступления учащихся от имени нобелевских лауреатов (48 мин.).
  3. Подведение итогов (2 мин.).

План мероприятия.

  1. Рассказ о жизни и деятельности А. Нобеля.
  2. Выступления учащихся от имени нобелевских лауреатов.
  3. Подведение итогов.

Учитель: Рассказ о жизни и деятельности Нобеля А. сопровождается показом презентации. (Приложение 1). Приложение

Сегодня мы поговорим о жизни и деятельности учёных, о том какими они были, о лауреатах Нобелевской премии, их работа – это чудовищные эпопеи в смысле затрат времени и энергии. Это грандиозно и красиво. Мы вам представим небольшой этюд из жизни английского физика Майкла Фарадея, того самого М. Фарадея, который дал жизнь всем электродвигателям, динамо-машинам, генераторам, открыв в 1931 году явление электромагнитной индукции.

Инсценировка опыта Фараде.я

Фарадей: Превратить магнетизм в электричество. (Встаёт со стула, подходит к окну. Задумчиво продолжает)

Как тихо в лаборатории. Лето. Все разъехались в отпуск. Я остался один. Самое время поработать. Надо написать обзорную статью по истории электромагнетизма в журнал “Философские анналы”, проделать все опыты, которые привели к пониманию магнетизма, осуществить смелую мысль: два месяца тому назад профессор Дэви и учёный Уильям Волластон говорили об интересном эксперименте, в котором можно заставить вращаться проволоку с током под действием магнита.

Ведущий первый: После настойчивых и многочисленных попыток Фарадей осуществил этот эксперимент.

Ведущий второй: Люди, которые создавали науку, всегда вызывали у нас чувство восхищения своей дерзновенностью, смелостью мысли, бескорыстной жаждой познания. Какие они были? Знаете ли вы? Или навсегда они вошли в вашу душу скупыми строчками из учебника: такой-то великий сделал то-то, жил, умер тогда-то?

Ведущий первый:

Всё запутано в наш оглушающий век.
Разбираться в истории будем,
Что важнее всего на земле?

Все: Человек.

Ведущий второй: Кто же они, те люди, деятельность которых связана с невиданными достижениями в современной науке и глубоким проникновением в тайны живой и неживой природы? Где они работали? В чём суть сделанных ими открытий?

Ведущий первый: Ответ на эти вопросы можно получить, ознакомившись с лауреатами Нобелевский премии – это…

Ведущий второй: Вильгельм Конрад Рентген.

Ведущий первый: Мария Склодовская-Кюри.

Ведущий второй: Сахаров Андрей Дмитриевич.

Ведущий первый: Горбачев Михаил Сергеевич.

Ведущий первый: Мечников Илья Ильич.

Ведущий второй: Анри Муассан.

Ведущий первый: Шолохов Михаил Александрович.

Ведущий второй: Последние 300 лет в истории человечества по праву можно считать периодом небывалого расцвета науки, который в наши дни привёл к подлинной научно-технической революции. Труды учёных были оценены различными медалями и наградами, далеко шагнувшими за сотню.

Ведущий первый: Среди множества отличий выделяется, однако, премия, ставшая символом высшего достижения в области науки, – это международная премия, учреждённая в конце прошлого века шведским инженером, промышленником, создавшим динамит Альфредом Нобелем. Всё это отражено в его завещании.

Ведущий второй: Завещание Альфреда Бернхарда Нобеля (сокращенный вариант).

“Я, нижеподписавшийся, Альфред Бернхард Нобель, обдумав и решив, настоящим объявляю мое завещание по поводу имущества, нажитого мною к моменту смерти.

Все остающееся после меня реализуемое имущество необходимо распределить следующим образом: капитал мои душеприказчики должны перевести в ценные бумаги, создав фонд, проценты с которого будут выдаваться в виде премии тем, кто в течение предшествующего года принес наибольшую премию человечеству. Указанные проценты следует разделить на пять равных частей, которые предназначаются: первая часть тому, кто сделал наиболее важное открытие или изобретение в области физики, вторая – тому, кто совершил крупное открытие или усовершенствование в области химии, третья – тому, кто добился выдающихся успехов в области физиологии или медицине, четвертая – создавшему наиболее значительное литературное произведение, отражающее человеческие идеалы, пятая – тому, кто внесет весомый вклад в сплочение народов.

Париж, 27 ноября 1895 г. Альфред Бернхард Нобель.

Ведущий первый: Первая среди физиков Нобелевская премия была присуждена в 1901 году Вильгельму Рентгену. (Сообщения об учёных ведутся как бы от лица самих учёных. Учащиеся одеты в костюмы магистров).

Рентген: Я, Рентген Вильгельм Конрад – немецкий физик-экспериментатор, член-корреспондент Берлинской Академии наук.

Мои научные исследования относятся к электромагнетизму, физике кристаллов, оптике, молекулярной физике. Главное моё открытие – это открытие X-лучей, позднее названных рентгеновскими. 8 ноября 1895 года я случайно заметил, как холодным зеленоватым светом сияют кристаллы одной из солей. Это свечение я видел не раз, разбуженное солнцем. Но за окном была ночь. Недавно пробило четверть двенадцатого, и последний солнечный луч давно уже покинул засыпавший Вюрцбург. Может мираж? Устал! Вот и разрядную трубку, прикрытую чёрным колпаком, забыл выключить. Щелчок рубильника – и свечения как не бывало. Не единой искорки не осталось. Неужели трубка при прохождение тока высокого напряжения стала источником дотоле неизвестных “икс-лучей”, породивших волшебный свет? (Во время выступления демонстрируется опыт, позволивший обнаружить “икс-лучи”)

Ведущий второй: 12 ноября 1901года. Присудить нобелевскую премию года по физике Вильгельму Конраду Рентгену за открытие лучей, которые носят его имя.

Ведущий первый: Слава, от которой Рентген бежал всю жизнь, нашла его после смерти. Первый в мире памятник Рентгену был установлен в Санкт-Петербурге.

Звучит музыка: Бетховен “К Элизе”.

Ведущий второй: Образцом беззаветного служения делу науки может являться жизнь замечательных людей Марии и Пьера Кюри. Итак, заслушаем доклад Марии Склодовской-Кюри и Пьера Кюри.

Мария Склодовская-Кюри: Я, Мария Склодовская-Кюри родилась в 1867 году 7 ноября в Варшаве в семье учителя Владислава Склодовского. Здесь же в Варшаве окончила гимназию с золотой медалью. В 16 лет начинаю давать уроки, а затем самостоятельно занимаюсь в лаборатории музея промышленности и сельского хозяйства.

В 1891 году уезжаю в Париж к своей сестре Броне и становлюсь студенткой Сорбонны. Благодаря своим незаурядным способностям и трудолюбию, получаю два диплома – по физике и математике.

В 1895 году после бракосочетания с Пьером Кюри, сыном доктора Кюри, работаю в лаборатории Пьера Кюри в Институте физике.

Ведущий первый: В 1896 году к Пьеру Кюри пришёл его друг французский физик Анри Беккерель, случайно открывший излучение радиоактивных элементов, и между ними состоялся такой разговор:

Анри Беккерель: Я уже проверил несколько флуоресцирующих веществ, и только уран …

Мария Склодовская-Кюри: Вы проверили, друг мой, очень незначительное число таких веществ. Здесь нужны опыты в огромных масштабах, нужно проверить сотни минералов и их соединений.

Анри Беккерель: Но у меня нет для этого ни времени, ни средств.

Мария Склодовская-Кюри: Вы не будете возражать, если я займусь этими опытами?

Анри Беккерель: Я буду только счастлив!

Ведущий первый: 12 ноября 1903 года присудить Нобелевскую премию Пьеру и Марии Склодовской-Кюри за изучение явления радиоактивности.

Ведущий второй: 7 ноября 1911 года присудить Нобелевскую премию года по химии Марии Склодовской-Кюри в знак признания её вклада в развитие химии, который она внесла открытием элементов радия и полония, за её эксперименты с этими элементами.

Ведущий первый: Мария и Пьер Кюри, работая на благо науки и человечества, не подозревали, какую трагедию принесёт их открытие.

Ведущий второй: (читает стихотворение И. Г. Эренбурга “Дождь в Нагасаки”):

Дождь в Нагасаки бродит, разбужен, рассержен,
Куклу слепую девочка в ужасе держит.
Дождь этот лишний деревья ему не рады,
Вишня в цвету, цветы уже начали падать,
Дождь этот с пеплом, в нём тихой смерти заправка.
Кукла ослепла, ослепнет девочка завтра,
Будет отравой доска для детского гроба,
Будет приправой тоска и долгая злоба,
Злоба – как дождь, нельзя от неё укрыться,
Рыбы сходят с ума, наземь падают птицы.
Голуби скоро начнут, как вороны каркать,
Будут кусаться, и выть молчальники-карпы,
Будут врезаться в людей цветы полевые.
Воздух вопьётся в грудь, сердце высосет, выест.
Злобу не в силах терпеть, как дождь, Нагасаки.
Мы не дадим умереть тебе, Нагасаки!
Дети в далёких, в зелёных и тихих скверах, –
Здесь не о вере, не с верой, не против веры,
Здесь о другом – о простой человеческой жизни.
Дождь перейдёт, на вишни он больше не брызнет.

(Во время чтения стихотворения на экран проецируется видео сюжет: атомный взрыв и его последствия).

Ведущий первый: Есть даты и есть даты-символы. Теперь и август 1945 года – это не просто календарная дата, это символ наполненных глубочайшей значимости событий, смысл которых каждое последующее поколение будет открывать для себя заново.

Ведущий второй: Атомная бомба была сброшена на японские города американской авиацией, а вот "Отцом" советской водородной бомбы был Андрей Дмитриевич Сахаров. Он изобрел ее, считая, что тем самым укрепит могущество своей Родины, и никто никогда не посмеет напасть на нее.

Ведущий первый: Однако свою почетную награду - Нобелевскую премию - он получил не за научные достижения, а за общественную, гражданскую деятельность, как выдающийся защитник прав и свобод человека в 1975 году. Именно поэтому его ожидали тяжкие испытания, а имя его стало бессмертным.

Сахаров А. Д.: Я родился в 1921 году. Процветание Родины я мыслил как счастливую, полную смысла жизнь, свободу материальную и духовную, мир и безопасность для всех людей на Земле, независимо от их расы, национальности, пола, возраста и социального положения. Я первым поднял свой голос против ввода советских войск в Афганистан. Как гражданин я чувствовал ответственность за происходящие трагические события. Встав в 60-е годы в ряды борцов за мир, прогресс и права человека, я был отправлен в ссылку на долгие семь лет. И, несмотря на это, я утверждаю, что главное - это человек, надо первой заботой государства и общества сделать интересы человека.

Ведущий второй: Родина Сахарова, увы, объявила наймитом западных революционеров, преследовала, лишала заслуженных наград. Но Великий Гражданин не дрогнул, потому что мужество было главной чертой его личности. Судьба Сахарова дает веру в человеческую личность, в гражданское мужество, в то, что и один человек может выстоять в противоборстве со злом.

Ведущий первый: В борьбу за мир и благосостояние советского народа вступил Горбачев Михаил Сергеевич, глава государства 80-х годов.

Горбачев М.С.: Я родился в 1931 году в станице Привольной Ставропольского края. Школьником работал помощником комбайнера, а в 18 лет был награжден орденом Трудового Красного Знамени, вступил в ряды КПСС. Затем окончил юридический факультет МГУ и сельскохозяйственный институт. В 1980 году вошел в состав Политбюро, после смерти Черненко К.У. занял пост Генерального Секретаря ЦК КПСС. Тогда уже обществу требовался молодой, динамичный лидер, способный придать новый импульс развития. Мне досталась трудная роль реформатора, но я бросил вызов сложившейся структуре власти. Распад СССР в 1991 году заставил меня уйти в отставку, но до сих пор я веду активную общественно-политическую деятельность, возглавляю Фонд, занимающийся научными исследованиями и благотворительностью.

Ведущий второй: В 1989 году Горбачев М.С. был удостоен высочайшей наградой: Премией мира.

Ведущий первый: Многие ученые противостояли беззаконию, мракобесию, деспотизму царского режима. Выступал против реакционной политики в области просвещения, осуществляемой царским правительством и правой профессурой великий русский биолог и патолог Мечников И.И.

Ведущий первый: Выйдя в отставку, он организовал в Одессе частную лабораторию, затем первую русскую бактериологическую станцию для борьбы с инфекционными заболеваниями.

Мечников И.И.: Я, Мечников И.И., родился в 1845 году на Украине. Я являюсь основоположником эволюционной эмбриологии, сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. С 1883 года член-корреспондент Петербурской Академии наук, а с 1902 года – ее почетный член. Я исследовал способность особых блуждающих клеток – фагоцитозов – захватывать и “пожирать” инородные тела. В 1883 году мною было открыто явление фагоцитоза, тем самым положил начало изучению защитных свойств крови. Мои многочисленные работы по бактериологии посвящены вопросам эпидемиологии холеры, брюшного тифа, туберкулеза и других инфекционных заболеваний. В 1887 году я покинул Россию и переехал в Париж, где мне предоставили лабораторию в созданном Л. Пастером институте. Прожив до конца своих дней в Париже, я не порывал связи с Россией.

Личинка морской звезды прокалывается шипом розы, поверхность которого загрязнена неживыми частицами и бактериями. Вокруг раны собираются фагоциты. Они прикрепляются к бактериям, обволакивая и поглощая их и образуя внутриклеточное тельце – фагосому. Из лизосом в фагосому попадают гидролитические ферменты, переваривающие частицу. В зависимости от её типа, а также особенностей фагоцита, переваривание может быть полным или неполным.

Ведущий второй: 1908 год. Мечникову Илье Ильичу была присуждена Нобелевская премия за создание теории иммунитета, которая в своих основных чертах сохранилась и до нашего времени.

Ведущий первый: Немало ученых готовы были заплатить своей жизнью и здоровьем за то, чтобы разгадать тайны науки и заставить открытие работать на благо человечества. История немало знает таких случаев.

Ведущий второй: Так, например, погибли, отравленные фтором, член ирландской Академии наук Томас Нокс, французский химик Джером Никлес. Потеряли здоровье Гей-Люссак, Дэви.

Ведущий первый: Нелегко было получить фтор в чистом виде, хотя о его существовании догадывались очень давно. Впервые он был получен в 1866 году французский химик Анри Муассан.

Анри Муассан: Фтор – это слабо окрашенный светло-желтый газ. Дерево, ткань, резина немедленно вспыхивают и сгорают в атмосфере фтора. Он разъедает стекло и металлы. Фтор заставляет гореть воду, взрывается при соприкосновении со снегом. Небезразличен этот газ из живой ткани: съедает кожу и ногти, разрушает легкие, делает глаза незрячими. Когда я его получил и докладывал об этом в Парижской Академии наук, то один глаз мой был закрыт черной повязкой и, несмотря на это, я считаю получение фтора важным открытием, ведь он является необходимым элементом живых организмов: эмаль зубов содержит 0,02 % фтора, он входит в состав костей и волос. Кроме этого, если со фтором реагирует магний, то фторид магния испаряется и может создать реактивную тягу.

Ведущий второй: Это открытие не могло остаться без внимания, и вскоре было решено присудить Анри Муассану Нобелевскую премию за создание технологии получения фтора в чистом виде.

Ведущий первый: Мужество, патриотизм, беззаветное служение науки и своему народу, стремление отдать свою жизнь за мир и процветание своей Родины – это олицетворение России, ее менталитета. А вот душа русского человека прекрасным образом раскрывается в произведениях великого писателя Михаила Александровича Шолохова, лауреата Нобелевской премии в области литературы.

Шолохов М.А.: Я, Шолохов Михаил Александрович, родился в 1905 году. Окончил церковно-приходскую школу и четыре класса гимназии. Участвовал в Гражданской войне, служил в продотряде, а в конце 1922 года переехал в Москву, где принял участие в работе литературной группы “Молодая гвардия”. В 1924 году появляются мои рассказы, а с1928 года я начинаю писать “Тихий Дон” и “Поднятую целину”. Во время Великой Отечественной войны являюсь военным корреспондентом “Правды”. Мой рассказ “Судьба человека”, написанный после войны, стал заметным явлением искусства.

Ведущий первый: В 1965 году Шолохов Михаил Александрович стал нобелевским лауреатом в области литературы.

Ведущий второй: Шло время, но не оскудел человеческий ум. И в наши дни учёные получают Нобелевские премии. Нобелевская премия по биологии и медицине была присуждена Павлову И., по литературе премию получили Бунин И., Пастернак Б., Солженицын А., Бродский И., по экономике – Канторович Л., по физике – Черенков П., Франк И., Тамм И., Ландау Л., Басов Н., Прохоров А., Капица П. В 2000 году Нобелевской премии был удостоен Жорес Иванович Алферов, благодаря которому мы теперь слушаем компакт-диски, используем новые сверхбыстрые модели компьютеров и сотовые телефоны. Герберту Кремеру и Джеку Килби присуждена премия за создание основ современной информационной технологии, т.е. за разработку интегральных микросхем и микроэлектронных элементов из которых создаются детали современных разнообразнейших электронных устройств. В октябре 2003 года получили Нобелевскую премию учёные-физики академики: Виталий Лазаревич Гинзбург и Алексей Алексеевич Абрикосов, за сверхпроводимость высокотемпературных материалов и сверхтекучесть.

Ведущий первый:

Прав ли был Прометей,
Давший людям огонь?
От пещер, от каменьев и лука,
От костра мы шагнули вперёд далеко –
Нас вела за собою наука.
И сегодня стоим пред проблемой проблем,
Проступившей так чётко и явственно
Видно, время настало задуматься всем
Над вопросом:
Что важнее всего на земле?
Все: человек!

Учитель: Пути научного поиска отнюдь не усыпаны розами, это трудные тропы, зачастую извилистые и крутые; на этих тропах человек-исследователь преодолевает не только сопротивление “материала” – природы, на них сталкиваются научные идеи, стили работы, да и просто человеческие характеры.

Мне бы всё же хотелось подчеркнуть известную мысль Эйнштейна о том, что самая прекрасная и глубокая эмоция, какую мы испытываем,- это ощущение тайны. Эйнштейн писал: “Кому эта эмоция чужда, кто утратил способность удивляться и замирать в священном трепете, того можно считать мертвецом”…

Литература

1. Чолаков В. Нобелевские лауреаты. - Москва: Мир, 1987.

2. Власов П. Беседы о рентгеновских лучах. – Москва: Молодая гвардия, 1977.

3. Кюри Е., Мария Кюри. – Москва: Атомиздат, 1979.

4. Ланина И.Я. Не уроком единым. Развитие интереса к физике. – Москва: Просвещение, 1991.

5. Журнал “Физика в школе № 3”, 1994.

6. Журнал “Физика в школе № 4”, 2001.

7. Кокин Л. Полпроцента удачи. Издательство “Советская Россия” Москва, 1976.

Презентация

Приложение 1