Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель представленного материала: использование интегрированных подходов при организации совместной деятельности детей и взрослых.

Ни у кого не вызывает сомнения, что в детстве формируется базис личностной культуры, который в дальнейшем позволяет ребенку успешно осваивать любые специальные знания. На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства. Развивающее обучение и научное положение Л.С. Выгодского трактует о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В. Давыдов).

В настоящее время современные дети живут в информационно насыщенном мире, и родители хотят видеть своих детей интеллектуально развитыми с хорошей подготовкой к поступлению в первый класс. И если детский сад с этим не справляется, они находят другие пути удовлетворения своих потребностей, т.е. получение дополнительных образовательных услуг в других образовательных учреждениях: воскресных школах, кружках. Это влечет за собой умственные и физические перегрузки, сокращение двигательной активности, времени пребывания на свежем воздухе, что приводит к ослаблению здоровья и не желанию детей идти в школу.

Возник тот момент, когда необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Одна из форм осуществления образовательного процесса в ДОУ является интегрированная деятельность. Она дает воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Основной аспект приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Это подтверждает значимость использования данного вида деятельности в практике работы с детьми.

В процессе интеграции различных образовательных областей при изучении какого-либо объекта, решаются не отдельные задачи, а их совокупность. Это даёт возможность ребенку изучить объект во всём его многообразии.

При подготовке интегрированного занятия следует выбрать:

  • объект для интеграции,
  • выбрать компоненты интеграции из разных образовательных областей,
  • определить структуру занятия,
  • определить методы.

Интегрированные занятия способствует развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, основывается на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения, снимает перенапряжение, перегрузку. Педагог в свою очередь раскрывает свой педагогический потенциал.

Педагогические возможности таких занятий: формирование в единстве знаний, умений; коммукативность умений; повышение интереса к учению; снятие напряженности, страха.

Представленный конспект заинтересуют педагогов дошкольного образования при подготовке интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект интегрированного занятия «Дымковская ярмарка» для детей 5–6 лет

Цель: Знакомство с традициями русского народа (ярмарка).

Задачи:

  1. Расширять знания детей о народно-прикладном искусстве дымковских мастеров. Закрепить понятие село Дымково.
  2. Закрепить имеющиеся знания о России.
  3. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии художественных образов в музыкальных движениях.
  4. Формировать умение создавать свой узор, используя элементы дымковской росписи.
  5. Упражнять в умении работать кончиком кисти и плашмя, рисовать круги, закрашивать в приделах контура.
  6. Воспитывать эстетическое восприятие и интерес к народному творчеству.

Словарная работа:

  1. Обогащение словаря: ярмарка, народно – прикладное искусство, умельцы.
  2. Активизация словаря: индюк, барышня, сочные, яркие краски, мастера.
  3. ЗКР: произношение звука «Р» в чистоговорках.

Предварительная работа:

  1. Беседа с детьми о народно-прикладном искусстве Дымковских мастеров, с рассматриванием игрушек этих мастеров.
  2. Знакомство с элементами дымковской росписи на занятиях по рисованию. Роспись лошадки и платья барышни.
  3. Лепка лошадки.
  4. Индивидуальная работа по рисованию колечек и кругов.
  5. Разучивание танцев «Веники- яблоки», «Я по воду шла…».
  6. Разучивание игры «Жил-был у бабушки серенький козлик…».

Материал:

  1. Оформление выставки дымковских игрушек.
  2. Ширма с шарами, зонт с лентами для карусели.
  3. Костюм дымковской барышни.
  4. Музыкальная запись «Яблоки-веники».
  5. Маски: козлика, лошадки.
  6. Заготовки для росписи: фартук, козлик, лошадка.
  7. Образцы для показа.
  8. Клоун для музыкальной игры.

Ход занятия

Организационный момент. Дети входят и становятся в круг. Игра с мячом «Отвечай не зевай, ответ правильно давай» (воспитатель бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос о Перми, о России, об Урале).

Воспитатель: Молодцы. Многое знаете о нашей Родине. А хотите больше узнать? Она такая большая и в ней много есть ещё интересного.

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, нас всех в гости пригласила барышня из села Дымково. Как вы думаете, что такое село Дымково?

Дети: (рассуждают и высказывают своё мнение): Это большая деревня с деревянными домами.

Воспитатель: А почему это село назвали Дымково?

Дети: Когда там зимой топят печки, то из труб идёт белый дым.

Воспитатель (чтение отрывка):

Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё кругом.
Голубые дали и село большое
Дымково назвали.
Там любили песни петь, пляски
И в селе рождались чудо-сказки.
Вечера были длинные
и лепили там из глины,
Все игрушки непростые,
а волшебно-расписные,
Белоснежны как берёзки – кружочки, крапины, полоски.
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.

(звонок в дверь, дети присаживаются на стульчики, входит Дымковская барышня под музыку «Водоноска»)

Воспитатель (продолжает чтение):

За студеною водицей,
Водоноска-молодица,
Как лебёдушка плывёт,
вёдра красные несёт
На коромысле не спеша,
Посмотри, как хороша!

(Барышня идёт по кругу, останавливается, ставит вёдра)

Барышня: Здравствуйте дети, здравствуйте гости дорогие! Низкий вам поклон. Вы меня узнали?

Дети: Да.

Барышня:

Солнце яркое встаёт,
спешит на ярмарку народ!

Ребята, вы знаете, что такое ярмарка?

(Дети рассуждают, пытаются ответить).

Барышня:

Ярмарка – это базар,
где продаётся разный товар,
Продаются самовары,
всевозможные товары,
И конфеты, и баранки.
Покупают люди сушки,
А на дивные игрушки
Смотрят долго не спеша,
До чего же хороша!

(рассматривание игрушек на выставке, барышня берёт коня)

Барышня: П

осмотрите, как живой
конь красивый, удалой

Это чей такой конёк, для каких же молодцов?

Дети: Это конь-богатырь для ребят удальцов!

(дети приглашаются на танец «Яблоки-веники» (запись на диске), в это время готовится девочка в дымковском костюме).

Барышня (берёт следующую игрушку, показывает и говорит):

Эта девица краса
Щёчки алые горят,
Удивительный наряд
Сидит кокошник горделиво,
наша куколка красива.

Воспитатель: У нас тоже есть дымковская куколка, потанцуй, покружись и нам покажись.

(Девочки исполняют танец «Я по воду шла…»).

Барышня (берёт с выставки козлика, показывает детям, уточняет из каких элементов, состоит его узор).

Козлик ты рогатый,
козлик ты бодатый.
Ждём тебя на дорожке,
разомни-ка ножки.

(надеваем шапочку козлика, платок бабушке, шапочку волка).

Танец-игра «Козлик».

Барышня: Вам нравятся эти игрушки?

Дети: Да!

Барышня: Как вы думаете, кто их изготовил?

Дети: Мастера из села Дымково.

Барышня: Из каких элементов состоят узоры, и какие краски использовали мастера?

Дети: Краски яркие, сочные. Узоры красные, жёлтые и состоят из полосок, точек, колечек, кружков.

Барышня: А есть ли в группе ещё предметы с дымковской росписью?

Дети: Есть (показывают на кокошник, фартук, шапочки).

Барышня: Вы хотели бы иметь такие?

Дети: Хотели.

Барышня: Подумайте и ответьте, всем ли хватит. И что нужно сделать? (дети считают и приходят к выводу, что детей много, а предметов мало).

Дети: Нам всем не хватит, нужно сделать ещё.

Барышня: Приглашаю вас в мастерскую (переход в другое помещение). Представьте, что вы народные умельцы, садитесь поудобней.

Подумайте, какие элементы будете рисовать, и какие возьмете краски.

(дети приступают к работе, взрослые индивидуально помогают, затем эти фартуки, шапочки дети одевают на себя).

Воспитатель: Ребята, а на ярмарке всегда веселит народ клоун.

(показывает игрушку клоуна.) Наш клоун знает много шуток-прибауток.

Игра «Чистоговорки».

Барышня:

А какая ярмарка без карусели,
подошли ко мне и сели.

(у барышни в руках зонт с лентами, дети берутся за один конец ленты и начинают двигаться по кругу).

Воспитатель: Ярмарка закрывается, игре конец, а кто участвовал, тот молодец. У кого мы сегодня были в гостях? Что вам понравилось?

Дети: (высказывают свои впечатления).

Барышня угощает детей баранками, прощается и уходит. 

Литература:

  1. Л.А. Венгер «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания», – Москва: «Педагогика», 1986.
  2. Л.С. Выгодский «Воображение и творчество в детском саду», – Москва: «Просвещение», 1967.
  3. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Программа дошкольного образования, «От рождения до школы», – Москва: «Мозаика-синтез», 2010.
  4. С.С. Пичугин «Роль и место интеграции в развитии творческих способностей детей», журнал «Начальная школа +», №1, 2003.
  5. А.А. Аверина «Интегрированное занятие, как средство развития ребёнка», журнал, «Практика управления ДОУ», №1, 2011.
  6. Т.В. Огонькова «Интегрированное обучение в начальной школе на основе сюжетного построения занятий», журнал «Начальная школа +», №5, 2001.