Задачи:
- Способствовать углублению и обобщению представлений детей о лесе.
- Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости сохранения его целостности, умение вести себя в лесу.
- Развивать умение устанавливать связи между ростом растений и удовлетворением их потребностей в различных условиях среды. Используя моделирование доказательно строить суждения.
- Воспитывать гуманно-ценностное отношение к птицам, к родной природе, чувство сопричастности ко всему живому, что нас окружает.
- Стимулировать интерес детей к проведению опытов, совершенствовать умение делать выводы, умозаключения самостоятельно и с помощью воспитателя.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Безопасность».
Материалы:
- Панно с изображением леса, репродукции картин И.И. Шишкина, И.И. Левитана, фотографии;
- щегол;
- модели эколого-систематических групп: «Растение», «Живое»; иллюстрации животных севера, юга, средней полосы России; алгоритм природного и рукотворного мира;
- оборудование для опытов;
- игровой персонаж Знайка.
Предварительная работа: экскурсии в лес; ознакомление с обитателями и растениями леса, наблюдения, рассматривание картин, беседы.
Ход занятия
Звучит музыка.
Воспитатель:
Лес задумчивый овеян
Голубою дымкою.
Каждый листик серебрится
Тонкой паутинкою.
Листья кленов пестрой стайкой
Тихо, тихо падают
От березки стройной веет
Легкою прохладою.
Воспитатель: Я прочитала строки из стихотворения Верещагина о лесе. Предлагаю поговорить об этом удивительном уголке природы. Знайка, ты говорил, что нарисовал этот рисунок для нас.
Знайка: Да, я вместе с Тюбиком нарисовал этот рисунок для вас. А вы знаете, что такое лес?
Ребенок: Это то место, где растут деревья, кустарники, травы, грибы, ягоды, живут звери, птицы.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какой красивый получился лес. Кажется, вот-вот подует ветерок, и затрепещут осинки, закачаются лапы елей и ветки берез.
Дети, как называется участок леса, где растут ели? (ельник)
А участок леса, где растут сосны? (сосновый бор)
Есть леса хвойные и лиственные. А чем они отличаются?
Ребенок: Хвойные деревья свои листики-хвоинки на зиму сбрасывают. Но среди хвойных есть одно дерево, которое называется лиственница. Оно сбрасывает свою хвою прямо перед началом зимы. Лиственные деревья сбрасывают листья осенью.
Воспитатель: Почему осенью деревья сбрасывают листья?
Ребенок: Становится холодно и прекращается доступ воды к листьям. Зиму деревья проводят в состоянии покоя. Если снег ляжет на листву и налипнет, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и поломаются.
Воспитатель: Посмотрите на рисунок и скажите, что еще должно расти в лесу, и кто живет в нем?
(Дети называют и размещают ягоды, грибы, кустарники, деревья, животных).
Воспитатель: Лес – как многоэтажный дом. На нижних этажах растут травы, грибы, ягоды. Затем идут кустарники, следующий этаж деревья поменьше и самый верхний – высокие дубы и сосны.
Художники в своих произведениях передают красоту леса. Обратите внимание на репродукции. Вы знаете художников, изобразивших эти картины? (И.И. Шишкин, И.И. Левитан).
Разве не прекрасно «Утро в сосновом бору»! Деревья, как сказочные великаны, просыпаются под мелодию утра.
На картине «Золотая осень» в прекрасный наряд оделись деревья и кусты, на яркой листве словно горит и светится на голубоватом фоне небо.
Не только художники, но и фотографы подмечают красоту родной природы и стараются сфотографировать самые красивые уголки леса.
На рисунке Знайки, фотографиях мы видели большое разнообразие деревьев. На территории нашей страны область лесов – самая большая, встречаются самые разнообразные породы деревьев.
Знайка: Хотите поиграть в игру «С какого дерева плоды и листья?»
(Проводится игра).
А как вы узнали, что это дуб?
Ребенок: Ветви у дуба не прямые, а изломанные, угловатые. Плод – желудь.
Воспитатель: Это могучее дерево, у него кривые ветви, потому что дубы любят свет и их побеги меняют направление роста несколько раз в сезон в зависимости от освещения.
Знайка: А как узнать березку?
Ребенок: У нее белый ствол с темными горизонтальными полосами, гибкие ветви, красивые крупные сережки.
Знайка: А знаете ли вы, какую пользу приносит лес?
Ребенок: В лесу можно отдыхать. Растения выделяют кислород, а без кислорода люди и животные погибли бы. Лес очищает воздух от пыли. В лесу заготавливают грибы, ягоды, лекарственные растения. Из древесины изготавливают мебель, посуду, бумагу и т.д.
Знайка: Лес сохраняет водные ресурсы и почву. Защищает поля от суховеев. Лес – громадная фабрика кислорода, очищение от вредных примесей.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, мы должны беречь лес? Что нельзя делать в лесу?
Ребенок: Не шуметь в лесу.
У леса музыка своя…
Её послушайте друзья!
Как много звуков тут и там!
В лесу не нужен шум и гам;
Нельзя шуметь, галдеть, кричать
И громко музыку включать!
Не разорять муравейники.
Муравьи – лесные санитары;
Так прозвали люди их недаром!
Только ты им, друг мой не мешай!
Муравейники не разоряй!
Эти санитары так нужны
Для лесов твоей родной страны!
Не разоряй птичьи гнезда.
Дети запомнить должны
И понять:
Гнезда у птичек
Нельзя разорять!
Если в травке
Увидели яйцо
Или услышали
Крики птенцов,
Не приближайтесь,
Не лезьте туда
И не тревожьте
Ни птиц, ни гнезда.
Не разжигайте костер в лесу без взрослых.
Без взрослых с огнем развлекаться опасно –
Закончиться может забава ужасно.
Погибнут деревья и звери, и птицы…
Без взрослых костер разжигать не годится!
Не забирать из леса домой животных.
Не вырезать надписи на деревьях.
Не вырывать грибы с корнями.
Не рвать редкие цветы.
Есть цветочки редкие,
Белые и нежные:
Вам кивнут приветливо
Ландыши, подснежники…
Только рвать не надо их –
С ними лес добрей, светлей.
Ведь теперь цветов таких
Очень мало на земле…
Воспитатель: Природа – наш дом. Надо бережно обращаться с природой, и тогда она отблагодарит нас чистым воздухом, пением соловья, вкусными ягодами и грибами.
Знайка: Дети, каких вы знаете птиц, живущих в наших лесах? (синицы, кукушки, щеглы, дятлы)
– А каких птиц мы называем перелетными? (которые улетают на юг)
– А щегол – это перелетная птица? (Да)
– Но щеглы необычные птицы, одни улетают в теплые края, а другие остаются вблизи своих гнезд.
– Дети из группы «Рябинушка» на прогулке увидели щегла, который не мог взлететь, взяли его в группу и поместили в клетку. Сейчас они ухаживают за ним, подлечили его крылышки.
– Вы, наверное, тоже помогаете им?
Знайка: В природе щегол очень подвижная птица, которая долго не находится на одном месте. Много поет. Дети, посмотрите, какая окраска у щегла? Да, перышки красного, желтого и черного цвета.
– Кто из вас знает, чем питаются щеглы? (семенами растений, насекомыми)
– Родители кормят своих птенцов насекомыми и размягченными в клюве семенами растений.
– Посмотрите, какой он веселый, подвижный, прыгает с жердочки на жердочку; как он чистит перышки.
– Мой друг Незнайка постоянно путает живое и не живое, а вы сможете выбрать из этого набора картинок модели живого?
Смоделируйте на доске живое (дети моделируют).
– Дети, мне очень нравится, что вы любите животных, птиц, рыбок, ухаживаете за ними, бережно к ним относитесь.
– Но как вы думаете, когда наступит весна, пригреет солнышко, как будет чувствовать щегол в клетке? Он будет грустить, скучать по воле. Вы, наверное, отпустите его на волю.
Знайка: Знаете ли вы животных, которые живут в наших лесах? Я хочу, чтобы вы выбрали зверей средней полосы из набора картинок, где есть животные жарких стран и севера.
Воспитатель: Знайка, дети справились с твоим заданием, а сейчас они предлагают поиграть в игру «Загадки – отгадки».
Работа детей с алгоритмом.
Физкультминутка «Дождик».
Знайка: Мне очень понравилось, что вы умеете загадывать загадки по алгоритмам.
А вот теперь скажите – этот цветок относится к природному или рукотворному миру? (искусственный цветок)
Ребенок: К рукотворному миру. Это не живое растение, а сделанный цветок.
Знайка: А вот этот цветок живой?
(Ответ детей).
Что у него есть? (Корень, стебель, лист, цветок).
– Я предлагаю вам создать модель этого цветущего растения.
Воспитатель: Для чего растению нужен корень?
Ребенок: Корень помогает растению дышать, всасывать воду из почвы и корень поддерживает стебель.
Воспитатель: Стебель для чего нужен?
Ребенок: Стебель проводит воду к другим частям растения, дает опору листьям и подставляет их к солнечным лучам.
Воспитатель: Вы знаете про корень, стебель, а про лист и цветок – что вы можете сказать?
Ребенок: Листья улавливают свет, выделяют кислород, необходимый нам для жизни. Цветок домашнего растения – украшает. А у деревьев и кустарников из цветов образуются плоды.
Знайка: Что нужно сделать, чтобы создать модель не цветущего комнатного растения?
Ребенок: Убрать модель с цветком.
Знайка: С моделью растений вы справились, а сможете ли вы смоделировать дерево?
– А если мы хотим смоделировать кустарник, какую модель и почему нам нужно поменять?
– Молодцы, я вижу, вы умеете работать с моделями.
Гимнастика для глаз «Солнышко».
Воспитатель: Для того, чтобы на земле все росло, необходимы: солнечный свет, вода и плодородная почва. Есть почва песчаная, глинистая, черноземная.
Мы с вами проведем опыт, который позволяет узнать, как разные почвы пропускают и удерживают воду.
– В одной воронке почва песчаная, в другой – глинистая, в третьей – чернозем. Наливаем воду в воронки и смотрим, как разные почвы пропускаю воду.
– Разные почвы удерживают воду одинаково?
– А через какую почву проходит вода скорее? (песчаную).
Ребенок: Потому что песчинки все разной формы и размера и промежуток между ними больше, чем у пылинок чернозема.
– А частицы глинистой почвы прочно соединены, склеены между собой.
Воспитатель: Мы видели, как вода просачивается через почву снизу вверх. Помните мы с вами проводили такой опыт, используя глинистую, черноземную и песчаную почву?
– А сегодня другой опыт. Возьмите два одинаковых кусочка стекла, которые стянуты в двух местах резиночками, с одной стороны вставлена спичка. В блюдце приготовлена подкрашенная вода. Опустите стеклышко длинной стороной в воду и подождите, пока движение воды вверх прекратится.
Что вы видите?
Ребенок: Чем меньше расстояние между стеклышками, тем выше поднимается вода. Этот опыт объясняет движение воды в почве снизу вверх. Чем меньше расстояние между частицами почвы, тем быстрее и выше поднимается снизу вода.
Воспитатель: Мы сегодня говорили о лесе, о красоте природы, о бережном отношении к ней.
Знайка: Мальчики и девочки, мне понравилось у вас. Вы много всего знаете, я расскажу о вас своим друзьям. Мне не хочется с вами расставаться, но мне пора домой.
Воспитатель: Большое спасибо тебе, Знайка!