Цели:
- образовательные:
- уточнить и сравнить кинетически сходные буквы «б» и «д» путем выработки четкой зрительно-моторной координации;
- формирование умения различать звуки и буквы [б] и [д] в слогах, словах;
- совершенствование навыков выполнения звукобуквенного анализа и синтеза, фонематического представления;
- обогащение словарного запаса.
- коррекционно-развивающие:
- развитие мыслительной деятельности, зрительного и слухового внимания, памяти, способности к переключению;
- развитие фонематического слуха, сложных форм фонематического анализа и синтеза;
- уточнение пространственной ориентировки;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- выполнение контрольных действий, совершенствование навыка составления учебного высказывания;
- развитие связной речи, высказывания.
- воспитательные:
- воспитывать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.
Оборудование: тетради, ручки, цветные карандаши, индивидуальные зеркала, цифровые линейки, проволока, коробочки с горохом, индивидуальные карточки под плёнкой, фломастеры, предметные картинки, карточки с образцами написания букв б и д.
План и ход урока
1. Организационный момент.
Проверим, как мы сидим, где у нас тетради, на месте ли ручки.
Развитие зрительного восприятия и узнавания (гнозиса):
– Посмотрите на картинку и выделите изображения предметов наложенные друг на друга.
Что это? (Дерево, дом, бочка)
– Расположите слова-предметы по порядку по количеству букв в них, начиная с наименьшего.
Дом, бочка, дерево.
– Выделите первый звук в каждом слове.
2. Основная часть.
- Определение темы. Характеристика звучания и артикуляции звуков.
А сейчас я загадаю вам загадки, а вы отгадайте их.
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу.
(Дятел)
- Вывешивается картинка дятла; выделение начального звука – [д].
– Какой первый звук в этом слове?
- Уточнение его артикуляции – согласный, звонкий, взрывной; преграда – кончик языка упирается в десны верхних резцов (Д – десны).
В сосне дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле, живет в тепле? (Белка)
- Вывешивается картинка белки; выделение начального звука – [б].
– Какой первый звук в этом слове?
Уточнение артикуляции – согласный, звонкий, взрывной; преграда – сомкнутые губы (Б – губы).
- Сопоставление звуков по артикуляции.
Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.
– Возьмите в руки зеркала и глядя в них произнесите звуки б-д, б-д… Найдите, что общее – одинаковое в этих звуках, и что разное – чем различаются.
Общее: звонкие, взрывные, мгновенные согласные.
Разное: место преграды: Б – губы, Д – десны.
- Соотнесение звука с буквой (зрительный анализ).
– Сегодня мы будем учиться различать звуки [б] и [д] и рукописные буквы б и д.
Посмотрите на рисунок белки. Какая буква видна на рисунке? Из каких элементов она состоит? (Овал и крючок вверху)
Сравнение буквы б с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква б вписывается в силуэт белки.
Посмотрите на рисунок дятла. Какая буква видна на рисунке? Из каких элементов она состоит? (Овал и петля внизу)
Соотнесение буквы д с очертаниями дятла (когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз – упирается в ствол).
Буква д вписывается в силуэт дятла.
Вывод: запоминаем наши «опоры»:
Звук [б] – «взрываются» губы, буква б – хвост белки (вверх);
Звук [д] – язык упирается в десны; буква д – хвост дятла (вниз).
– Назовите слова из первого задания, какие мы отнесем к дятлу, а какие к белке? Почему?
- Тренировочные упражнения в произнесении, различении, выделении изучаемых звуков из состава слогов, слов:
Чтение слогов хором (таблица выполнена в рукописном шрифте на доске).
ба – да адо – або
бо – до ода – оба
ду – бу уда – уба
ды – бы абы – ады
Физпауза.
– Разогреем ручки.
Это рука левая – держим ею тетрадь, левая рука вытянута вперёд
Сожмем ее в кулачок, чтоб тетрадку взять. несколько раз сжимаем кулачек
Это рука правая, держим ею ручку, правая рука вытянута вперёд
Сожмем ее в кулачок, чтобы ею писать. несколько раз сжимаем кулачек
Запишите число и тему занятия.
Различение б – д.
- Работа с проволокой и горохом.
- Выложить на подставках из гороха прописные маленькие буквы б – д.
- Из проволоки по образцу учителя сделать прописные маленькие буквы б и д.
- – Из каких элементов состоит буква б? А буква д?
- Игра «Шифровальщики».
- Из названных слов записать в тетрадь букву, изучаемую на уроке и её место в слове.
Дом, рыбак, зебра, удочка, гнездо, облако, клубок, ягоды.
д 1, б 3, б 3, д 2, д 5, б 2, б 4, д 4.
- Сравните свою запись с записью на доске (самопроверка). Правильная запись сделана на обратной стороне доски.
- Игра «Что лишнее?»
а) На магнитной доске выставляются картинки: носки, ботинки, туфли, валенки.
– Какая картинка лишняя? Носки.
– Как одним словом назвать остальные предметы? Обувь
Запишите это слово графически в тетрадь. Как это? (черточками, обозначаем количество букв в слове).
К доске по очереди вызываются ученики, которые записывают слова графически.
_ б _ _ _
б) ложка, тарелка, стол, чашка. Посуда _ _ _ _ д _
в) шапка, платье, рубашка, шорты. Одежда _ д _ _ д _
г) шкаф, стул, машина, полка. Мебель _ _ б _ _ _
- Составьте слово из первых букв других слов, запишите в тетрадь новое слово(подчеркнуть б-д разными цветными карандашами).
Учитель устно называет слова, ученики составляют новое слово и записывают в тетрадь, подчеркивая изучаемые буквы.
Река, арбуз, день, утка, град, алфавит – радуга;
Лошадь, ель, бочка, енот, дорога, индюк – лебеди;
Ямка, болото, луна, окна, карман, осень – яблоко;
Дети, роза, утюг, жук, барабан, ананас – дружба.
- Физминутка
Мы играем на гармошке.
Громко хлопаем в ладошки.
Наши ножки: топ, топ.
Наши ручки: хлоп, хлоп!
Головой слегка качаем.
Руки кверху поднимаем.
Вниз ладошки опускаем,
Отдыхаем, отдыхаем.
На каждую строчку стихотворения выполняем свое упражнение.
- «Странные слова».
– Посмотрите на доску. Здесь есть странные слова. Они написаны со стрелками вместо букв. У одних стрелки вверх, у других – вниз.
– как вы думаете, с какой буквой будут слова, у которых стрелка «смотрит» вниз? (д).Почему?
– А у которых вверх? (б). Почему?
Спишите, вставляя нужные буквы.
по↓арок, ашмаки, оро↓а,есе↓а, ↓оро, ↓уинка,
Взаимопроверка. Оцените работу своего соседа.
- Игра « Ты – учитель». Найдите и исправьте ошибки, допущенные учеником (работа фломастерами на карточках под пленкой и у доски).
Сегодня у нас учитель …… Он исправляет ошибки ученика на доске, все остальные у себя на карточках (доска отвёрнута).
Бадочка, дубы, бобрый, обида, дублик.
Проверим.
- Физпауза.
Гимнастика для глаз.
– Нарисуйте глазками звёздочку , начиная по стрелки.
- Работа со скороговоркой.
– Повторите за мной скороговорку.
У деда карманы полны бобами.
Составьте графическую запись предложения (у доски).
___ д__д__ _____ _____ б__б___.
3. Итог занятия.
– Чем занимались сегодня? Какие буквы мы учились различать? Какие задания показались вам интересными? Хорошо работали сегодня … Старайтесь постоянно контролировать себя при письме в классных и домашних работах.