Тема урока: Дифракция света.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Вид урока: урок с элементами лекции.
Цель урока: Объяснить явление дифракции света, изучить условия ее возникновения.
Задачи урока:
- Обучающая: ввести понятия дифракции, где наблюдается данное явление в природе, условие наблюдения дифракции.
- Развивающая: сформировать у учащихся представление о дифракции, как о явлении подтверждающее волновую теорию света.
- Воспитательная: сформировать навыки самостоятельной работы, умение работать в коллективе.
Техническое оснащение: Компьютер, мультимедиа, экран, звуковые колонки.
План урока
1. Организационный момент.
2. Этап актуализации знаний.
3. Этап изучения нового материала. (Презентация в Приложении 1).
Тезисы урока:
Объяснения учителя сопровождается показом слайдов из презентации.
Интерференция и дифракция – явления, подтверждающие волновую природу света.
Пропуская тонкий пучок света через маленькое отверстие, можно наблюдать нарушение закона прямолинейного распространения света.
В 1802 году Томас Юнг поставил классический опыт по дифракции.
Дифракция света – огибание световой волной непрозрачных тел с проникновением в область геометрической тени и образованием там интерференционной картины.
Принцип Гюйгенса: каждая точка поверхности, достигнутая световой волной, является вторичным источником световых волн. Огибающая вторичных волн, становится волновой поверхностью в следующий момент времени.
Принцип Гюйгенса-Френеля: каждый элемент волнового фронта можно рассматривать как центр вторичного возмущения, порождающего вторичные сферические волны, а результирующее световое поле в каждой точке пространства будет определяться интерференцией этих волн.
Дифракционные картины от различных препятствий.
Границы применимости геометрической оптики.
Условие наблюдения дифракции.
Где D – размер препятствия или отверстия, l – длина световой волны, L – расстояние от препятствия до места, где наблюдается дифракционная картина.
L≥ D2/ l
Разрешающая способность оптических приборов.
Свет обладает волновыми свойствами, ему присущи явления интерференции и дифракции.
4. Этап закрепление нового материала. (Тест в Приложении 2)
5. Д/задание.