Познавательно-речевое занятие "Загадки Матушки-зимы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Форма проведения: игра (по типу телевизионной игры «Своя игра»)

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить знания детей
    • об основных признаках зимы;
    • о способах поведения  различных животных зимой и взаимозависимостях между объектами и явлениями природы;
    • о зимних традициях и праздниках;
    • художественных произведений, содержащих сведения о зиме («Лисичка-сестричка и Волк», «Снегурочка», «Мороз Иванович», «Морозко», «Двенадцать месяцев»);
  2. Расширять знания детей о жизни животных, их повадках, учить определять животное по его следу.

Воспитательные:

  1. Способствовать формированию целостной картины мира у детей (зима во всех её проявлениях);
  2. Способствовать эстетическому воспитанию детей через знакомство с художественными произведениями, музыкальными фрагментами и произведениями живописи.

Развивающие:

  1. Обеспечить развитие речи детей через обогащение словаря;
  2. Учить  детей доказывать свою точку зрения;
  3. Усиливать коммуникативные функции речи в ходе решения образовательных задач;
  4. Формировать у детей умения преодолевать трудности в учении, способствовать  проявлению эмоциональных переживаний через игровую ситуацию.

Мотивационное обеспечение занятия:

  1. Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.
  2. Стимулировать мотивацию учения
    • через удовлетворение потребностей детей в общении с взрослым и другими детьми;
    • через деловое сотрудничество (работа в группах);

Оборудование:

  • Таблица с названиями тем и стоимостью вопросов,
  • Таблица для записи результатов команд;
  • Иллюстрации с изображениями традиционных зимних праздников: Рождество, Масленица;
  • Репродукции картин Вельц «Начало зимы», Соколов «Вьюга-пурга»;
  • Схемы и фотографии следов зверей;
  • Музыкальные фрагменты: «В лесу родилась ёлочка», П. И. Чайковский «Декабрь. Святки» из альбома «Времена года»;
  • Фотографии с изображением клеста, ледяных скульптур.
  • Музыкальный фрагмент для физкультминутки.

Ход занятия

I. Организационный момент

  • Определение темы занятия и формы его проведения.

– Какой сегодня день? (3 декабря, среда)

– Какое время года наступило? (зима)

– И действительно, пришла зима. Пришла да не с пустыми руками. Снега принесла да загадок зимних. Снег почти растаял, а загадки остались. Попросила  Матушка-зима поиграть и загадки её отгадать. Ну что поиграем, чтобы у зимушки силы прибавилось?

  • Деление на команды.

– А для игры нам нужно разделиться на команды.

– Вот и первая загадка. Кто будет капитанами команд?

С

.

.

.

В

.

.

.

С

.

.

.

(Саша, Саша, Вова)

– Капитаны, займите места!

– А остальным ребятам помогут разделиться на команды цветные косички. Выберите любую косичку и крепко держитесь за неё.

  • Объяснение правил игры.

– Первой делает ход команда в центре.

– Команда выбирает тему и стоимость вопроса.

– Команда, которая ответила на вопрос правильно, получает указанное количество баллов. Если ответ неверный, команда лишается такого же количества баллов. Не торопитесь давать ответ. Можно обсудить в команде.

– Команда – нарушитель тишины штрафуется на один балл. Соблюдаем тишину! Не мешаем думать друг другу.

II. Основная часть

1 команда

2 команда

3 команда

 

 

 


Загадки

1

2

3

4

5

Сказки

1

2

3

4

5

 Животные зимуют

1

2

3

4

5

Зима в творчестве людей

1

2

3

4

5

Зимние традиции

1

2

3

4

5

Содержание заданий

Загадки

1. Без рук рисует, без зубов кусает. (мороз)

2. Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки,
Но зимние метели в меха его одели. (дерево зимой)

3. Что растёт вниз головой? (сосулька)

4. Лесное письмо на снегу. Кто его написал? Кто здесь пробегал? (выдать рисунки на листочках)

рис.1

Рисунок 1

(белка, лось, рысь)

5. В избе мёрзнут, на улице нет. (окна)

Сказки

1. Из какой сказки эти слова: «Волк и пошел на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать:

– Ловись, рыбка, и малá, и великá!» И что дальше случилось с волком?

(«Лисичка-сестричка и волк».  Волк сидел всю ночь, и хвост примёрз.)

2. В какой сказке девочка получила имя от слова «снег»? («Снегурочка»)

3. Из какой сказки эти слова: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?» («Морозко»)

4. В какой сказке девочка взбивала снежную постель? («Мороз Иванович»)

5. В какой сказке девочка пошла зимой собирать цветы (подснежники)? Нашла ли она их? Почему так случилось? («Двенадцать месяцев»)

Животные зимуют

1. Вьют ли гнёзда наши перелётные зимой на юге? (гнёзд не вью, птенцов не выводят)

2. Что делает зимой ёж? (спит, с осени забравшись в гнездо из травы и сухих листьев)

3. Каких зверей зовут «шатунами»?(медведей, согнанных с берлоги и вовсе не спящих зимой)

4. Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди снега?

рис.2

Рисунок 2

(Клёст. Клесты выкармливают детёнышей сосновыми и еловыми семечками)

5. Где раки зимуют? (в норках по берегам рек и озёр)

Зима в творчестве людей

1. Как красиво! Правда? Какой недостаток у этих скульптур? (Эти скульптуры сделаны изо льда. Весной они растают.)

рис.3

Рисунок 3

рис.4

Рисунок 4

рис.5

Рисунок 5

рис.6

Рисунок 6

2. Какое время года изобразил художник Иван Августович Вельц? Докажите своё мнение.

рис.7

Рисунок 7

(Начало зимы: небо хмурое, река ещё не покрылась льдом, снега ещё мало)

3. Послушайте, пожалуйста, музыкальный фрагмент, узнайте песню и назовите её. (В лесу родилась ёлочка)

4. Какое явление природы изобразил в своей работе художник Соколов? Какому месяцу зимы свойственно это явление природы?

рис.8

Рисунок 8

(Вьюга-пурга. Февраль.)

5. Прослушайте музыкальный фрагмент и назовите месяц года, о котором написал композитор Пётр Ильич Чайковский. (Декабрь. Святки. Альбом «Времена года»).

Зимние традиции

1. Кто это? Зачем он забрался на крышу? Когда это бывает?

рис.9

Рисунок 9

(Это Санта Клаус. Он принёс подарки на Рождество. В дом он попадает через трубу камина.)

2. Чем заняты девушки? Когда это бывает?

рис.10

Рисунок 10

рис.11

Рисунок 11

рис.12

Рисунок 12

(Девушки гадают. После рождества наступало время святочных гаданий.)

3. Какой праздник отмечают именно так? Когда это бывает?

рис.13

Рисунок 13

рис.14

Рисунок 14

(Масленица. Проводы зимы. Отмечают в феврале-марте).

 4. Какой праздник отмечаетогромное количество людей  в связи с этим библейским событием? Когда это бывает? (Рождество. Отмечают 7 января)

рис.15

Рисунок 15

 5. Почему женщина угощает детей?

рис.16

Рисунок 16

(Дети колядовали – восхваляли хозяев дома и просили угощения. Хозяева дома угощали детей, а дети благодарили и желали хозяевам счастья, здоровья и всякого благополучия).

III. Итог занятия

  • Подведение итогов по очкам, выявление команды победителя.
  • Рефлексия:
    • Похлопайте те, кто остался доволен собой;
    • Потопайте те, кому понравилось работать в команде;
    • Потрите носик те, у кого сегодня получилось доказать свои ответы;
    • Погладьте ушки те, кому было трудно, но интересно сегодня.