Урок обучения грамоте по теме "Знакомство с буквой В, в"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с буквой В и звуками в, вь;
  • развивать фонематический слух.

Задачи урока:

  • Уметь вычленять в речи согласные звуки в, вь, обозначать их в письменной речи; читать слоги и слова с изученными буквами; заменять звуки в словах и читать новые слова; играть в игру "Живые звуки".
  • Создать условия для формирования навыка чтения вслух; развития речи, памяти и логического мышления.
  • Развивать умение давать характеристику звукам в, вь.

Ход урока.

1. Оргмомент.

С добрым утром! Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не молчать,
Всем работать, отвечать!

2. Введение в тему урока.

Отгадайте загадки:
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (волк)

Сероватый, зубоватый,
По полям рыщет,
Телят, ягнят ищет. (волк)

Как вы догадались, что это волк?

Что ещё вы знаете о волке?

Волк, опасный хищник. Но не бойтесь! У нас в гостях сказочный волк из русской народной сказки "Иван- царевич и Серый волк". В этой сказке волк помогал Ивану- царевичу. И нам Серый волк решил помочь в обучении грамоте и подарить новую букву. (показ репродукции картины Васнецова).

3. Фонетическая разминка.

Давайте в начале урока проведём фонетическую разминку.

(1слайд) А О И Ы У Э

Что общего у этих букв? (гласные).

Почему вы считаете, что это гласные буквы?

Давайте прочитаем эти буквы сначала медленно, с интонацией радости, с интонацией удивления, с интонацией страха.

Молодцы!

А какая буква среди данных будет "лишней" и почему? ( буква и, т.к. обозначает мягкость предшествующего согласного звука).

(2 слайд)

Давайте прочитаем слоги с изученными буквами.

А сейчас я буду называть вам слог с твёрдым или мягким согласными звуками, а вы наоборот.

Ля-:(ля), сё-:(со), ту-:(тю), те-:(тэ), да-:(дя), ди-:(ды) и т.д.

И последнее задание фонематической разминки. Ответьте на мои вопросы хором (3 слайд).

Как дует ветерок? ( вью-вью:)

Как воет зубопротезная машина? (в- в- в)

Как дрожат от холода? (в- в -в)

4. Сообщение темы и целей урока.

Какие звуки слышались в ваших ответах?

Кто догадался, с какими звуками мы познакомимся на сегодняшнем уроке?

Чему будем учиться?

5. Звуковой анализ слов "ветка", "волна".

Отгадайте загадку:

В тихую погоду нет нас нигде,
Как ветер подует-бежим по воде. (волна)

Рассмотрите на с. 116 учебника схемы.

Какая схема подойдет к слову "волна"? (правая).

Почему не подходит левая? (второй звук "Э").

Проведём звуковой анализ слова "волна". (один ученик у доски, остальные за партами).

Разделим на слоги, найдём ударный слог.

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике и скажите, что это? (ветка).

Давайте проведём звуковой анализ слова "ветка". (один ученик у доски, остальные за партами).

Посмотрите на схемы данных слов.

Что у них общего?

Чем они различаются?

6. Игра "Живые звуки".

А сейчас поиграем в игру "Живые звуки". Со словом "ветка" ( у учащихся на партах карточки с буквами этого слова).

К доске выходит ученик, у которого на парте буква, обозначающая звук "т";

звук "в" (нет);

звук "э";

звук "кь" (нет);

звук "вь";

звук "к";

звук "а".

Сможем прочитать слово? Почему?

Займите буквы свои места в слове "ветка".

Давайте прочитаем слово хором.

А сейчас буквы займут свои места в том порядке, котором я скажу.

  • садится на место ученик, у которого буква ударного гласного звука;
  • мягкого согласного звука;
  • гласного безударного звука;
  • третьего согласного звука;
  • четвёртого согласного звука.

Давайте поиграем в игру "Кто больше назовёт слов, начинающихся с согласного звука "в", "вь".

7. Знакомство с буквой.

Назовите ещё раз первый звук в слове "волна".

Дайте его характеристику.

Назовите первый звук в слове "ветка".

Дайте его характеристику.

Кто скажет, с помощью какой буквы обозначаются на письме звуки "в","вь".

Сегодня Серый волк дарит нам букву в (карточка с буквами)

А сейчас давайте пофантазируем. На что похожа буква В (ответы детей).

Послушайте, какие стихи сочинили о букве В поэты.

Словно букву В
Алёна
Держит
Трубку телефона.
Вот ведь горе у старушки:
На очках сломались дужки!

8. Работа в тетради "Я учусь писать и читать".

С.60

Раскрасьте только те участки рисунка, на которых видите букву в.

Что у вас получилось? (вертолёт).

(Для тех, кто уже раскрасил иллюстрацию, задание ниже, изменяйте буквы, записывайте получившиеся слова).

Давайте прочитаем слова хором.

Молодцы, ребята!

9. Работа по учебнику.

1) Чтение слогов хором.

Прочитаем вместе слоги с буквой "в".

Прочитаем только те слоги, где буква "в" обозначает мягкий согласный звук.

Прочитаем только те слоги, где буква "в" обозначает твёрдый согласный звук.

2) Дифференцированная работа.

А сейчас ребята, которые умеют хорошо читать, читают текст учебника на с. 117 "Одна буква", а остальные ребята работают по доске (слайд 4), читаем вместе слова с изученными буквами.

Читаем слова хором.

Читаем по столбикам.

Прочитаем только те слова, в которых буква "в" обозначает мягкий согласный звук; твёрдый согласный звук.

Среди данных слов, найдите и прочитайте слова с двумя слогами; с тремя слогами;

Какие слова мы не прочитали?(винт, велосипед).

Почему?

А сейчас давайте узнаем у учащихся, которые читали рассказ, почему он так называется?

Чему учит этот рассказ? (быть внимательным, не путать буквы в словах).

3) Расшифровка слов.

Давайте поработаем с таблицами внизу на с. 116.

Прочитайте слово на левой таблице (волос).

Поставьте буквы в таком порядке, который дан в таблице.

Назовите получившееся слово (слово).

Прочитайте слово над правой таблицей (навес).

Поставьте буквы в таком порядке, который дан в таблице.

Какое слово получилось? (весна).

4) На с.117 смотрим задание, которое нам приготовила мудрая сова.

Что нужно сделать? (соединить части слов и прочитать получившиеся слова).

Какие слова у вас получились? (водолаз, ванна, вода).

Что общего у этих слов?

10. Итог урока.

Вот кончается урок.
Все старались, не ленились
И чему-то научились.

Расскажите, что нового мы узнали на уроке, с чем познакомились?

Дайте характеристику данных звуков.

Что было для вас самым трудным?

11. Рефлексия.

И последнее. У вас на партах карточки- настроения.

Покажите мне ту карточку, которая соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке.

Приложение.