Цели:
- Изучение истории и традиций русского народного праздника «Масленица».
- Знакомство с русским праздничным фольклором, народными играми и забавами.
- Знакомство с праздником встречи весны других народов.
- Воспитание уважительного отношения к традициям своего народа, а также других народов.
- Развитие интереса к народным традициям праздника, стремления к сохранению этих традиций.
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Сплочение коллектива.
Задачи:
- Познакомить учащихся с историей праздника «Масленица», его традициями.
- Изучить фольклорные произведения малых жанров, игры, забавы, используемые на празднике.
- Познакомить учащихся с традициями празднования праздника весны у других народов.
- С помощью групповых и индивидуальных творческих заданий дать возможность учащимся раскрыть их способности.
- Способствовать взаимодействию учащихся в группах, учащихся с родителями
Подготовка мероприятия:
- Разделение учащихся на 3 группы, выбор помощников-скоморохов, которые будут участвовать в проведении праздника.
- Группам дается домашнее задание: подобрать праздничные частушки, приметы, загадки, подготовиться их исполнять.
- Заготовка материалов для изготовления куколок (лоскутки ткани, нитки, веточки).
- Оформление выставки «Русская Масленица», «Праздник «Встреча весны».
- Расстановка в классном помещении: 3 стола для групп учащихся, посередине – свободная площадка.
- Оформление помещения в русском народном стиле: на стенах развешаны ручники с вышивкой, фартуки, на столах самовары, посуда с росписью, яркие расшитые скатерти, главное угощение – масленичные блины, чай, сладости. В центре стены – символ Масленицы – Солнце с разноцветными лучами.
- Подготовка сладких призов (пряники, конфеты, сушки) для участников игр.
- Взаимодействие при подготовке с родителями.
- Компьютерная презентация «Русская Масленица».
- Видеофильм о чувашской масленице (Медиаприложение «Поликультурный Санкт-Петербург» в рамках городской программы «Толерантность»).
- Музыкальное оформление: П.И. Чайковский «Времена года. Февраль», русские народные песни в исполнении казачьего хора «Криница» («Блины», «Подплясочка», «Ой, весна, весна!»), песни в исполнении Н. Кадышевой и ансамбля «Золотое кольцо».
- Разучивание с ребятами русской народной песни «Ой, блины, блины, блины», закличек.
- Грамоты-блинчики для награждения.
Ход мероприятия
Звучит музыка. Дети занимают свои места за столами.
Появляются Скоморохи. Музыка затихает.
Скоморох 1: Ха-ха-ха! Глянь-ка, сколько кругом зевак собралось!
Скоморох 2: А чего они сошлись, сами, поди, не знают. Лучше бы дома сидели.
Скоморох 1: Наверное, на блины набежали. Погляди, столы накрыты празднично и блинами пахнет?
Скоморох 2: Да!!! Слушай, брат, вот что я знаю. Ехал один наш мужик лесом в слободу на ярмарку за покупками. В яр спустился, глядь: лисы хоровод водят. И все такие наряженные. И чего это они?
Скоморох 1: Да, это что! Я вот что знаю. У бабки Агафьи мыши развеселились, бегают из угла в угол и посмеиваются, а коту Ваське усы сбрили. И чего это они?
Ведущий: Я отвечу на ваши вопросы – и лисы, и мыши зиму провожают да весну поджидают. Февраль да март в России – месяцы переломные. За окном зима еще, да все уж знают, что к концу она движется. Вроде бы и солнышко пока низко над горизонтом, а день уже на прирост пошел. Приближение долгожданной весны по многим приметам узнать можно.
А знаете ли вы такие приметы? (обращается ведущий к ребятам)
Учащиеся каждой команды называют приметы весны. Получают сладости.
Зима воет буранами, свистит вьюгами, хрустит мягким снежком, а как только пригреет солнышко – зазвенят капели, зажурчат ручьи. Радует все чаще пение птиц – вестников весны. Даже петухи кричат в конце зимы звонче и веселее, тепло чувствуют, весну торопят.
В это время издавна русский народ празднует веселый праздник «Масленица». Ждут этого праздника и взрослые, и дети. Он самый веселый, разгульный и сытный. И сегодня нам предстоит узнать, что за чудо – Масленица?
Звучит песня «Кабы не было зимы». Скоморохи дурачатся под музыку.
Скоморох 1: Внимание! Внимание!
Скоморох 2:
Велено до вас
Довести в сей час указ.
И указ тот не простой –
Данный Матушкой-зимой:
Скоморох 1:
«Каждый год числа сего,
Как гласит указник,
Будь то город аль село,
Выходи на праздник!»
Скоморох 2:
Непременно все должны
Быть на проводах Зимы!
Скоморох 1:
Будем Зиму провожать,
А весну-красну встречать!
Скоморох 2:
Я – Фома,
А он – Ерема
Скоморох 1: И теперь мы вам знакомы.
Скоморох 2: Будем праздник отмечать
И хотим вам рассказать
Скоморохи (хором): Что такое Масленица.
Скоморох 2: Масленица – один из старинных языческих праздников проводов зимы, сохранившийся в России после принятия христианства в 10 веке.
Ведущий: Знающие люди сказывают: Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Как-то в морозный день некий человек, будучи в лесу, заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и попросил согреть замерзших людей. И она пришла к людям, но не хрупкой девочкой, что играла в лесу, а здоровой, развеселой, розовощекой бабой. Она велела людям взяться за руки, устроила хоровод и пустилась с ними в пляс, заставила их забыть о стуже. Но почему же ее прозвали именно Масленицей?
Скоморох 1: Все очень просто. Приход Морозовой дочки стал радостным праздником для людей. И в этот праздник люди стали веселиться и угощать друг друга сыром, маслом, блинами, пирогами, сладостями.
Скоморох 2: У праздника есть много названий. Какие названия знаете Вы?
Дети отвечают. За правильный ответ получают сладости.
Ведущий: Честная, Широкая, Веселая, Семикова племянница, Объедуха, Сырная неделя. Но чаще всего его зовут Масленицей.
Скоморох 1: Масленица – праздник сытной и обильной пищи, веселых гуляний, песен, танцев, катания с гор, потешных боев.
Ведущий: Сколько дней гостит Масленица? Обращается к ребятам (7 дней)
Скоморох 1: Масленица – это неделя, предшествующая Великому посту. Ее начало может приходиться с 3 февраля до 14 марта.
Скоморох 2: Каждый день праздничной недели имеет свое название и смысл.
Скоморох 1: Понедельник – первый день – называется «Встреча». В домах начинают печь блины, делают тряпичную куклу, одевают ее в девичий наряд и усаживают на почетное место.
Ведущий: Почему бы и нам самим не сделать гостью-масленицу? Давайте попробуем! От каждой команды приглашаем двух участников. Им предстоит из приготовленных материалов сделать масленичную куколку (веточки, лоскутки, нитки).
Звучит музыка. Представители команд приступают к делу. Тем временем музыка затихает, Скоморохи продолжают.
Скоморох 2: С первого дня по домам ходят ряженые и напрашиваются на угощение.
Скоморох 1:
Эй, хозяева, скорей
Принимайте-ка гостей!
Скоморох 2:
Идет ряженый народ,
Угощений от вас ждет…
Ведущий: Ряженые, покажитесь! Угощенье заслужите! Отгадайте-ка загадки. Учащиеся отгадывают загадки, а скоморохи раздают сладости. Загадки см. в Приложении 1.
Ведущий: А кто знает поговорки о Масленице? Ученики отвечают. См. Приложение 2.
Команды зарабатывают угощение. Закончено изготовление куколок. Жюри предлагается оценить работу каждой команды и вручить соответственно полученным баллам конфеты (максимально-10 баллов)
Куколок усаживают в центре стола.
Скоморох 1: Вторник – второй день – «Заигрыш». В этот день все веселятся, катаются на санках с гор, играют в снежки и другие игры.
Ведущий: Давайте и мы с вами поиграем! В снежки! Приглашаем от каждой команды по одному игроку. Им предстоит «налепить» как можно больше снежков … из бумаги.
Пока звучит музыка, игроки «лепят снежки». Музыка затихает. Снежки подсчитывают, затем выкладывают на середину.
Ведущий: А теперь другим участникам предлагаем собрать вслепую как можно больше снежков.
Игрокам завязывают глаза. Звучит музыка, игроки собирают снежки. Музыка затихает. Производится подсчет баллов.
Скоморох 2: Середина недели – среда – «Лакомка». Как вы думаете, почему так называли этот день?
Дети отвечают.
Скоморох 1: Лакомились именно блинами. Круглый, жаркий блин – символ солнца. Трудно еще солнышку справиться со снегами, нужны ему верные горячие помощники. Поэтому пекли именно блины, а рецепты у каждой хозяйки разные, да и лакомства к блинам придумывали на разные вкусы.
Хозяюшка:
Блины печь – дело сложное:
Растворю я квашонку на донышке,
Поставлю квашонку на столбышке.
Будет моя квашонка полным-полна,
Полным-полна, с краями ровна.
Ведущий: Для выпечки блинов много секретов надо знать. Тесто ставили на снеговой воде, на дворе, когда всходил месяц. Да еще и приговаривали:
Месяц ты, месяц,
Золотые твои рожки
Вытяни в окошко,
Подуй на опару!
Выступление ученицы-хозяюшки – танец под русскую народную песню «Блины»
Скоморох 2: Наступает четверг – «Широкий». Масленичный разгул, катание на лошадях, строительство снежных крепостей, кулачные, потешные петушиные бои.
Ведущий: Снежную крепость нам здесь не построить, на лошадях не покататься, а вот бои потешные устроить мы можем. Приглашаем от каждой команды по 1 мальчику.
В центре площадки чертим круг. Два игрока встают в круг, одну ногу сгибают в колене и держат рукой. По команде начинается «петушиный бой». Звучит песня «Подплясочка». Задача каждого игрока – вытеснить противника за пределы круга. Побеждает сильнейший и получает сладкий приз.
Есть другая забава – толкание (в народе – кулачный бой, «кулачки»). Участники (по 2 человека от команды) выстраиваются друг напротив друга вдоль линии, проведенной на расстоянии 40–50 см позади каждой команды.
По сигналу противники упираются друг другу ладонями в ладони.
Побеждает тот, кто столкнет противника за линию.
Ведущий: На улицах и площадях городов и сел разворачиваются праздничные гуляния. Ряженые и… Ребята, а вы знаете, как назвали людей, которые зазывали народ на гуляния и праздники?
Дети отвечают – скоморохи.
И на наш праздник сегодня зазывали скоморохи.
Ведущий: Но они не только зазывать умели. В Древней Руси скоморохами называли странствующих актеров, которые выступали как певцы, танцоры, акробаты, шутники, исполнители смешных сценок.
А ну-ка, покажите, что вы умеете, посмешите народ!
Скоморох 2:
Я скажу сейчас вам шутку.
Повтори, попробуй, ну-тка!
«Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне, а старушка в это время мыла кактус на окне»
Скоморох 1: Это очень просто. Слушай! «Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне, ну а кактус в это время мыл старушку на окне»
Скоморох 2:
Ну Ерема насмешил…
Повторил так повторил.
Скоморох 1:
Подожди еще немножко,
Я припомню про окошко:
«Ехал кактус на коне, вел старушку на ремне, а собачка в это время мыла Ваню на окне»
Скоморох 2:
Да, горазд же ты хвалиться.
Дал ты всем повеселиться.
Ведущий: Хватит вам, ребята, народ вы действительно насмешили. А теперь расскажите нам, что было в пятницу и субботу на масленичной неделе.
Скоморох 1: Пятница – «Тещины вечёрки», а суббота – «Золовкины посиделки»
Ведущий: А кто такие теща и золовка? Давайте спросим у наших мам? Уж они-то точно знают.
Теща – мать жены
Золовка – сестра мужа
На Масленицу принято чествовать пары, поженившиеся в прошедшем году. Их поздравляют, дарят подарки, подшучивают над ними, валяют в снегу, заставляют прилюдно целоваться, неожиданно наведываются к ним в гости.
Да и сами молодожены с удовольствием посещают родителей, выходят «в свет». Отсюда и пошло название этих масленичных дней.
Родственники и друзья собираются, поют веселые песни, озорные частушки, танцуют.
Скоморох 2:
Эй, девчушки-веселушки,
Выходите петь частушки.
Скоморох 1:
Вы, мальчишки, помогайте
И частушки подпевайте!
Ведущий: Приглашаем петь частушки.
От каждой команды выходят ребята и поют частушки. За каждую частушку команда получает сладкий приз.
Скоморох 2: Заканчивается праздничная неделя воскресеньем, называют его «Прощеным». Это самый важный день. На его исходе разжигали большой костер, на котором сжигали соломенное чучело Масленицы.
Скоморох 1: В этот день, после звона колоколов к вечерне, полагается просить друг у друга прощенья и прощать все обиды, не держать на сердце зла. Весну нужно встречать с чистой совестью.
Ведущий: Оказывается, есть и такой обычай: в начале недели дети изготавливали из ниток, веточек и лоскуточков куколки-мартенички. Такая куколка являлась символом дружбы. В последний день Масленицы ребята дарили мартеничек друг другу в знак дружбы. Все вместе они поднимали куколок вверх и, размахивая, приговаривали. У нас тоже есть такие куколки – символ нашей дружбы. Давайте поднимем их вверх и пожелаем друг другу добра, дружбы, радости и весны. Можно взяться за руки.
Скоморохи (вместе).
Нам наскучила зима!
Прощай, прощай, Масленица!
Приходи, весна, с солнышком!
Прощай, прощай, Масленица!
Приходи, весна, с радостью!
Прощай, прощай, Масленица!
Приходи с великой милостью!
Прощай, прощай, Масленица!
Ведущий: Ребята, а вы знаете, что праздник проводов зимы и встречи весны празднует не только русский народ. Например, монгольские народы празднуют САГААЛГАН – праздник окончания зимы и начала весны, обновления жизненного цикла. Для них – это встреча Нового года. Считается, что на рассвете первого дня нового года богиня Лхамо нисходит на наш мир и дарит свою силу благодати, поэтому буддисты начинают этот день как можно раньше – в 5 часов утра. В течение 15 дней во всех буддийских храмах проходят молитвы. Главный магический ритуал праздника – вечерний костер «Дугжууба» – он очищает от грехов и болезней. Для обряда изготавливают СООР – высокую пирамиду из реек, бумаги и теста, напоминающую наконечник стрелы и украшенную языками пламени. Каждый желающий приносит лоскутки ткани, куски теста, бумагу и участвует в изготовлении СООР. Затем СООР сжигают. В дни Сагаалган принято поклоняться домашним божествам, делать подношения хозяину очага, дарить подарки учителям, наставникам и старшим родственникам, угощать белой молочной пищей, символизирующей благополучие.
Просмотр видеоролика «Сагаалган»
Есть и другой подобный праздник, под названием СЕВАРНИ.
Просмотр видеоролика «Сёварни»
Ведущий: Ребята, а что общего у этих праздников с нашей русской Масленицей?
- Это праздник начала нового природного цикла
- Есть традиция сжигания чучел
- Угощение
- Веселье
- Дань уважения старшим, близким людям
ПРАВИЛЬНО!!!
Звучит музыка «Ой, весна, весна!»
Скоморохи (хором)
Весна благодатная, долгожданная,
Весна красная, приди, весна ясная,
С солнцем горячим, дождем обильным.
Принеси урожай в наш счастливый край!
Скоморох 1:
Глянь на небо: птички летят,
колокольчики звенят
Солнышко, посвети, ясное, посвети!
Ведущий: Давайте узнаем, заглянуло ли сегодня к нам солнышко весеннее.
Добавьте лучики нашему солнышку, если вам понравился наш праздник, вы узнали что-то интересное, новое, если у вас сейчас просто хорошее настроение.
Рефлексия: на доске изображен круг, учащиеся дорисовывают лучики. Получается картина эмоционального состояния участников. Лучики можно посчитать и соотнести с количеством учащихся, чтобы выявить, все ли остались довольны, задействованы, извлекли пользу для себя и т.д.
Ведущий: Ребята, вы давно блинов не ели, вы блиночков захотели?
Все вместе исполняют русскую народную песню «Блины»
Скоморохи собирают всех в круг.
Мы давно блинов не ели. Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!
В кадке новой растворили, два часа блины ходили.
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!
Моя старшая сестрица печь блины-то мастерица
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!
Напекла она поесть сотен пять, а, может, шесть.
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!
На поднос она кладет и к столу сама несет.
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!
Гости, будьте же здоровы! Вот блины наши готовы.
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!
Родители: Добро пожаловать, гости дорогие, за праздничный стол, к самовару.
Ждут вас масленые блины, с пылу, с жару.
Но не только блины вам масленица приготовила, другие лакомства тоже. Давайте-ка проверим, за каким столом Масленица шире гулять будет. Посчитайте, сколько вы набрали угощений в играх и конкурсах.
Поздравляем команды и вручаем символические грамотки-блины на память о нашем празднике.
Звучит музыка. Начинается чаепитие. Затем веселые игры.