Системы работы с одаренными детьми

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


«Мы ничему не можем научить человека.
Мы можем только помочь ему открыть это в себе».
Галилей

Актуальность проблемы обучения одаренных детей для современной системы образования отражает осознание государством особой ценности творческого потенциала его граждан. В ситуации снижения образовательного уровня населения страны, утечки интеллектуальных ресурсов, снижения заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и развитии одаренных детей приоритетной задачей государства и общества в целом становится выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей.

В последнее время акценты с технических областей знаний смещается на научные исследования в области живой природы, и это не удивительно, так как появляются новые болезни, существует огромное количество проблем в области экологии. Биологические знания приобретают все большего значения и в развитии народного хозяйства. Поэтому человечество должно понимать, что наступил век биологии. У нас много талантливых детей, но необходимо активизировать усилия педагогов для их привлечения на сторону биологической науки. К сожалению, существует множество проблем на пути решения этого вопроса:

  • Биологические специальности, по мнению многих родителей, не престижны в настоящее время;
  • Проблемы с трудоустройством выпускников ВУЗов (работа в основном в школах);

В каждой школе есть много детей, которых интересуют биологические дисциплины, но необходимо так увлечь, заинтересовать ребенка, чтобы в дальнейшем он пошел именно по этому направлению. Как пишет Анатолий Гин - «Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное». От учителя, работающего с детьми, требуется умение строить обучение соотносительно с результатом диагностического обследования, модифицировать учебные программы, прекрасно знать свой предмет, чувствовать потребности и интересы детей, владеть чувством юмора, иметь живой и активный характер, быть готовым к пересмотру своих взглядов и еще многое другое.

 Какие условия необходимы для того, чтобы возник интерес?

  1. Учитель должен уметь, иметь возможность и желание вызвать такой интерес, чтобы заинтересовать детей своим предметом. В этом вопросе одного таланта учителю будет мало, необходима постоянная работа над собой. Как сказал В.Сухомлинский «К хорошему уроку учитель готовится всю жизнь».
  2. Ребенок должен иметь не только природные способности, но и самое главное, быть настойчивым, очень трудолюбивым и видеть, что учитель искренне хочет ему помочь.
  3. Многое зависит от родителей. В семье закладывается личность ребёнка, она же играет и большую роль в её формировании. Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:
    • Уверенность, которая основывается на сознании самооценки.
    • Понимание достоинств и недостатков в себе самом.
    • Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску.
    • Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию.
    • Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.
    • Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми.

Родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счёте, зависят от того, как эта личность разовьётся. Одарённый ребёнок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий. (Приложение №1)

Одаренную личность в состоянии воспитать только одаренный педагог. Задача учителя – сформировать и углубить способности ученика. Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, педагог должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения. Для этого надо научиться работать нестандартно, заниматься разработкой авторских программ, уроков, находить индивидуальный подход к способностям каждого ученика. Наша школа уделяет особое внимание детям. В работе с учащимися используются различные формы организации учебной работы; участие в школьных и муниципальных олимпиадах форумах, соревнованиях. Наши выпускники конкурентоспособны при поступлении на биологические и медицинские специальности ВУЗов.

Мы пришли к тому, что необходимо применять новые подходы, основывающиеся на педагогике сотрудничества, использовать различные виды работ по развитию способностей школьников, учитывать индивидуальные особенности ребенка, формировать и поддерживать положительные мотивы, привлекать его к активной деятельности, модернизировать формы, методы обучения и воспитания, создавать необходимые условия для развития личности.

Для подросткового и старшего школьного возраста ведущими типами деятельности являются социально-коммуникативная и проектно-исследовательская деятельность как необходимое условие и средство для профессионального самоопределения. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам, т.е. он сам должен выбрать в окружающем мире и спроектировать «сформировать» у себя такие способности, которые необходимы для овладения выбранной им профессии. Предметом особого внимания педагога биолога является использование в работе таких методов, средств и форм обучения, которые направлены на развитие критичности и самостоятельности мышления, любознательности, изобретательности, самостоятельности и т.д. Главное – научить ребенка учиться и убедить его в том, что он сам определяет свою судьбу.

Существенно повысить эффективность развития интеллектуально-эвристических способностей можно только в том случае, если постоянно использовать в процессе обучения творческие задания. У наших детей есть прекрасная возможность создавать собственные научно-исследовательские и экологические фильмы, мультимедийные презентации, проекты и т.д. В процессе работы над такими заданиями школьники учатся применять свои знания, умения и навыки, используют различные виды деятельности.

Одним из видов биологического творчества является научно-исследовательская работа, поскольку в процессе исследования живой природы дети открывают для себя новые ценности познания живой природы и собственного организма. Предусмотрено усвоение и оперирование понятиями методологии биологического исследования, проведения эксперимента, описания и интерпретации результатов. Независимо от специализации (ботаника, зоология, анатомия, психология и др.) будущий биолог должен уметь проводить качественные и количественные наблюдения, владеть микроскопическими методами, представлять данные и т.д. Поэтому доминирующим методом в моей работе есть исследовательский метод обучения биологической дисциплине. Он реализуется путем постановки познавательных и практических задач и заданий, требующих самостоятельного творческого решения.

Мной практикуется проведение экскурсий как метод синтетического изучения окружающей среды. При обычном изучении объекты изолируются, изучаются отдельно, то есть доминирует анализ сложного целого. Как итог, знания учащихся разделены отдельно: отдельно растения, отдельно животные и т.д. Во время экскурсии все природные объекты и явления воспринимаются как единое целое в природе. Знания добываются учащимися в результате их собственного познавательного труда, имеет место эвристический или еще более высокий – исследовательский метод обучения.

В работе с одаренными детьми мной широко используются новые современные технологии (формы, методы и приемы обучения), а именно:

Методы работы:

  • анкетирование, опрос;
  • собеседование;
  • тестирование;
  • анализ литературных источников;
  • творческие работы;
  • проективный метод;
  • метод прогнозирования;
  • метод исследования проблемы;

Формы работы:

  • урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;
  • факультатив;
  • кружковая работа;
  • свободное самообразование;
  • проведение предметных недель;
  • научно-практические конференции;
  • олимпиады;
  • интеллектуальный марафон.
  • лекционно-семинарская форма (например: «Биологические системы и их свойства», «Содержание в живом веществе, строение, свойства и биологические функции белков» и др.);
  • уроки-консультации,
  •  выполнение практических работ,
  •  дифференцированное обучение,
  •  создание проблемных ситуаций,
  •  использование различных видов игр,
  • самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы,
  • учебные и тематические конференции, диспуты, дискуссии, круглые столы.

Полный текст программы смотрите в приложении.