Искусство Древней Руси. 7-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Цели:

  • Познакомить учащихся с архитектурой и живописью Древней Руси.
  • Учить работать и источниками информации, технологической картой, работать в группе.
  • Учить использовать выразительные возможности бумаги.
  • Развивать творческие способности, воображение.
  • Воспитывать любовь к своей стране, интерес к истории своей страны.
  • Формировать духовно-нравственные ценности.

Тип урока: комбинированный

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран, колонки, презентация.

Оборудование для учащихся: Бумага белая, цветная, картон, ножницы, ножи канцелярские, клей, раздаточный материал.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Актуализация знаний учащихся – 2 мин.
  3. Объяснение нового материала – 15 мин.
  4. Физкультминутка – 1 мин.
  5. Практическая работа – 15 мин.
  6. Подведение итогов – 5 мин.
  7. Рефлексия – 1 мин.

Ход урока

  Этап урока Действия учителя Материалы Действия учеников
1 Организационный момент Закройте глаза. Представьте себе улыбку. Теперь откройте глаза, подарите улыбку соседу по парте. Подарите мне свои улыбки.   Слушают
Сегодня на уроке мы будем работать по теме «Искусство Древней Руси». Как вы думаете, о чем мы будем говорить в рамках этой темы? Что бы вы хотели узнать по этой теме?
Мы поставили перед собой определенные цели. Они размещены на дереве знаний.
· Познакомиться с архитектурой Древней Руси.
· Познакомиться со знаменитыми иконописцами Древней Руси.
· Выяснить отличительные особенности иконы от художественной картины.
· Выполнить фризовую композицию «Храмы Древней Руси»
Слайд 1


Слайд 2
(дерево знаний)

Слушают, отвечают на вопросы
2 Актуализация знаний Давайте вспомним уроки истории. Скажите, когда произошло крещение Руси?
В каком документе мы можем узнать о том, как крестили Древнюю Русь?


В 988 году
Повесть временных лет.
3 Объяснение нового материала С принятием христианства начинается сооружение храмов, монастырей. Центром православия тогда была могущественная Византия со столицей в Царьграде. Он славился как один из самых больших, красивых и богатых городов мира. Бывавших там русских людей поражало великолепие греческой архитектуры. Опираясь на традиции византийского искусства, русские мастера создали собственное национальное искусство.
Рассмотрите эти храмы: византийский и древнерусский. Что отличает их друг от друга? Назовите характерные черты русского храма.

На Руси получила распространение Византийская крестово-купольная архитектура храма. Купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава.

Рассмотрим особенности древнерусской архитектуры. Мне нужен один помощник.
Я буду рассказывать об элементах храма, а твоя задача находить их на доске и крепить соответствующие слова и стрелки.
Купол – свод с поверхностью луковичной, шлемовидной, грушевидной или другой формы.
Барабан – опирающаяся на своды цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, служащая основанием купола.
Апсиды – полукруглые выступающие части здания, имеющие собственное перекрытие.
Закомары – полукруглые или килевидные завершения верхней части стены, закрывающие собой пролёты свода.
Пилястра - вертикальный выступ на поверхности стены или столба, служит для членения плоскости стены.
Аркатура – ряд небольших ложных арок на фасаде или пояс, который охватывает стены по периметру.
Портал — главный вход, обычно имеющий архитектурное обрамление с богатой орнаментацией.
Стены храма украшали каменной резьбой.
(Похвалить ученика и доски и посадить на место)
Теперь давайте заглянем внутрь храма.
Существует символика трёхчастного деления архитектурных форм и живописного убранства крестово-купольного храма как по вертикали, так и по горизонтали.
В западной части храма располагался притвор, символизирующий землю. Он отделен от остальных частей храма глухой стеной. За ним следовала средняя часть – помещение для молящихся, символически соединяющее небо и землю. Третья, алтарная часть – небо, место пребывания Бога.
Еще одной из характерных черт русского храма является наличие иконостаса – алтарной преграды. В центре иконостаса находятся Царские врата, ведущие в алтарь, символически через них проходит Христос, как Царь Славы, отсюда и название — «Царские врата».
Так же чётко проводилось членение по вертикали, которому строго соответствовала система настенных росписей и мозаичного убранства. Верхняя зона – «небо». Вторая зона – изображения ангелов и апостолов. И третья зона –фигуры святых мучеников и воинов, подающих благой пример и укрепляющих в вере стоящих рядом людей.
Сразу после крещения киевлян в 988 году, в Киеве была построена первая каменная церковь. Князь Владимир пожертвовал десятую часть, т.е. «десятину» своего бюджета на ее постройку. Поэтому ее назвали «Десятинная церковь».
Затем Софийский собор в Киеве (1037 г.) построен Ярославом Мудрым, был изначально многоглавым (13 глав) В 1240 году Софийский собор был разграблен и разрушен воинами Батыя. После реставрации сегодня он имеет такой вид.
Ярославом были построены еще два Софийских собора.
Покровский собор, также называемый Храм Васи́лия Блаже́нного - православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. Покровский собор был построен в 1560 г.
Скажите, кто приказал его построить и зачем?

Скажите как называется этот храм? (на слайдах храмы из домашнего задания)
1. Какой тип архитектуры был самый распространенный?
2. Как называлась первая каменная церковь, построенная в Киеве? Почему она получила такое название?
3. Назовите известные Вам знаменитые древнерусские храмы?
Беседу об архитектуре я хочу закончить словами русского философа Евгения Николаевич Трубецкого.
«Православный храм – это гораздо больше, чем дом молитвы, – это целый мир, ...собранный воедино благодатью, таинственно преображенный в соборное тело Христово.»




Слайд 3

Слайд 4


Рисунок храма на доске, слова, стрелки, магнит

Слайды 5-12





Слайд 13



Слайд 14
(иконостас)



Слайд 15




Слайд 16
(Десятинная церковь)

Слайд 17

Слайд 18,19

Слайд 20



Слайды 21- 24


Слайд 25

Слушают





Сравнивают





1 человек из класса выходит к доске.



Ученик у доски крепит названия элементов.
Остальные слушают.












Слушают, рассматривают







По приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством.

Как вы думаете, какие виды живописи могли быть в Древней Руси?

Основными видами живописи в Древней Руси были фреска и икона.
Что же такое икона? Чем она отличается от картины? Давайте разберемся.
Вы видите на экране изображение иконы и картины. Проанализируйте эти изображения в соответствии с параметрами.
Параметры:
1. Соблюдение канона, т. е. строгих правил написания;
2. Перспектива прямая или обратная;
3. Изображение святых, Бога, Богоматери, объектов, событий;
4. Взор направлен на предстоящего перед ним, в сторону.
5. Изображение плоское или объемное, наличие тени;
А что еще изображали на стенах храма?
Что представляют собой фрески?
Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке. В основном ей пользовались для росписи интерьеров храмов и церквей.




Слайд 26 (икона и картина)






Слайд 28

Икона, фреска





Слушают, отвечают на проблемные вопросы


Фрески
Древнерусские иконописцы трудились в тишине монастырских келий, пред началом работы творили молитву, освобождая себя от всего мирского, суетного, чтобы ничто не смущало душу и не отвлекало от внутренней сосредоточенности.
Живописец Феофан Грек приехал из Византии на Русь уже зрелым мастером. Он расписал соборы Новгорода, Московского Кремля.
Что можно сказать о манере письма Ф. Грека? Какие цвета он использует?
Какой образ получается?
Это своего рода понимание Бога иконописцем. Для него Бог – это судья.
Своей неповторимой манерой изображения, Ф. Грек, кажется, хочет нам напомнить, чтобы человек не делал, Бог всегда это видит и воздаст каждому по его поступкам на Страшном суде.
Работая над иконостасом Благовещенского собора, Ф. Грек не мог не обратить внимания на присланного ему в помощники молчаливого монаха Андроникова монастыря Андрея Рублева. К сожалению, и об этом величайшем иконописце Древней Руси известно немного.
Обратите внимание на манеру письма А. Рублева. Что вы можете отметить?
Ребята, но ведь А. Рублев практически в одно и то же время работал с Ф. Греком. Почему же его образы такие светлые и красивые?
для А. Рублева, Бог – это учитель или тот, к кому можно обратиться не боясь.
Из всех сохранившихся произведений Андрея Рублева «Троицу» называли самым совершенным и самым прекрасным его творением. Эта икона была написана в похвалу Сергию Радонежскому. Тихая беседа ангелов полна дружеской откровенности.
Еще один выдающийся живописец Древней Руси Дионисий. Он воспел образ Богоматери, ставшей в христианстве символом нежнейшего отношения к Сыну и всему человечеству. Дионисий жил в ином времени, от Андрея Рублева его отделяет почти столетие.
Посмотрите на работы Дионисия, что вы можете сказать о манере иконописца?
А что можно сказать о пропорциях фигур?
действительно, удлиненные пропорции – это своеобразная манера и характерная черта творчества Дионисия.
Творчество трех крупнейших мастеров Древней Руси показывает, как глубоко и духовно было их искусство.




Слайд 30





Слайд 31






Слайд 32





Цвета мрачные

Суровый



Образы более светлые, цвета яркие, появляются такие цвета как синий,
Может быть, для него Бог имеет другое значение..

Цвета яркие красивые, образы светлые Кажется они очень длинные.
4 Физкультминутка Давайте отдохнем Слайд 33 Выполняют упражнения, кот. видят на экране.
5 Практическая работа Наша задача – создать фризовую композицию «Храмы Древней Руси» . Что значит фризовая композиция?
От слова фриз.
Фриз— декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
Как вы думаете как будет выглядеть наша фризовая композиция?
Каждой группе я давала задание приготовить небольшое сообщение об одном из древнерусских храмов. Эти храмы вы и будете создавать из бумаги.
Сначала выполняете работу в группах, создаете модель, потом кто-нибудь один ее размещает на ленте.
Перед работой давайте вспомним технику безопасности. Она лежит у вас на столах, прочитайте ее внимательно.
Вы работаете самостоятельно по технологическим картам (Приложение 1). Приступайте.



Давайте посмотрим что у вас получилось. По очереди один человек из группы выходит и рассказывает о храме, который делала группа


У нас получилась прекрасная композиция.



Слайд 34

Объемный рельеф на плоскости



Композиция, состоящая из рельефов храмов.

Читают ТБ


Работают 10 мин самостоятельно, затем один из учащихся крепит работу на доску.

Зачитывают доклады, описывают свою работу.
6 Подведение итогов Вернемся к нашему дереву знаний. Давайте подведем итог.
· Познакомиться с архитектурой Древней Руси.
– Какой была древнерусская архитектура?
– Какие памятники древнерусской архитектуры вы запомнили?
· Познакомиться со знаменитыми иконописцами Древней Руси.
– Каких иконописцев Древней Руси мы изучали сегодня?
· Выяснить отличительные особенности иконы от художественной картины.
– Чем отличается икона от картины?
· Выполнить фризовую композицию «Храмы Древней Руси»
Слайд 35 Отвечают на вопросы
7 Рефлексия У вас на столах лежат смайлики 3-х цветов и с разным настроением. Если у вас на уроке все получилось, выбирайте смайлик с улыбкой. Если были затруднения – средний, если было очень трудно – грустный. На обратной стороне закончите предложение. Смайлики трех цветов
Выбирают смайлик, дописывают предложения

Литература

  1. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн, 2007.
  2. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси / Любимов Л.Д. - М.: АСТ, 2004. - 256 с.