Цели:
- Познакомить учащихся с архитектурой и живописью Древней Руси.
- Учить работать и источниками информации, технологической картой, работать в группе.
- Учить использовать выразительные возможности бумаги.
- Развивать творческие способности, воображение.
- Воспитывать любовь к своей стране, интерес к истории своей страны.
- Формировать духовно-нравственные ценности.
Тип урока: комбинированный
Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран, колонки, презентация.
Оборудование для учащихся: Бумага белая, цветная, картон, ножницы, ножи канцелярские, клей, раздаточный материал.
План урока:
- Организационный момент – 1 мин.
- Актуализация знаний учащихся – 2 мин.
- Объяснение нового материала – 15 мин.
- Физкультминутка – 1 мин.
- Практическая работа – 15 мин.
- Подведение итогов – 5 мин.
- Рефлексия – 1 мин.
Ход урока
Этап урока | Действия учителя | Материалы | Действия учеников | |
1 | Организационный момент | Закройте глаза. Представьте себе улыбку. Теперь откройте глаза, подарите улыбку соседу по парте. Подарите мне свои улыбки. | Слушают | |
Сегодня на уроке мы будем работать по теме «Искусство Древней Руси». Как вы думаете, о чем мы будем говорить в рамках этой темы? Что бы вы хотели узнать по этой теме? Мы поставили перед собой определенные цели. Они размещены на дереве знаний. · Познакомиться с архитектурой Древней Руси. · Познакомиться со знаменитыми иконописцами Древней Руси. · Выяснить отличительные особенности иконы от художественной картины. · Выполнить фризовую композицию «Храмы Древней Руси» |
Слайд 1 Слайд 2 (дерево знаний) |
Слушают, отвечают на вопросы | ||
2 | Актуализация знаний | Давайте вспомним уроки истории. Скажите, когда произошло крещение Руси? В каком документе мы можем узнать о том, как крестили Древнюю Русь? |
В 988 году Повесть временных лет. |
|
3 | Объяснение нового материала | С принятием христианства начинается сооружение храмов, монастырей. Центром православия тогда была могущественная Византия со столицей в Царьграде. Он славился как один из самых больших, красивых и богатых городов мира. Бывавших там русских людей поражало великолепие греческой архитектуры. Опираясь на традиции византийского искусства, русские мастера создали собственное национальное искусство. Рассмотрите эти храмы: византийский и древнерусский. Что отличает их друг от друга? Назовите характерные черты русского храма. На Руси получила распространение Византийская крестово-купольная архитектура храма. Купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава. Рассмотрим особенности древнерусской архитектуры. Мне нужен один помощник. Я буду рассказывать об элементах храма, а твоя задача находить их на доске и крепить соответствующие слова и стрелки. Купол – свод с поверхностью луковичной, шлемовидной, грушевидной или другой формы. Барабан – опирающаяся на своды цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, служащая основанием купола. Апсиды – полукруглые выступающие части здания, имеющие собственное перекрытие. Закомары – полукруглые или килевидные завершения верхней части стены, закрывающие собой пролёты свода. Пилястра - вертикальный выступ на поверхности стены или столба, служит для членения плоскости стены. Аркатура – ряд небольших ложных арок на фасаде или пояс, который охватывает стены по периметру. Портал — главный вход, обычно имеющий архитектурное обрамление с богатой орнаментацией. Стены храма украшали каменной резьбой. (Похвалить ученика и доски и посадить на место) Теперь давайте заглянем внутрь храма. Существует символика трёхчастного деления архитектурных форм и живописного убранства крестово-купольного храма как по вертикали, так и по горизонтали. В западной части храма располагался притвор, символизирующий землю. Он отделен от остальных частей храма глухой стеной. За ним следовала средняя часть – помещение для молящихся, символически соединяющее небо и землю. Третья, алтарная часть – небо, место пребывания Бога. Еще одной из характерных черт русского храма является наличие иконостаса – алтарной преграды. В центре иконостаса находятся Царские врата, ведущие в алтарь, символически через них проходит Христос, как Царь Славы, отсюда и название — «Царские врата». Так же чётко проводилось членение по вертикали, которому строго соответствовала система настенных росписей и мозаичного убранства. Верхняя зона – «небо». Вторая зона – изображения ангелов и апостолов. И третья зона –фигуры святых мучеников и воинов, подающих благой пример и укрепляющих в вере стоящих рядом людей. Сразу после крещения киевлян в 988 году, в Киеве была построена первая каменная церковь. Князь Владимир пожертвовал десятую часть, т.е. «десятину» своего бюджета на ее постройку. Поэтому ее назвали «Десятинная церковь». Затем Софийский собор в Киеве (1037 г.) построен Ярославом Мудрым, был изначально многоглавым (13 глав) В 1240 году Софийский собор был разграблен и разрушен воинами Батыя. После реставрации сегодня он имеет такой вид. Ярославом были построены еще два Софийских собора. Покровский собор, также называемый Храм Васи́лия Блаже́нного - православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. Покровский собор был построен в 1560 г. Скажите, кто приказал его построить и зачем? Скажите как называется этот храм? (на слайдах храмы из домашнего задания) 1. Какой тип архитектуры был самый распространенный? 2. Как называлась первая каменная церковь, построенная в Киеве? Почему она получила такое название? 3. Назовите известные Вам знаменитые древнерусские храмы? Беседу об архитектуре я хочу закончить словами русского философа Евгения Николаевич Трубецкого. «Православный храм – это гораздо больше, чем дом молитвы, – это целый мир, ...собранный воедино благодатью, таинственно преображенный в соборное тело Христово.» |
Слайд 3 Слайд 4 Рисунок храма на доске, слова, стрелки, магнит Слайды 5-12 Слайд 13 Слайд 14 (иконостас) Слайд 15 Слайд 16 (Десятинная церковь) Слайд 17 Слайд 18,19 Слайд 20 Слайды 21- 24 Слайд 25 |
Слушают Сравнивают 1 человек из класса выходит к доске. Ученик у доски крепит названия элементов. Остальные слушают. Слушают, рассматривают По приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. |
Как вы думаете, какие виды живописи могли быть в Древней Руси? Основными видами живописи в Древней Руси были фреска и икона. Что же такое икона? Чем она отличается от картины? Давайте разберемся. Вы видите на экране изображение иконы и картины. Проанализируйте эти изображения в соответствии с параметрами. Параметры: 1. Соблюдение канона, т. е. строгих правил написания; 2. Перспектива прямая или обратная; 3. Изображение святых, Бога, Богоматери, объектов, событий; 4. Взор направлен на предстоящего перед ним, в сторону. 5. Изображение плоское или объемное, наличие тени; А что еще изображали на стенах храма? Что представляют собой фрески? Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке. В основном ей пользовались для росписи интерьеров храмов и церквей. |
Слайд 26 (икона и картина) Слайд 28 |
Икона, фреска Слушают, отвечают на проблемные вопросы Фрески |
||
Древнерусские иконописцы трудились в тишине монастырских келий, пред началом работы творили молитву, освобождая себя от всего мирского, суетного, чтобы ничто не смущало душу и не отвлекало от внутренней сосредоточенности. Живописец Феофан Грек приехал из Византии на Русь уже зрелым мастером. Он расписал соборы Новгорода, Московского Кремля. Что можно сказать о манере письма Ф. Грека? Какие цвета он использует? Какой образ получается? Это своего рода понимание Бога иконописцем. Для него Бог – это судья. Своей неповторимой манерой изображения, Ф. Грек, кажется, хочет нам напомнить, чтобы человек не делал, Бог всегда это видит и воздаст каждому по его поступкам на Страшном суде. Работая над иконостасом Благовещенского собора, Ф. Грек не мог не обратить внимания на присланного ему в помощники молчаливого монаха Андроникова монастыря Андрея Рублева. К сожалению, и об этом величайшем иконописце Древней Руси известно немного. Обратите внимание на манеру письма А. Рублева. Что вы можете отметить? Ребята, но ведь А. Рублев практически в одно и то же время работал с Ф. Греком. Почему же его образы такие светлые и красивые? для А. Рублева, Бог – это учитель или тот, к кому можно обратиться не боясь. Из всех сохранившихся произведений Андрея Рублева «Троицу» называли самым совершенным и самым прекрасным его творением. Эта икона была написана в похвалу Сергию Радонежскому. Тихая беседа ангелов полна дружеской откровенности. Еще один выдающийся живописец Древней Руси Дионисий. Он воспел образ Богоматери, ставшей в христианстве символом нежнейшего отношения к Сыну и всему человечеству. Дионисий жил в ином времени, от Андрея Рублева его отделяет почти столетие. Посмотрите на работы Дионисия, что вы можете сказать о манере иконописца? А что можно сказать о пропорциях фигур? действительно, удлиненные пропорции – это своеобразная манера и характерная черта творчества Дионисия. Творчество трех крупнейших мастеров Древней Руси показывает, как глубоко и духовно было их искусство. |
Слайд 30 Слайд 31 Слайд 32 |
Цвета мрачные Суровый Образы более светлые, цвета яркие, появляются такие цвета как синий, Может быть, для него Бог имеет другое значение.. Цвета яркие красивые, образы светлые Кажется они очень длинные. |
||
4 | Физкультминутка | Давайте отдохнем | Слайд 33 | Выполняют упражнения, кот. видят на экране. |
5 | Практическая работа | Наша задача – создать фризовую композицию «Храмы Древней Руси» . Что значит фризовая композиция? От слова фриз. Фриз— декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения. Как вы думаете как будет выглядеть наша фризовая композиция? Каждой группе я давала задание приготовить небольшое сообщение об одном из древнерусских храмов. Эти храмы вы и будете создавать из бумаги. Сначала выполняете работу в группах, создаете модель, потом кто-нибудь один ее размещает на ленте. Перед работой давайте вспомним технику безопасности. Она лежит у вас на столах, прочитайте ее внимательно. Вы работаете самостоятельно по технологическим картам (Приложение 1). Приступайте. Давайте посмотрим что у вас получилось. По очереди один человек из группы выходит и рассказывает о храме, который делала группа У нас получилась прекрасная композиция. |
Слайд 34 |
Объемный рельеф на плоскости Композиция, состоящая из рельефов храмов. Читают ТБ Работают 10 мин самостоятельно, затем один из учащихся крепит работу на доску. Зачитывают доклады, описывают свою работу. |
6 | Подведение итогов | Вернемся к нашему дереву знаний. Давайте подведем итог. · Познакомиться с архитектурой Древней Руси. – Какой была древнерусская архитектура? – Какие памятники древнерусской архитектуры вы запомнили? · Познакомиться со знаменитыми иконописцами Древней Руси. – Каких иконописцев Древней Руси мы изучали сегодня? · Выяснить отличительные особенности иконы от художественной картины. – Чем отличается икона от картины? · Выполнить фризовую композицию «Храмы Древней Руси» |
Слайд 35 | Отвечают на вопросы |
7 | Рефлексия | У вас на столах лежат смайлики 3-х цветов и с разным настроением. Если у вас на уроке все получилось, выбирайте смайлик с улыбкой. Если были затруднения – средний, если было очень трудно – грустный. На обратной стороне закончите предложение. | Смайлики трех цветов |
Выбирают смайлик, дописывают предложения |
Литература
- «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн, 2007.
- Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси / Любимов Л.Д. - М.: АСТ, 2004. - 256 с.