Пояснительная записка
Программа предметно-ориентированного курса «Подари мне цветок» предназначена для формирования практических умений и навыков у учащихся 6 класса по уходу за комнатными и цветочно-декоративными растениями и их разведению. Она включает в себя знания по биологии и экологии, практические навыки. Программа курса обучения составлена из расчета 17 учебных занятий (1 час в неделю).
Комнатные растения широко используются как демонстрационный материал для постановки опытов и наблюдений практически во всех темах ботаники, общей биологии, при изучении некоторых вопросов зоологии и анатомии, физиологии и гигиены человека. Как правило, большинство опытов с комнатными растениями требуют длительного времени, на уроке обычно опыт закладывается и демонстрируются его результаты, а наблюдения за ходом опыта учащиеся проводят во внеурочное время. Внеурочная работа по данной программе предлагает задания для проведения, как в школе, так и дома. Программа позволяет решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя биологические знания учащихся. Дети активно проявляют интерес к познанию окружающего мира, стремятся к самостоятельной работе.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей, с опорой на практическую деятельность. Программа формирует также сознательное отношение к труду и эстетический вкус.
Цель: Формировать интерес к цветоводству посредством создания условий для приобретения навыков самостоятельного наблюдения и ухода за комнатными растениями.
Задачи:
- сформировать у учащихся приемы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов и наблюдений за комнатными и садовыми растения, которые впоследствии могут стать основой для более серьезных исследований;
- обеспечить усвоение учащимися важнейших приемов и трудовых навыков ухода за растениями;
- расширить знания об условиях жизни разных экологических групп растений, способах их размножения.
Курс призван удовлетворить потребности в приобретении новых знаний и навыков, их получении путем самообразования. Знания, полученные учащимися, имеют практическое значение для оформления классных комнат, озеленения пришкольной территории.
Планируемые результаты:
По окончанию изучения курса учащиеся должны иметь представления:
- о биологических особенностях комнатных и садовых растений разных экологических групп;
- о природных местах обитания комнатных растений.
По окончанию изучения курса учащиеся должны знать:
- научные и народные названия комнатных растений;
- правила ухода за комнатными и садовыми растениями;
- условия необходимые для жизнедеятельности растений;
- способы размножения комнатных растений
По окончанию изучения курса учащиеся должны уметь:
- ухаживать за комнатными растениями (производить полив, рыхление, поддерживать температурный режим);
- проводить стеблевое и листовое черенкование, деление корневища
- проводить посев семян, пикировку рассады, посадку и перевалку растений;
- составлять почвосмеси для рассады цветов и комнатных растений.
Способы проверки планируемых результатов:
- отчеты о проведении работы;
- составление коллекции растений;
- защита индивидуальных проектов.
Формы подведения итогов:
- организация выставки растений;
- проведение экскурсий «Путешествие с домашними растениями»;
- групповые занятия, практическое выполнение работ;
- разработка групповых и индивидуальных проектов;
- открытое мероприятие «Творческий отчет»
Учебно-тематический план элективного курса «Подари мне цветок»
№ | Наименование тем | Всего часов | В том числе | Формы контроля | ||
лекции | практика | экскурсия | ||||
1 | Зачем нам комнатные растения? | 1 | 1 | беседа | ||
2 | Виды комнатных растений | 3 | 1 | 1 | 1 | Создание индивидуальных и групповых проектов |
3 | Содержание и уход | 4 | 1 | 2 | 1 | Практические задания |
4 | Способы размножения растений | 6 | 1 | 4 | 1 | Практическая работа, постановка опытов |
5 | Вредители, болезни и лечение | 2 | 1 | 1 | тестирование | |
6 | Заключительное занятие | 1 | 1 | Творческий отчет | ||
Итого | 17 | 5 | 9 | 3 |
Содержание
Тема 1. Зачем нам комнатные растения (1 час)
Значение растений для человека. Растения-лекари. Растения в интерьере жилища. Эстетическое восприятие комнатных и садовых растений.
Тема 2. Виды комнатных растений (3ч)
Экологические группы комнатных растений. Растения тропиков и субтропиков. Суккуленты. Зависимость внешнего строения растений от местообитания. Ампельные и декоративно-лиственные растения.
Творческие и практические задания
Подбор материала о видовом разнообразии комнатных растений. Создание индивидуальных и групповых компьютерных презентаций «Комнатные растения». Определение родины комнатных растений по внешним признакам. Составление карты комнатных растений. Оформление выставки «Эти удивительные растения».
Экскурсия в оранжерею «Видовое разнообразие растений»
Тема 3. Содержание и уход (4ч)
Создание условий для роста и развития растений. Температурный и водный режим. Влажность воздуха. Грунты и почвосмеси. Значение микро и макроэлементов для растений. Удобрения, их виды и применения. Перевалка и пересадка комнатных растений. Инвентарь и оборудование для ухода за растениями. Подбор емкостей для растений.
Творческие и практические задания
Изучение информационных источников. Создание паспортов комнатных растений школы. Составление почвосмесей для разных видов растений. Подготовка инвентаря. Выбор емкостей для перевалки и пересадки. Перевалка и пересадка растений.
Экскурсия в зимний сад ДК «Горняк»
Тема 4. Способы размножения растений (6ч)
Вегетативное размножение растений. Стебель как составная часть побега и его функции. Прививки. Видоизмененные побеги: клубни, луковицы, корневища. Размножение делением корневища. Размножение усами, отводками. Листовые и стеблевые черенки. Определение качества семян
Творческие и практические задания
Определение способов размножения растений. Проведение прививки глазками на клубнях картофеля. Размножение стеблевыми черенками традесканции и бегонии. Размножение отводками хлорофитума и камнеломки. Деление корневища ириса. Подготовка почвосмесей для выращивания рассады. Посев семян и уход за сеянцами. Высадка рассады в грунт.
Экскурсия в Детский Эколого-биологический центр «Размножение комнатных растений»
Тема 5. Вредители, болезни и лечение (2ч)
Насекомые-вредители комнатных растений. Способы борьбы с ними. Болезни комнатных растений и причины их возникновения. Меры предосторожности при работе с химическими препаратами по обработке растений.
Творческие и практические задания
Определение насекомых-вредителей по рисункам и фотографиям. Создание карточек «Вредители и способы борьбы с ними». Диагностика комнатных растений образовательного учреждения на наличие вредителей и болезней.
Заключительное занятие (1ч)
Творческий отчет о деятельности в течении учебного периода с показом компьютерной презентации «Путешествие с домашними растениями»
Практическая часть программы
Тема 2. Виды комнатных растений (2ч)
Творческие и практические задания- Подбор материала о видовом разнообразии комнатных растений.
- Определение родины комнатных растений по внешним признакам. Составление карты комнатных растений.
- Создание индивидуальных и групповых компьютерных презентаций «Комнатные растения».
- Оформление выставки «Эти удивительные растения».
- Экскурсия в оранжерею «Видовое разнообразие растений»
Тема 3. Содержание и уход (3ч)
Творческие и практические задания- Изучение информационных источников.
- Создание паспортов комнатных растений школы.
- Составление почвосмесей для разных видов растений.
- Подготовка инвентаря. Выбор емкостей для перевалки и пересадки.
- Перевалка и пересадка растений.
- Экскурсия в зимний сад ДК «Горняк»
Тема 4. Способы размножения растений (5ч)
Творческие и практические задания- Определение способов размножения растений.
- Проведение прививки глазками на клубнях картофеля.
- Размножение стеблевыми черенками традесканции и бегонии.
- Размножение отводками хлорофитума и камнеломки.
- Деление корневища ириса.
- Подготовка почвосмесей для выращивания рассады.
- Посев семян и уход за сеянцами.
- Высадка рассады в грунт.
- Экскурсия в Детский Эколого-биологический центр «Размножение комнатных растений»
Тема 5. Вредители, болезни и лечение (1ч)
Творческие и практические задания- Определение насекомых-вредителей по рисункам и фотографиям.
- Создание карточек «Вредители и способы борьбы с ними».
- Диагностика комнатных растений образовательного учреждения на наличие вредителей и болезней.
Заключительное занятие (1ч)
- Творческий отчет
- Компьютерная презентация «Путешествие с домашними растениями»
Список литературы для учителя.
- Аксенов Е.С., Аксенова Н.А. Декоративные растения. Т. 2. Травянистые растения. – М.: Издательство АСТ, 2000
- Батурицкая Н.В., Фенчук. Т.Д. Удивительные опыты с растениями.- Минск: Новая асвета, 1991
- Бинас А.В., Маш Р.Д., Никишов А.И. и др. Биологический эксперимент в школе.- М.: Просвещение,1990
- Бибикова Е.П., Бибиков Ю.А. Цветоводство. – Минск: Вышейшая школа, 1992
- Дорохина Л.Д., Нехлюдова А.С. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии. – М.: Просвещение, 1990
- Жизнь растений/ под ред. Федорова А.А.-М.: Просвещение, 1998
- Кузнецова В.И. Уроки биологии. 6-7 класс.- М.: Просвещение, 1991
- Клинковская Н. И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе.- М.: Просвещение, 1986
- Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологиии. Растения.- М.: Просвещение, 1991
- Рогожин А.Г. Энциклопедический словарь юного натуралиста. – М.: Педагогика,1981
- Рэй Гибсон. Что я выращу?/ Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна – М.: «Росмэн». - 1998
- Травкина В.В. Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие.-СПб.: «Паритет», 2002
- Чувикова А.А. Учебная книга цветовода.- М.: Колос, 1984
- Чувикова А.А. Практикум по цветоводству.- М.: Колос, 1984
- Энциклопедия для детей: Т .2. Биология. – 4-е изд. испр. – М.: Аванта+, 1997
Список литературы для учащихся
- Аксенов Е.С., Аксенова Н.А. Декоративные растения. Т. 2. Травянистые растения. – М.: Издательство АСТ, 2000
- Батурицкая Н.В., Фенчук. Т.Д. Удивительные опыты с растениями. - Минск: Новая асвета, 1991
- Бибикова Е.П., Бибиков Ю.А. Цветоводство. – Минск: Вышейшая школа, 1992
- Жизнь растений/ под ред. Федорова А.А.-М.: Просвещение, 1998
- Клинковская Н. И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе.- М.: Просвещение, 1986
- Рогожин А.Г. Энциклопедический словарь юного натуралиста. – М.: Педагогика,1981
- Рэй Гибсон. Что я выращу?/ Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна – М.: «Росмэн». - 1998
- Чувикова А.А. Учебная книга цветовода.- М.: Колос, 1984
- Энциклопедия для детей: Т .2. Биология. – 4-е изд. испр. – М.: Аванта+, 1997