Нравственное воспитание подрастающего поколения всегда было в центре внимания государства. В свою очередь превращение моральных требований суверенного, демократического и правового общества в нормы и правила поведения каждого гражданина, в первую очередь молодого поколения, в частности учащихся, является одной из актуальных проблем современности. Решение ее возложено в основном на школу, на педагогический коллектив, от плодотворной деятельности которого зависят успехи в воспитании достойного поколения. Немалую роль в этом процессе, конечно, играет семья, имеющая свои родовые традиции, базирующиеся на обычаях и традициях народа.
В нравственном воспитании школьников эти народные традиции и обычаи имеют огромное значение. Семейные традиции складывались веками. Они передавались из поколения в поколение, многие из них продолжают бытовать и в современных семейных отношениях и используются в нравственном воспитании молодежи. Народ, обладающий тысячелетней нравственной культурой, не может допустить того, чтобы его подрастающее поколение было малограмотным, не приобщалось к современным знаниям, нравственным ценностям, семейным традициям, ценностям отечественной и мировой культуры, достижениям науки, техники и т. п.
Однако при всей важности и значимости проблемы использования культурного наследия и духовно-нравственного потенциала семейных традиций в учебно-воспитательном процессе современной школы, она практически остается невостребованной.
Исходя из этого, возникла необходимость специальной работы для использования семейных традиций в духовно-нравственном воспитании школьников.
В 2007 году я участвовала в областном обучающем семинаре «Основы Православной педагогики и психологии» с участием к.п.н. О.М. Потаповской (г Москва) и апробировала рекомендованную ею программу «Подарок к празднику» в четвёртом классе. В прошлом учебном году занималась с ними на факультативном курсе «Истоки» седьмой класс «Слово и образ Отечества». Результативность этой программы высокая. Коллектив этих детей активно принимает участие в областных, районных, сельских и школьных мероприятиях («Любино – Софийская ярмарка», театральные недели, праздники).
В 2010-2011учебном годуя разработала творческий проект по духовно – нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста, с которыми я работаю.
«Пусть каждый, - пишет К.Д.Ушинский - припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что это – действительно событие в годовой детской жизни, и что ребёнок свои дни считает от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Природа со своим годовыми переменами и семья со своими праздничными традициями – вот элементы, озаряющие в памяти каждого человека праздник». [1,c. 9]
Развивая мысль, основателя русской научной педагогики К.Д. Ушинского отметим, что даже в наш не простой век в силах мудрых и деятельных взрослых (педагогов, родителей) помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту природы, непреходящую ценность традиции, красоту человеческих отношений, основанных на любви, доверии, взаимопонимании и творчестве.
Задуманный педагогический проект посвящён духовно – нравственному воспитанию детей во внеурочной деятельности получил название «Весенний венок». Проект родился коллективными педагогическими усилиями после тщательного продумывания содержание и формы проведения весенних праздников с педагогами, детьми и родителями. В проекте рассматривается практически весь весенний цикл народных праздников с готовым материалом для проведения «Масленичной недели», «Пасхальной седмицы», «Троицы» и «Русальной недели» Такого цикла проведения праздников ещё не было в данном учреждении.
Цель проекта: приобщение детей младшего школьного возраста к отечественным духовно – нравственным традициям через организацию художественно – продуктивной деятельности.
Задачи: знакомство детей с особенностями проведения праздничных дней весеннего цикла народного календаря
Для решения этой задачи необходимо подобрать литературу, её проанализировать и составить конспекты, сценарии задуманных дней.
- содействие развитию речи детей: обогащению словаря, развитию выразительной речи, навыков речевого общения в совместной деятельности;
- развитие навыков художественной деятельности и ручных умений работы с бумагой, картоном, тканью, ватой и др.
Для решения этих задач необходимо подобрать различные стихотворения, песни, заклички, поделки, которые будут сопровождать проведению праздничных дней весеннего цикла.
- формирование привычки готовиться и отмечать вместе с родителями народные календарные праздники, стремиться к пониманию их подлинного жизненного смысла.
Для решения этой задачи провести анкетирование родителей и детей, какие праздники они отмечают.
Концепция проекта:
Для реализации поставленных целей и задач была изучена и проанализирована литература. Проанализировав источники, выяснила, что весенний цикл начинается с последней недели зимы и заканчивается в начале лета. Учитывая то, что в проект было задумано включить краеведческий материал нашего села, готовых разработок и готовых методических материалов, чтобы взять за основу не оказалось. Был составлен свой цикл весенних праздников для применения и реализации в нашем учреждении, учитывая возрастные особенности младшего школьника.
«Весенний венок» это цепочка праздничных мероприятий народного календаря.
Проект краткосрочный - с 28 февраля 2011года по 19 июня 2011года.
В настоящее время проект реализован.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный, теоретический –февраль
Цель этапа: Изучение, подбор и анализ литературы народной культуры, разработки сценариев.
Результат: Составление сценариев праздничных дней.
2. Основной – технологический с 28 февраля 2011года по 19 июня 2011 года.
Цель этапа: приобщение детей младшего школьного возраста к отечественным духовно – нравственным традициям через организацию художественно – продуктивной деятельности.
- с 28 февраля по 6 марта «Масленичная неделя»
Результат: проведение масленичной недели «Широкая масленица»
- 22 марта «Сорок мучеников» (праздник – сорока или заклички птиц)
Результат: Проведен 18 марта
- 17 апреля «Вербное воскресенье»
- 24 апреля «Пасха»
- 12 июня «Троица»
- с13 июня по 19 июня «Русальная неделя»
3. Заключительный август, сентябрь 2011 год.
Цель этапа:Подведение итогов проекта.
Результат: Составление методического пособия «Весенний венок» с приложением диска, разработок и музыкальных заставок.
Система управления проекта: семья, школа. д\сад, школьная библиотека, СКД , сельская библиотека.
Полученные результаты:
- Дети ознакомились с особенностями проведения праздничных дней весеннего цикла народного календаря (разучили игры, песни).
- Составили сценарии праздничных дней.
- Содействовали развитию речи детей (составление закличек, разучивание стихотворение, рассказов о семейных традициях).
- Развивали навык художественной деятельности и умение работать с бумагой и др. материалами (проведены мастер класса, выставки детских работ)
- Составлено методическое пособие «Весенний венок» с приложением разработок, музыкальных заставок.
Анкета для родителей и детей:
- Какой вы веры исповедания?
- Знаете ли вы народные православные праздники?
- Если знаете, то отметьте какие:
«Масленица»
«Троица»
«Пасха»
«Вербное воскресенье»
«Русалии»
«Купала» - Какие православные народные праздники вы отмечаете в семье?
- Какие вы знаете весенние народные православные праздники?
- Какие вы знаете летние народные православные праздники?
- Какие вы знаете осенние народные православные праздники?
- Какие вы знаете зимние народные православные праздники?
Список литературы
- Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.2 – М., 1988