Цели и задачи урока: актуализировать сведения о словосочетании, способах связи слов в словосочетании; ликвидировать пробелы в умении определять вид подчинительной связи; потренировать в выполнении заданий ГИА преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи.
Задание 1
: Подчеркните синтаксические конструкции, которые являются словосочетаниями.Солнечные день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, любимое занятие, были заняты, цвета беж,тянуть канитель, открывая дверь, выбраться в гости, правильно и аккуратно, урок окончен, бить баклуши, стакан молока, более важный, идти не оглядываясь; яйца всмятку; доволен результатами, альбом или тетрадь, будем играть, книга интересна, четверо друзей, в течение недели, слово в слово, наименее подготовленный, некто в красном.
– Какие сочетания вы не выделили? Почему?
НЕ являются словосочетаниями:
- Подлежащее и сказуемое: ребята трудятся и т.д.
- Сочетание самостоятельного слова со служебным: в течение недели, после уроков и т.п.
- Сочетание слов в составе фразеологизмов: бить баклуши и т.п.
- Составные словоформы: более важный и т.п.
– Давайте вспомним определение словосочетания (учащиеся дают определение)
Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Подчинительные словосочетания состоят из главного и зависимого слов, в сочинительных словосочетаниях объединяются равноправные слова: вода и воздух; негромко, но выразительно; вчера или сегодня.
Задание 2. Найдите ошибки в определении типа словосочетания по главному слову. Подчеркните эти словосочетания:
Именные:
Летний день, исполненный мастером, второй по росту
Местоименные:
Кто-то чужой, ваше право, нечто странное
Глагольные:
Любуясь красотами, уважать старших, умелый в работе
Наречные:
Неожиданно быстро, где-то далеко, задело кого-то
– Назовите способы подчинительной связи между словами в словосочетании. Дайте определение каждому из них
(Согласование, управление, примыкание)
Согласование – такой способ подчинительной связи слов, при котором зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: солнечный день
При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: солнечный день, солнечным днем, о солнечном дне
Управление – такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: подъехать (к чему?) к станции, стакан (чего?) молока
При изменении формы главного слова зависимое не изменяется, стоит в определённой форме: стакан молока, в стакане молока, стаканом молока и т.д
Примыкание – такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: идти не оглядываясь; яйца всмятку; цвета беж и т.п.
Задание 3.
В каких словосочетаниях неверно определен способ подчинительной связи?Согласование: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки, листья дуба, сельские жители.
Управление: говорить о делах, отзываться с восторгом, сделать умышленно, посоветовать другу, встретиться с братом.
Примыкание: рычать по-звериному, сегодня вечером, откровенное признание, говорить громко, поступать по-дружески.
Задание 4. Укажите номера словосочетаний, в которых нет грамматических ошибок в управлении.
- Беспокоиться о друге.
- Оплачивать за проезд.
- Предостеречь от ошибки.
- Различать звуки от букв.
- Отчет за проделанную работу.
- Порицать недостойное поведение.
- Рецензия о прочитанной книге.
- Уделять внимание на учебу.
- Удостоить наградой.
Задание 5. Выпишите из предложения словосочетания и определите способ связи.
- Во флигеле налево помещалась крохотная фабрика дешевых обоев.
- Было последнее утро растянувшегося на два месяца затишья.
- Я взял наугад толстую книгу в потрескавшемся чёрном переплёте.
Задание 6. Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.
- Большинство иностранцев считают, что русские мало улыбаются (примыкание)
- Человек мнителен, тревожен и замкнут, болезненно реагирует на малейшие неудачи (примыкание).
- Оттуда открывается изумительный вид на Волгу, красота неописуемая (управление).
- В этом случае “плоды учения ”еще более очевидны (согласование).
- Эти чувства в нас не убиты – они подавлены (управление).
- Но и те и другие были снисходительны к ошибкам своего кандидата (согласование).
Задание 7.
Преобразуйте словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи.1.Словосочетание ПРИВЕТОМ ДРУГА из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Его душа была согрета приветом друга.
2. Словосочетание ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ
Над Старгородом летний вечер.
3. Словосочетание БЕСШУМНО ПАРИЛИ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ
Над камышовыми зарослями, распластав широко крылья, бесшумно парили болотные луни.
4.Словосочетание В СОЛОМЕННОЙ ШЛЯПЕ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Рядом с молодым спортсменом сидел пожилой солидный человек в соломенной шляпе и очках.
5. Словосочетание ХРЕБТЫ ГОР из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ .
Внизу широко раскинулась долина,за ней в бледно-сиреневой дымке тянулись вдаль соседние хребты гор.
6. Словосочетание С НЕЖНОСТЬЮ СМОТРИТ из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Динка с нежностью смотрит на спящую сестру, потом снова на пустынную ночную улицу.
7. Словосочетание БРЕЗЕНТОВЫЙ МЕШОК из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Австриец устало тащил на плечах брезентовый мешок.
Подведение итогов:
– Довольны ли вы своей работой на уроке?
– Какие задания вызвали наибольшие затруднения?
– Какие мысли вы вынесли с урока?
– Согласны ли вы со словами: “Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию только в составе предложения”?
Домашнее задание.
Составьте тестовую проверочную работу по теме “Словосочетание”.