“Берегите друг друга!
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Суету позабудьте
И в минуту досуга,
Рядом вместе побудьте!”
О. Высоцкая
Как часто родители говорят своим детям: “Подожди, сейчас освобожусь”, “Поиграй пока один”, “Я занят” и т.д. Сколько времени проводят родители, играя со своим ребенком? Современные родители очень мало уделяют времени для того, чтобы поиграть со своим малышом, отправляют его играть с братиком, сестренкой, или одного. А ведь именно игра является ведущей деятельностью дошкольника, именно в игре ребенок развивается, учится общаться. Получается, что ребенок остается один среди своих игрушек, не имея возможности общаться. А зачастую мамы и папы пытаются проявить внимание к ребенку покупкой новых игрушек. Для ребенка – это радость на пять минут, если подарок не подкрепляется совместной игрой с мамой. Опять же частая фраза родителей: “У тебя столько игрушек, а ты ни во что не хочешь играть!”
Учитывая все эти аспекты, я провела диагностическую беседу с детьми старших групп детского сада на тему: “Моя семья”.
Вопросов было всего три:
– чем занимается мама вечером?
– чем занимается папа?
– кто с тобой играет дома?
Ответы на эти три вопроса заставляют задуматься …
Из опрошенных 30 детей 25 ответили практически в унисон: папа смотрит телевизор, мама сидит у компьютера, со мной никто не играет.
Анализируя ответы детей и их эмоциональное состояние во время беседы, появилась идея организации совместных занятий для детей и родителей. Ведь это на самом деле возможность лучше понять друг друга, стать ближе, наладить эмоциональный контакт.
Что же такое совместное занятие? На первый взгляд – то же самое, что и открытое занятие, но это не так! На совместном занятии нет посторонних, нет зрителей – и дети и родители являются активными участниками. Они вместе выполняют предложенные задания, составляют рассказы, играют в логические игры. И в такой момент не понятно даже, кто больше переживает: ребенок или родитель! Обычно мама беспокоится, как ее ребенок отвечает, участвует в занятии в сравнении с другими детьми. А дети волнуются, справится ли мама с заданием, стараются ей помочь.
Занятие проходит очень эмоционально: тревога и радость, ожидания и опасения, гордость и восторг испытывают участники мероприятия. Для того, чтобы занятие прошло успешно необходимо учитывать чувства и переживания всех участников. Обычно занятие начинается с ритуала приветствия, который помогает установить положительный эмоциональный фон. Планировать занятие стоит таким образом, чтобы была возможность совместной деятельности ребенка и родителя.
Как правило, после занятия родители высказываются о том, что даже не представляли, в какие игры играют их дети, как проводятся занятия в детском саду. И только после того, как родитель “прочувствовал” сам игровую, обучающую ситуацию, он начинает задумываться о том, как важно на самом деле играть со своим ребенком.
Если человек сам “потрогал”, “почувствовал” – он запомнит это, осознает и будет применять в дальнейшем.
Практика показывает, что на первое совместное занятие родители идут с тревогой, а уходят в приподнятом настроении, с воодушевлением.
Опыт проведения таких занятий в нашем детском саду небольшой. Но можно предположить, что спустя некоторое время, дети ответят на мои три вопроса о семье совсем по-другому.
И в качестве лозунга к проведению данного мероприятия пусть будут следующие слова:
Бывает так, что час совместной игры,
общих впечатлений останутся в памяти ребенка на
всю жизнь!