ЦЕЛИ УРОКА:
- Дидактическая цель: познакомить детей с биографией В.А.Осеевой и ее произведениями, показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека; формировать общеучебные навыки: правильность, беглость, выразительность чтения, учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы.
- Развивающая цель: развивать речь учащихся, расширять словарный запас, показать "силу", возможность слова.
- Воспитательная цель: формировать коммуникативные навыки работы в группах; воспитывать культуру общения, вежливость, желание знакомиться с творчеством народов Севера.
I. ОРГ. МОМЕНТ
Дыхательная гимнастика.
Вдох через нос - выдох через нос;
Вдох через нос - выдох через нос; (частями)
Вдох через рот - выдох через рот;
Вдох через рот - выдох через рот; (частями)
- Доброе утро! Придумано кем-то
Просто и мудро при встрече здороваться!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
- Повернитесь друг к другу - улыбнитесь!
- Повернитесь к нашим гостям - поздоровайтесь и улыбнитесь!
- Повернитесь и улыбнитесь мне!
- Садитесь!
Итак, у нас с вами урок чтения. Мы с вами продолжаем путешествовать по стране "Успешное чтение".
А вот девизом сегодняшнего урока будут такие слова: давайте прочитаем их вместе (запись на доске или слайде) "Волшебное слово помочь всегда готово".
А в конце урока проверим, действительно ли это так и волшебное слово всегда готово прийти нам на помощь
II. РАЗМИНКА
И начнем наш урок с традиционной разминки!
1. Артикуляционная гимнастика
В одном маленьком домике жил язычок!
Как всегда по утрам дверка домика открывалась (открыли широко рот).
И оттуда появлялся язычок!
А вот и язычок показался! Потянулся! (высунуть язык).
Посмотрел направо, посмотрел налево (язык в стороны).
Полежал на крылечке (пожевали язычок и замерли)
Затем вернулся в домик и побежал чистить зубки! (рот закрыт, круговые движения языком по зубам)
Ну, вот теперь наш язычок готов работать вместе с нами!
2. Работа со слоговыми таблицами
(покажите - горизонтальная строка, вертикальная строка) работаем с 9-ой горизонтальной строкой)
- чтение столбика слогов
(вполголоса, хором, по рядам, индивидуально) - читать четко, правильно
- игра "Найди и назови слово" (по слоговым таблицам)
3. Жужжащее чтение - ежедневное чтение (дополнительная книга)
Учитель - Зря страницы не листай!
Дети - Где закладка - открывай!
Вывод: Молодцы, мы хорошо с вами выполнили разминку и можем продолжать наш урок.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
- Вспомните, как называется раздел, с которым мы работаем? (Я и мои друзья)
- Какое произведение мы читали на предыдущем уроке чтения? (Два пирожных)
- Кто его автор? (Юрий Ермолаев)
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
А сейчас проверим, как вы выполнили домашнее задание!
1. Ответы на вопросы:
- Сколько дочерей было у женщины?
- Как звали старшую дочь?
- Как звали младшую дочь?
2. Выборочное чтение
Учитель зачитывает начало предложения предложений, дети их отыскивают и зачитывают полностью. (Повторить, что такое предложение!)
а) В это время:
б) Я тоже сейчас:
в) Вокруг меня:
3. Выразительное чтение. Игра "Эстафета" (начинает учитель, передает эстафету другому ученику, затем ученик передает другому ученику и т.д.)
4. Беседа по прочитанному.
- Кто вам из главных героинь понравился больше и почему?
- Как вы думаете, зачем автор рассказал нам эту историю?
Вывод: Ребята, вы - молодцы. Отлично подготовились дома.
IV.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Ребята, вы все заметили, что в последние дни у нас очень часто идет снег и вот сейчас, чтобы ваши глазки отдохнули, вы будете следить за падающими снежинками, только помним о том, что голова не поворачивается. (используется электронная физкультминутка для глаз)
V. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА
1. Ребята, сегодня мы начинаем знакомиться с произведениями Валентины Александровны Осеевой.
А сейчас ребята, которым было дано дополнительное задание, расскажут нам о биографии Валентины Александровны.
Биография автора.
Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для малолетних правонарушителей.
Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры.
В своих книгах она рассказывала детям о том "что такое хорошо, и что такое плохо". Первый рассказ - "Гришка". Первая книга - "Рыжий кот". А за книгу "Васёк Трубачёв и его товарищи" получила государственную премию.
А еще я хочу добавить:
1. Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР.
2. Большой успех выпал на долю повести "Динка"(1959), имеющей автобиографический характер. Позже по ней снимут фильмы "Найди меня, Леня" (1971) и "Раннее, раннее утро..."
3. Призы и награды
Награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
4. Похоронена писательница в Москве на Ваганьковском кладбище.
А у Маши было задание организовать для нас выставку книг В.Осеевой (с чем она успешно справилась).
2. Корректурная проба
Ребята, а чтобы узнать, с каким произведением мы будем работать на уроке - надо выполнить корректурную пробу. Возьмите, пожалуйста, листочки желтого цвета и зачеркните буквы английского алфавита. Так с каким произведением мы будем сегодня работать.
ВVОSЛШWЕБRНОIЕ СLЛОGВQО
Итак, рассказ Валентины Осеевой "Волшебное слово". Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе? (выслушиваются ответы детей)
3. РАБОТА В ПАРАХ (конверты со словами)
Хорошо, следующее задание. Давайте вспомним волшебные слова.
Вам нужно выбрать из предложенных слов - волшебные слова.
Проверка - спросить некоторые из пар.
- Ребята, а почему эти слова называют волшебными?
(Волшебные слова творят чудеса, помогают людям стать добрее, внимательнее друг к другу.)
Вывод: А ведь и, правда, волшебные слова существуют. И если ты будешь добрым, вежливым с окружающими, то и к тебе будут относиться с добром - "За добро - добром и платят"
VI. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Итак, сегодня мы с вами прочитаем первую часть рассказа и попробуем догадаться, о каком таком волшебном слове идет речь в этом рассказе.
Первоначальное чтение рассказа учителем до слов "Он вскочил и побежал домой:" + хорошо читающие дети
ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ (для словарной работы)
ЧУТЬ НЕ ПОДДАЛ ХОРОШЕНЬКО - ЧУТЬ НЕ УДАРИЛ
Первичная проверка понимания:
- Понравилась ли вам первая часть рассказа?
- О ком этот рассказ?
- Что случилось с Павликом?
- Как об этом узнал старик?
- А как разговаривал Павлик со стариком?
- Как вы думаете, какое слово шепнул старик Павлику на ухо?
- Кто из ребят был прав, давая свое объяснение?
- Напомните мне, как нужно произносить это волшебное слово?
- Давайте попробуем произнести это слово!
- Повернитесь друг к другу - произнесите это слово друг другу!
VII. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Ну, вот и настало время отдохнуть. Вышли из-за парт.
Сейчас мы с вами поиграем в игру "Пожалуйста". Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово "Пожалуйста", если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.
Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!
Руки на пояс!
Пожалуйста, руки на пояс!
Выполняем приседания!
Приседаем 2 раза, пожалуйста!
Прыгаем, как зайчики!
Пожалуйста, сделали вдох и выдох!
Пожалуйста, садимся на свои места!
Вывод: Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!
VIII. ПРОДОЛЖЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Повторное чтение первой части рассказа детьми с замерами (3 раза).
Чтение по цепочке.
IX. ПОСЛОВИЦЫ
Сегодня девизом нашего урока была пословица, кто ее запомнил?
"Волшебное слово всегда помочь готово"
Вчера на занятии в ГПД вы работали с пословицами о дружбе. Вы - молодцы, знаете много русских пословиц.
А с нами по соседству живёт много коренных народов Севера. Кто вспомнит, какие народности живут с нами по соседству? это долгане, нганасаны, эвенки, энцы.
И если мы говорим "Пословица не даром молвится", она обязательно чему-то учит, то у народов севера она так и называется - "наставление".
Послушайте их:
- "Если на охоте ничего не добудешь - не ругай те места и ту землю, где охотился. Дух охоты услышит и надолго убежит от тебя"
- "Часто не сердись и не дуйся, а то скоро состаришься"
Вот такие бесхитростные и мудрые наставления.
X. ИТОГ УРОКА
Ребята, мы сегодня с вами очень много успели сделать, мы очень постарались.
- Ребята, с каким произведением начали знакомиться сегодня на уроке? ("Волшебное слово")
- Кто написал этот рассказ?
- Скажите мне, пожалуйста, как вы думаете - что произойдет во второй части рассказа? Смогут ли близкие Павлика оценить изменившееся поведение мальчика? А вот об этом вы мне расскажете на следующем уроке. Вам задание дочитать рассказ до конца.
XI. РЕФЛЕКСИЯ
Посмотрите внимательно на доску, перед вами 3 высказывания, прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам, и прикрепите свое сердечко рядом с этим высказыванием.
Я уважителен и доброжелателен к людям | Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться. | Мне трудно быть уважительным и вежливым |