Урок литературного чтения во 2-м классе "В.Осеева “Волшебное слово”"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ УРОКА:

  • Дидактическая цель: познакомить детей с биографией В.А.Осеевой и ее произведениями, показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека; формировать общеучебные навыки: правильность, беглость, выразительность чтения, учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы.
  • Развивающая цель: развивать речь учащихся, расширять словарный запас, показать "силу", возможность слова.
  • Воспитательная цель: формировать коммуникативные навыки работы в группах; воспитывать культуру общения, вежливость, желание знакомиться с творчеством народов Севера.

I. ОРГ. МОМЕНТ

Дыхательная гимнастика.

Вдох через нос - выдох через нос;
Вдох через нос - выдох через нос; (частями)
Вдох через рот - выдох через рот;
Вдох через рот  - выдох через рот; (частями)

- Доброе утро! Придумано кем-то
Просто и мудро при встрече здороваться!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
- Повернитесь друг к другу - улыбнитесь!
- Повернитесь к нашим гостям - поздоровайтесь и улыбнитесь!
- Повернитесь и улыбнитесь мне!

- Садитесь!

Итак, у нас с вами урок чтения. Мы с вами продолжаем путешествовать по стране "Успешное чтение".

А вот девизом сегодняшнего урока будут такие слова: давайте прочитаем их вместе (запись на доске или слайде) "Волшебное слово помочь всегда готово".

А в конце урока проверим, действительно ли это так и волшебное слово всегда готово прийти нам на помощь

II. РАЗМИНКА

И начнем наш урок с традиционной разминки!

1. Артикуляционная гимнастика

В одном маленьком домике жил язычок!

Как всегда по утрам дверка домика открывалась (открыли широко рот).

И оттуда появлялся язычок!

А вот и язычок показался! Потянулся! (высунуть язык).

Посмотрел направо, посмотрел налево (язык в стороны).

Полежал на крылечке (пожевали язычок и замерли)

Затем вернулся в домик и побежал чистить зубки! (рот закрыт, круговые движения языком по зубам)

Ну, вот теперь наш язычок готов работать вместе с нами!

2. Работа со слоговыми таблицами

(покажите - горизонтальная строка, вертикальная строка) работаем с 9-ой горизонтальной строкой)

- чтение столбика слогов

(вполголоса, хором, по рядам, индивидуально) - читать четко, правильно

- игра "Найди и назови слово" (по слоговым таблицам)

3. Жужжащее чтение - ежедневное чтение (дополнительная книга)

Учитель - Зря страницы не листай!

Дети - Где закладка - открывай!

Вывод: Молодцы, мы хорошо с вами выполнили разминку и можем продолжать наш урок.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Вспомните, как называется раздел, с которым мы работаем? (Я и мои друзья) 

- Какое произведение мы читали на предыдущем уроке чтения? (Два пирожных)

- Кто его автор? (Юрий Ермолаев)

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

А сейчас проверим, как вы выполнили домашнее задание!

1. Ответы на вопросы:

- Сколько дочерей было у женщины?

- Как звали старшую дочь?

- Как звали младшую дочь?

2. Выборочное чтение

Учитель зачитывает начало предложения предложений, дети их отыскивают и зачитывают полностью. (Повторить, что такое предложение!)

а) В это время:

б) Я тоже сейчас:

в) Вокруг меня:

3. Выразительное чтение. Игра "Эстафета" (начинает учитель, передает эстафету другому ученику, затем ученик передает другому ученику и т.д.)

4. Беседа по прочитанному.

- Кто вам из главных героинь понравился больше и почему?

- Как вы думаете, зачем автор рассказал нам эту историю?

Вывод: Ребята, вы - молодцы. Отлично подготовились дома.

IV.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Ребята, вы все заметили, что в последние дни у нас очень часто идет снег и вот сейчас, чтобы ваши глазки отдохнули, вы будете следить за падающими снежинками, только помним о том, что голова не поворачивается. (используется электронная физкультминутка для глаз)

V. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

1. Ребята, сегодня мы начинаем знакомиться с произведениями Валентины Александровны Осеевой.

А сейчас ребята, которым было дано дополнительное задание, расскажут нам о биографии Валентины Александровны.

Биография автора.

Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для малолетних правонарушителей.

Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры.

В своих книгах она рассказывала детям о том "что такое хорошо, и что такое плохо". Первый рассказ - "Гришка". Первая книга - "Рыжий кот". А за книгу "Васёк Трубачёв и его товарищи" получила государственную премию.

А еще я хочу добавить:

1. Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР.

2. Большой успех выпал на долю повести "Динка"(1959), имеющей автобиографический характер. Позже по ней снимут фильмы "Найди меня, Леня" (1971) и "Раннее, раннее утро..."

3. Призы и награды

Награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

4. Похоронена писательница в Москве на Ваганьковском кладбище.

А у Маши было задание организовать для нас выставку книг В.Осеевой (с чем она успешно справилась).

2. Корректурная проба

Ребята, а чтобы узнать, с каким произведением мы будем работать на уроке - надо выполнить корректурную пробу. Возьмите, пожалуйста, листочки желтого цвета и зачеркните буквы английского алфавита. Так с каким произведением мы будем сегодня работать.

ВVОSЛШWЕБRНОIЕ СLЛОGВQО

Итак, рассказ Валентины Осеевой "Волшебное слово". Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе? (выслушиваются ответы детей)

3. РАБОТА В ПАРАХ (конверты со словами)

Хорошо, следующее задание. Давайте вспомним волшебные слова.

Вам нужно выбрать из предложенных слов - волшебные слова.

Проверка - спросить некоторые из пар.

- Ребята, а почему эти слова называют волшебными?

(Волшебные слова творят чудеса, помогают людям стать добрее, внимательнее друг к другу.)

Вывод: А ведь и, правда, волшебные слова существуют. И если ты будешь добрым, вежливым с окружающими, то и к тебе будут относиться с добром - "За добро - добром и платят"

VI. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Итак, сегодня мы с вами прочитаем первую часть рассказа и попробуем догадаться, о каком таком волшебном слове идет речь в этом рассказе.

Первоначальное чтение рассказа учителем до слов "Он вскочил и побежал домой:" + хорошо читающие дети

ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ (для словарной работы)

ЧУТЬ НЕ ПОДДАЛ ХОРОШЕНЬКО - ЧУТЬ НЕ УДАРИЛ

Первичная проверка понимания:

- Понравилась ли вам первая часть рассказа?

- О ком этот рассказ?

- Что случилось с Павликом?

- Как об этом узнал старик?

- А как разговаривал Павлик со стариком?

- Как вы думаете, какое слово шепнул старик Павлику на ухо?

- Кто из ребят был прав, давая свое объяснение?

- Напомните мне, как нужно произносить это волшебное слово?

- Давайте попробуем произнести это слово!

- Повернитесь друг к другу - произнесите это слово друг другу!

VII. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ну, вот и настало время отдохнуть. Вышли из-за парт.

Сейчас мы с вами поиграем в игру "Пожалуйста". Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово "Пожалуйста", если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.

Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!
Руки на пояс!
Пожалуйста, руки на пояс!
Выполняем приседания!
Приседаем 2 раза, пожалуйста!
Прыгаем, как зайчики!
Пожалуйста, сделали вдох и выдох!
Пожалуйста, садимся на свои места!

Вывод: Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!

VIII. ПРОДОЛЖЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Повторное чтение первой части рассказа детьми с замерами (3 раза).

Чтение по цепочке.

IX. ПОСЛОВИЦЫ

Сегодня девизом нашего урока была пословица, кто ее запомнил?

"Волшебное слово всегда помочь готово"

Вчера на занятии в ГПД вы работали с пословицами о дружбе. Вы - молодцы, знаете много русских пословиц.

А с нами по соседству живёт много коренных народов Севера. Кто вспомнит, какие народности живут с нами по соседству? это долгане, нганасаны, эвенки, энцы.

И если мы говорим "Пословица не даром молвится", она обязательно чему-то учит, то у народов севера она так и называется - "наставление".

Послушайте их:

  • "Если на охоте ничего не добудешь - не ругай те места и ту землю, где охотился. Дух охоты услышит и надолго убежит от тебя"
  • "Часто не сердись и не дуйся, а то скоро состаришься"

Вот такие бесхитростные и мудрые наставления.

X. ИТОГ УРОКА

Ребята, мы сегодня с вами очень много успели сделать, мы очень постарались.

- Ребята, с каким произведением начали знакомиться сегодня на уроке? ("Волшебное слово")

- Кто написал этот рассказ?

- Скажите мне, пожалуйста, как вы думаете - что произойдет во второй части рассказа? Смогут ли близкие Павлика оценить изменившееся поведение мальчика? А вот об этом вы мне расскажете на следующем уроке. Вам задание дочитать рассказ до конца.

XI. РЕФЛЕКСИЯ

Посмотрите внимательно на доску, перед вами 3 высказывания, прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам, и прикрепите свое сердечко рядом с этим высказыванием.

Я уважителен и доброжелателен к людям Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться. Мне трудно быть уважительным и вежливым