Цели: закрепить знания учащихся о вежливых формах общения ; углубить и обобщить знания учащихся по предметам; развивать познавательную активность, наблюдательность, внимательность, смекалку; развивать умение работать в команде; воспитывать любовь к природе, чувство уважения к товарищам и взаимовыручки.
Оборудование: карта – путешествий со станциями (“Сказочная”, “Город вежливости”, “Природоведческая”, “Считайкино”, “Школа”), листы с заданиями станций, игрушечный поезд, картинки с животными, вежливые слова – ответы, ребусы, запись песни “Голубой вагон”, жетоны за правильные ответы, оценочные листы для жюри.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Организационный момент, самоопределение к деятельности.
- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня у вас необычный день. Мы с вами отправляемся в путешествие, в одну интересную страну, угадайте её название по буквам. Переставьте буквы и прочитайте слово (Я, Н, И, З, А, Н )
- Итак, мы отправляемся с вами куда? (в Страну Знаний) На каком транспорте мы поедим в эту страну ? (на поезде). Ваша задача состоит в том, чтобы пройти через все станции маршрута, несмотря на трудности, которые могут вам встретиться на пути, предлагаю вам взять с собой такие качества как находчивость, любознательность, внимательность и дружелюбность.
- А сейчас ваш класс разделится на три команды, выберет капитанов команд и название команд. (Участники команд садятся за три стола, выбирают капитанов и придумывают названия командам).
- Ну, что ж по вагонам!
- Ребята, чтобы наш поезд тронулся с места, нужно сказать волшебные слова:
“Загудел паровоз и вагончики повёз;Чу – чу – чу далеко я укачу! У – у – у!”. (Дети повторяют слова хором, потом звучит песня Шаинского “Голубой вагон”)
- Стоп, остановка! Мы с вами прибыли на первую станцию, прочитайте её название. (Станция сказочная) На этой станции живут сказочные герои они приготовили вам задания.
Вопросы для 1 команды.
- Из какой сказки этот отрывок:
“А дорога – далека,
А корзина нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок.” (Р.н.ск. “Маша и Медведь”)
- Какие цветы собирала падчерица в сказке “Двенадцать месяцев”? (Подснежники).
- Назовите жилище бабы Яги? (Избушка)
Вопросы для 2 команды.
“ Закручинился Иван Царевич, делать нечего взял лягушку и принёс домой”. (Р.н.ск. “Царевна – лягушка”).
- Какая сказка начинается словами:
“Маленькие дети ни за что на свете
Не ходите, дети, в Африку гулять!” (К.И.Чуковский “Бармалей”).
- Как называют волшебную скатерть? (Самобранка)
Вопросы для 3 команды.
- Герой какой сказки перехитрил Людоеда и помог стать богатым и знатным своему хозяину? (Ш. Перро “ Кот в сапогах”)
- Что потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку)
- Отгадайте сказку:
“Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-моему вели”.
- Молодцы ребята! Продолжаем наше путешествие по Стране Знаний. (Дети произносят слова, звучит музыка).
- Стоп, остановка в дороге опять, какая станция, кто сможет нам прочитать? (Город вежливости).
- Ребята, в этом городе живут вежливые, улыбчивые и добрые люди. Они вас просят отгадать слова, которыми они часто пользуются при общении.
Вопросы для 1 команды.
- Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече … (здравствуйте)
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)
Вопросы для 2 команды.
- Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите пожалуйста)
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)
Вопросы для 3 команды.
- Зазеленеет даже пень, когда улышит … (добрый день)
- И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания )
- Молодцы ребята! Вы ответили на все вопросы. Запомните совет от вежливых жителей “Будьте воспитаны везде, ведь не одни вы на Земле!”. Продолжаем наше увлекательное путешествие, произнесём слова:
“Вот поезд наш едет колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят”. (Звучит песня)
- Стоп! Остановка опять! Кто сможет её прочитать? (Природоведческая)
- Ребята, здесь живут любители природы. Они наблюдают и изучают её постоянно, всю свою жизнь, ведь человек является частью самой природы. Жители приготовили вам загадки и вопросы.
Вопросы для 1 команды.
- Отгадайте, что это за птица?
“Бела, как снег,
Черна, как уголь,
Вертится, поет, стрекочет
И улетает в лес”. (Сорока)
- Кто собирает грибы и яблоки спиной? (Ёжик)
Вопросы для 2 команды.
- Угадай, что за животное:
“Боится зверь ветвей моих,
Гнёзд не построит птица в них.
В ветвях краса и мощь моя,
Скажите быстро: кто же я?” (Олень)
- Какая птица в мире самая большая? Выберите по картинкам ответ: голубь, цапля, страус. (Страус).
Вопросы для 3 команды.
- Самое сладкое дерево наших лесов? Выберите по картинкам ответ: берёза, липа, дуб. (Липа).
- Отгадайте загадку:
“Распустила хвост жар-птица
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принёс …. (Павлин).
- Молодцы ребята! Вот вам совет от жителей станции “Любите, охраняйте, приумножайте природу. Берегите Землю – матушку!”
- Продолжаем наше путешествие. (Дети произносят слова, звучит песня)
- Стоп! Остановка опять! Кто сможет её прочитать? (Считайкино)
- Ребята, как вы думаете, какую науку любят жители этой станции? (Математику – царицу всех наук). Любители математики хотят проверить вас на сообразительность.
Вопросы для 1, 2 и 3 команд.
- Разгадай ребусы:
1к. – ПО2Л; 2к. – С3Ж; 3к. – Р1А.
- Игра концовки:
- 1к. “Если папа тяжелее сына, то сын …” (Легче папы)
- 2к. “Если красный карандаш короче синего, то синий …” (Длиннее красного)
- 3к. “Если стол выше табуретки, то табуретка …” (Ниже стола)
- Решите задачи:
1к.
Два цыплёнка стоят,
Два в скорлупке сидят
Шесть яиц под крылом
У наседки лежит.
Сосчитай поточней,
Отвечай поскорей;
Сколько будет цыплят
У наседки моей? (Выбери ответ: 8. 10, или 9).
2к.
Три гуся летят над нами,
Три других – за облаками,
Два спустились на ручей.
Сколько было всех гусей? (Выбери ответ: 8, 4, или 6).
3к.
Дружно муравьи живут.
И без дела не снуют.
Два несут травинку,
Два несут былинку
Три несут иголки.
Сколько их под елкой? (Выбери ответ 6, 7 или 8.)
- Молодцы ребята! Это была последняя станция, а теперь мы возвращаемся в родную школу. (Дети поют песню “ Если с другом вышел в путь”)
- Стоп! Ну вот и наша школа,
- Молодцы ребята! Вы справились со всеми трудностями, которые встретились у вас на пути, вы достигли своей цели, проехали все станции, а теперь давайте подсчитаем, сколько жетонов набрала каждая команда и распределим места. (Награждение команд)
- Ребята, вам понравилось путешествие? На каких станциях вам было интересно? Какие задания понравились? (Дети высказывают свои мнения)
- Благодарим всех за участие! До новых встреч!
Список литературы
- Изучаем “Окружающий мир” с увлечением: 1-4 классы. - М.: 5 за знания, 2007. – 224 с. – (Методическая библиотека) Гайдина Л.И., Кочергина А.В.;
- Внеклассные мероприятия. 1 класс. – 2-е изд.доп. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с. – (Мозаика детского отдыха) Авт.-сост.: Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И.;
- Внеклассная работа по математике в начальной школе, Т 78 Пособие для учителей. М., “Просвещение”,1975 Труднев В.П.