Урок географии по теме "Красноярский край. ЭГП края. Природные ресурсы, отрасли промышленности"

Разделы: География


Цель урока: сформировать общее представление об особенностях Красноярского края.

Задачи:

  • Обучающие: Дать оценку ЭГП Красноярского края, природных ресурсов, отраслей промышленности, понять взаимосвязь между природными ресурсами и специализацией края, оценить влияние природных условий и ресурсов на хозяйственное развитие края, выявить хозяйственные проблемы Красноярского края и наметить пути их решения.
  • ( используя карты атласа).
  • Развивающие: Развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, способности к анализу; умение находить информацию в картах географического атласа.
  • Воспитывающие: воспитывать активную гражданскую позицию, гордость за свою « малую» родину, которая находится в Восточном макрорегионе.

Оборудование:

  • Политико-административная и физическая карта России.
  • Раздаточный материал.
  • Презентации учащихся.
  • Ватман А3, маркеры.
  • Экран, проектор, компьютер.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Работа в группах.
  3. Слово учителю.
  4. Выступления учащихся с опережающими дом. заданиями (презентации).
    Работа «Экспертов», «Статистов», « Критиков».
  5. Подведение итогов. Слово « Статистам» и «Журналистам»
  6. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие учащихся.В кабинете расставлены столы для удобной работы в группах. Учащиеся рассаживаются по следующим группам:

  • Особенности ЭГП Красноярского края (группа №1)
  • Природные ресурсы края (группа №2)
  • Население края (группа №3)
  • Отрасли промышленности края (группа №4)

Отдельно установлены столы с табличками для микрогрупп:

  • «Эксперты» (оценивают ответы учащихся);
  • «Статисты» (фиксируют каждый правильный ответ учащихся, т. е. суммируют все правильные ответы каждого участника урока);
  • «Информаторы» (дополняют информацией каждое выступление);
  • «Критики» (задают вопросы выступающим);
  • «Журналисты» (готовят статью, репортаж по уроку).

II. Работа в группах

Каждая группа получает задания.

1. Используя карты атласа найти как можно больше информации по Красноярскому краю, используя план:

  • ЭГП.
  • Природные условия (рельеф, климат, характер земной коры, воды).
  • Природные ресурсы (минеральные, водные, агроклиматические, лесные, рыбные, земельные).
  • Население (численность, плотность, уровень урбанизации, миграции, города).
  • Хозяйство (спезиализация, размещение отраслей).

2. Полученную информацию систематизировать и выложить на лист ватмана А3, для удобства дальнейшей защиты.

3. Используя текс учебника найти и выписать ту информацию о регионе, которой нет в картах атласа.

Микрогруппы:

  • домашнее задание для микрогрупп , используя сайты Интернета составить презентации по Красноярскому краю;
  • «эксперты», «статисты», «информаторы» читают тексты учебника, находят интересные факты;
  • «критики» составляют вопросы по тексту и картам атласа,
  • «журналисты» начинают писать статью в лицейскую газету по происходящим событиям.

Время на работу 15 минут.

III. Слово учителю. Выступления учащихся с опережающими дом. заданиями (Презентация)

Административный центр - Красноярск
Площадь – 2366797 км2
Население – 2893926 чел.
Плотность – 1,22чел./км2 «2010 год)
Федеральный округ – Сибирский
Экономический район – Восточно-Сибирский
Губернатор – Лев Владимирович Кузнецов
Красноярский край образован 7 декабря 1934 года в соответствии с постановлением ВЦИК.
За полувековой путь своего развития край превратился из отсталой окраины России в передовой край коммунистического строительства.
Увеличилось число городов и рабочих поселков произошло укрупнение сельских населенных пунктов.

Оцените географическое положение Красноярского края по политико-административной карте и атласам.

Красноярский край расположен между 51° и 81° с. ш. (вместе с островами) в бассейне водной системы Енисея.
Самая северная точка края на материке – мыс Челюскин (77С41' с. ш.). Мыс является крайней оконечностью Азии.
С севера на юг, от берегов Ледовитого океана до хребтов Западного и Восточного Саянов, Красноярский край протянулся на 2886 км, что составляет (без островов) 26 градусов. С запада на восток протяженность края неодинакова: самая широкая 1250 км, на юге сужается до 450, а вдоль Транссибирской магистрали – равна 650 км.
В пределах края находится восточная часть Гыданского и весь Таймырский полуостров. К Красноярскому краю относятся многие острова Северного Ледовитого океана, включая архипелаг Северная Земля и острова Норденшельда, Олений, Сибирякова, Вилькицкого, Уединения и другие.
Географически наш край занимает центральное положение в Азиатской части СССР и принадлежит к числу наиболее крупных административных единиц страны. По занимаемой площади – 2 млн. 428,4 тыс. кв., км – край уступает только Казахской ССР (2,7 млн. кв. км) и Якутской АССР (3,1 млн. кв. км). Край почти равен по площади всем союзным республикам, вместе взятым, исключая РСФСР и Казахскую ССР, и в 161 раз крупнее самой маленькой Калининградской области.

Выступление учащегося с презентацией по данному вопросу. (№1)

Слово «Экспертам», «Информаторам», «Критикам».

– В чем преимущество ЭГП Красноярского края от ЭГП других районов Восточной зоны?
– Какими природными ресурсами богат край?

Изучите карты атласа «Полезные ископаемые", сделайте выводы.

Выступление учащегося с презентацией по данному вопросу. (№2)

Выступление учащегося с сообщением «Население края».

Слово «Экспертам», «Информаторам», «Критикам».

– Какой подход может быть применен при освоении богатых ресурсов Восточной Сибири?
– Какие народы живут в Восточной Сибири?
– Как влияют природные условия на хозяйственную деятельность, жизнь и здоровье населения этого района?
– Какие отрасли хозяйства могут развиваться благодаря природным ресурсам?

Выступление учащегося с презентацией по данному вопросу.(№3)

Учитель:

Экономика

Благодаря значительным запасам металлических руд, наличию энергетических ресурсов, и доставшейся с советского времени тяжёлой индустрии, край является абсолютным лидером среди регионов страны по выработке промышленного продукта на одного жителя, на регион приходится 3,2% всего объема промышленной продукции, произведенной на территории России. Валовой региональный продукт (далее ВРП) Красноярского края в 2008 году оценивается в 764,9 миллиарда рублей (+105,2% к предыдущему году). В 2007 году промышленность (обрабатывающая и добывающая) производила 60,4% объёма ВРП, транспорт и связь– 8,1% ВРП, торговля и услуги– 6,7%, строительство– 6,1%, сельское хозяйство– 4,9%.

Отраслями специализации Красноярского края являются:

1. Цветная металлургия
2. Топливная промышленность
3. Электроэнергетика
4. Рыбная промышленность
5. Нефтехимия
6. Производство минеральных удобрений
7. Лесной комплекс.

IV. Подведение итогов

1. Покажите Красноярский край на политико-административной карте.
2. Выявите взаимосвязь между природными ресурсами и специализацией края.
3. Оцените влияние природных условий и ресурсов на хозяйственное развитие края.
4. Выявите хозяйственные проблемы Красноярского края и наметьте пути их решения.

Выводы:

  • Регион занимает огромную территорию, удален от Центральных районов России.
  • Восточному региону необходимо развивать внешние экономические связи со странами Восточной и Центральной Азии.
  • Слабо развита транспортная сеть, поэтому необходимо строить новые дороги, особенно на севере региона, развивать речной и воздушный виды транспорта.
  • ПУ неблагоприятны (затрудняют освоение территории).
  • ПР богатейшие, но их освоение обходится дороже, чем в европейской части страны.
  • Хозяйство региона базируется на местных ресурсах, но необходимо развивать и наукоемкие отрасли.
  • Слабо развита инфраструктура , тяжелые условия жизни- причины слабой заселенности территории и недостатка трудовых ресурсов.

Слово «Статистам», «Экспертам» озвучить оценки за работу на уроке.
Заключение: репортаж «Журналистов».

V. Домашнее задание: конспект урока по теме «Красноярский край»

– Cпасибо за урок!