«Что привезти в столицу... куклу, что светит и блестит, так блестит и светит, что при ней разговоре слово браное побоишься сказать: ведь за стеклом она красавица. Стоит как гостья, и держись при ней чище и прямее.»
Генриетта КИСЕЛЕВА
Пояснительная записка
Проблема творчества является одной из основных проблем для психологии личности и ее развития. Ф. Баррон и Д. Харрингтон выделяют следующие характеристики творческого процесса:
- Творчество – это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер.
- Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.
- Специфическими свойствами творческого процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, адекватность задаче.
- Творческие продукты могут быть очень различны по природе.
Вопрос о развитии творческих способностей дошкольников в теории и практике обучения стоит особенно актуально. Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребёнка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности.
Л.С. Выготскому принадлежит формулировка основной задачи будущей педагогики. Жизнь в ней «раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому».
В период старшего дошкольного возраста, дети отличаются огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Особое внимание необходимо уделять созданию условий для развития творческого начала в деятельности ребёнка.
Основные педагогические условия развития творческого начала у дошкольников:
- целенаправленное обучение детей изобразительной деятельности, рассматривание подлинников искусства, иллюстраций с их изображением, беседы по ним; чтение специальной литературы;
- развитие творческих способностей комплексно, в различных видах детской деятельности;
- тесный контакт воспитателей и родителей в становлении и развитии ребенка в детском саду и дома;
- обогащение детей жизненными впечатлениями (наблюдения за объектами живой и неживой природы, знакомство с людьми творческих профессий (художники, скульпторы и др…), посещение выставок, музеев), создания в группе уголка изодеятельности, знакомство с народно-прикладным искусством.
Одним из наиболее эффективных средств развития творческих способностей дошкольников является знакомство с народно-прикладным искусством русского народа. Народное творчество учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, формирует художественный вкус, вызывает у детей лучшие чувства, желание что-то сделать самим, перенимая у народных мастеров несложные приемы, воспитывает чувство уважения к людям труда, чувство гордости к Родине, природе,
Очень красиво и доступно пониманию детей дошкольного возраста искусство дымковского промысла. Лепка дымковских игрушек проста и понятна детям, так как основана на опыте работы дымковских народных мастеров. Эта техника, основанная на лепке из целого куска глины или комбинированным путем, побелке готовых изделий мелом и нанесении узоров дымковской росписи, способствует развитию творческой фантазии и воображения детей. Кроме того, она укрепляет мелкую моторику кистей и пальцев рук, усидчивость, внимание, самоконтроль, что, в свою очередь, формирует психологическую готовность к школьному обучению. Старший дошкольник осознаёт себя на пороге школы и, как правило, с удовольствием готовится к ней.
Лепка из глины предполагает однозначно элемент творчества. Поделки из природного материала удовлетворяют неуемную любознательность малыша. В этом труде есть новизна, творческое изыскание, возможность добиться более совершенных результатов.
Цель программы: Развитие творческих способностей детей 4 – 6 лет через работу с глиной.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представления детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить с искусством дымковского промысла.
- Познакомить детей старшего дошкольного возраста конструктивным, комбинированным и пластическим способом лепки из глины. Учить детей лепить и украшать поделки из глины в соответствии с традициями дымковского промысла.
- Познакомить детей со способами лепки
Развивающие:
- Развивать эстетическое восприятие мира у дошкольников, формировать эстетический вкус.
- Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение с учетом их возможностей самореализации в художественной деятельности.
Воспитывающие:
- Формировать общую культуру личности ребенка. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа. Учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.
- Воспитывать устойчивый интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства.
Принципы построения программы:
- Системность и последовательность – педагогическое воздействие выстроено в систему специальных наблюдений, бесед, рассматривании подлинников дымковской игрушки и иллюстраций, специальных эстетических игр – сказок, упражнений и заданий.
- Преемственность – каждый следующий этап базируется на уже сформированном предыдущем и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития» детей.
- Возрастное и индивидуальное соответствие – предлагаемый материал рассчитан на детей с разными возрастными категориями и индивидуальными возможностями.
- Наглядность.
- Научность.
- Культурно-деятельный принцип (способствует росту самосознающего «Я», делает ребенка сенситивным к восприятию идеалов и ценностей культуры).
- Здоровьесберегающий – обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.
- 8. Взаимосвязь с другими видами деятельности: рисование, художественный труд, театрализация, развитие речи, ознакомление с окружающим и др.
Условия эффективности реализации программы
- Наличие у педагога навыков работы с глиной и другими пластическими материалами.
- Наличие качественных репродукций или подлинников необходимых для реализации программы.
- Наличие дидактического и литературного материала по знакомству с разными пластическими материалами, Дымковским промыслом.
- Наличие места для проведения занятий лепкой.
- Наличие места для проведения выставок детских работ.
- Взаимосвязь с родителями.
Ожидаемый результат:
- Дети освоят разные способы выполнения работ из глины и их украшения ;
- Повысится уровень развития творческих изобразительных способностей дошкольников;
- Расширится кругозор дошкольников
- Дети смогут глубоко эмоционально, чувственно и осмысленно смогут воспринимать
- произведения декоративно- прикладного искусства;
- Повысится эмоционально – нравственный и творческий потенциал дошкольников.(дети станут более активны и самостоятельны в творческом воплощении задуманного образа).
- Повысится уровень профессиональной компетентности педагогов, расширится кругозор
- Укрепятся мышцы кисти руки, разовьется мелкая моторика рук.
Организация и содержание работы
Программа создана на основе программы О.А. Соломенниковой «Радость творчества», под общей редакцией: Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой.
При ее разработке учитывались требования «Закона об образовании», Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка, Типового положением ДОУ (2008г.), санитарно-эпидемиологических правил и норм СаНПиНа, Устава ДОУ, образовательной программы, реализуемой в детском саду.
Представленная система занятий построена в соответствии с концепцией эстетического воспитания и развития дошкольников.
- Тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор художественного материала;
- Интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
- Создание положительного эмоционального климата на занятиях художественно-творческой деятельностью;
- Индивидуальный подход к детям; учет их индивидуальных предпочтений, склонностей интересов; индивидуальная работа с каждым ребенком в процессе коллективных занятий;
- Широкое включение выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление и проведение праздников и досугов;
- Бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось;
- Использование разнообразных (в том числе игровых) методов и приемов в работе с детьми.
Программа рассчитана на два года обучения. В первый год обучения дети знакомятся с техническими приёмами лепки животных, выполненным в дымке, второй – с миром людей.
Встречи проводятся групповым способом 1 раз в неделю. В год проводится 24 занятия.
Участники занятий: дошкольники 4–6 лет.
Продолжительность занятий с детьми 4–5 лет – 20 минут, 5–6 лет – 25 минут.
Образовательный процесс программы включает в себя три компонента: занятие, самостоятельная деятельность, совместная деятельность. Кроме индивидуальных работ, предусмотрены работы, требующие коллективного выполнения в группах «Рыбки в пруду», «Утицы на птичьем дворе», «Лебедушки прилетели», в парах («Друзья – кошка и щенок»). Коллективное выполнение работы способствует формированию у дошкольников навыков совместной деятельности.
В соответствии с «Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам, воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ», учётом возрастных особенностей и комплексной образовательной программой «Из детства – в отрочество» была определена система обучения: разработан перспективный план, слайдовый альбом «Дымковская игрушка» (Приложение 3, у автора).
Основополагающими идеями работы являются:
- идея субъектности, ребенок как автор своей учебно-познавательной деятельности,
- идея ценностно-смыслового равенства педагога и ребенка,
- идея мотивированности обучения,
- идея активизации детей в процессе деятельности,
- идея личностно-ориентированного подхода,
Методы работы с детьми:
- информационно-рецептивный – наблюдение, обследование предметов, игрушек, рассматривание иллюстраций и слайдов, показ способов действий, объяснение, рассказ педагога) позволяет сформировать у дошкольников важнейшее качество личности, характеризующее её познавательную сферу – наблюдательность.
- репродуктивный – беседа, вопросы, поощрение, совет, художественное слово, напоминание.
- исследовательский – исследовательский и эвристический методы на встречах используются в единстве. Они направлены на поиск детьми самостоятельного решения изобразительной задачи, поиск возможных вариантов, развитие творческого мышления, воображения, пооперационное обучение чертам и процедурам творческой деятельности.
- эвристический.
- метод проблемного изложения. Включаем дошкольника в поиск решения не целостной задачи, а отдельных её элементов.
- игровые приемы: мотивация (игровая, личная).
Структура проведения занятий:
- Дружественное приветствие.
- Гимнастика для пальцев и кистей рук.
- Вводная беседа (мотивация на основе игровых и проблемных ситуаций, личная заинтересованность).
- Планирование работы (поиск решения, гипотезы).
- Организация рабочего места (выбор материалов, инструментов).
- Практическая работа (реализация решений).
- Анализ работы (продукта труда и деятельности).
- Уборка рабочего места.
Полностью текст статьи приведен в Приложении.