Урок на тему "История становления предпринимательства в России"

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Пояснительная записка

В процессе реализации программы элективного курса «Основы предпринимательства» осуществляются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, география, экономика.

Урок «История становления предпринимательства в России» в соответствии с учебно-тематическим планом является следующим после вводной темы, раскрывающей сущность предпринимательской деятельности и роль её в экономике страны. Учащиеся должны знать историю государства российского, поэтому урок можно считать ознакомительным с точки зрения экономических понятий и закрепляющим с точки зрения повторения исторического материала. Изложение темы сопровождается показом компьютерной презентации, которая создана мной, с использованием мультимедийного оборудования. В процессе диалога с учащимися приводятся примеры из экономической жизни страны, родного города, семьи. При этом становится возможным более чёткое понимание сущности предпринимательской деятельности, расширение знаний о сферах профессиональной деятельности, развивается умение оценивать ситуацию на рынке товаров и услуг, осознание необходимости изучать потребности населения для развития современной экономики. Для закрепления темы в конце урока учащимся задаются вопросы и тестовые задания. Если позволяет время по учебно-тематическому планированию, то можно демонстрировать фильм Л. Парфёнова «Хребет России» (ч.2 «Заводы»). Это замечательный познавательный фильм о развитии промышленного предпринимательства на Урале со времён Петра I.

Предмет: Технология

Курс: «Основы предпринимательства»

Цели урока:

  • развитие у обучающихся самостоятельного мышления, познавательных интересов;
  • закрепление полученных знаний,
  • развитие умения планировать ответ, выделять главное и существенное;
  • развитие умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • развитие умения излагать мысли, культуры речи;
  • прививать интерес к миру профессий, развивать готовность к сотрудничеству, самостоятельной работе.

Методическое обеспечение урока:

Оборудование: мультимедиа

Тип урока: - ознакомление с новым материалом

Методы проведения: рассказ, беседа с учащимися

Конспект урока

I. Организационная часть урока

С началом урока приветствую класс, выявляю присутствие. Объявляю тему урока, его цели.

II. Повторение пройденного материала

Опрос учащихся по вопросам:

  1. Дайте определение предпринимательской деятельности.
  2. Какова роль свободного предпринимательства в экономике страны?
  3. Расскажите, какими качествами должен обладать предприниматель.
  4. Назовите основные условия свободного предпринимательства.

III. Изложение нового материала

Прежде, чем начать изложение нового материала, задаю учащимся вопрос:

- Как вы думаете, с каких пор существует предпринимательская деятельность человека?

После того, как следует несколько различных вариантов ответов учащихся, я начинаю рассказ, одновременно показывается компьютерная презентация.

Предпринимательство возникло очень давно. Ещё во времена Киевской Руси (IX–X вв.) оно существовало в виде торговли и промыслов. Русские купцы были первыми представителями российского предпринимательства, которые прославили его не только внутри страны, но и далеко за её пределами.

Оплотом развития предпринимательства на Руси становились города, в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж. Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли купцы, бобровники, бортники, звероловы, лыкодеры и другие тогдашние "промышленники". Места эти получали названия погостов. После принятия христианства здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества (в том числе князья и бояре).

Для справки

Бортники – люди, занимающиеся сбором мёда лесных пчёл.

Бобровники- люди, получавшие в старину право от князей и других владельцев ловить бобров в их владениях.

Лыкодёры - промышляющие сдираньем с деревьев лыка. Лыко - внутренний (лубяной) слой коры молодых лиственных деревьев (до 10 лет), чаще липы и ивы. Из лыка плетут корзины, короба и другие изделия, раньше - лапти.

“Ярмарка” в переводе с немецкого языка означает:

Yahr” – год, “Markt” – торговля, т.е. ежегодный торг.

Лесной промысел, развитие сельских и городских ремёсел, обработка дерева и металла в сочетании с торговлей становились сферами российского предпринимательства.

К XI веку появился первый документ, регулировавший предпринимательскую деятельность – кодекс «Русская правда». Он был пронизан духом предпринимательства. Он мог возникнуть только в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций. В своде законов четко были определены такие понятия как краткосрочный и долгосрочный займы, торговая комиссия и вклад в торговое компанейское предприятие.

Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений. Новгородский предприниматель купец Климята (Клемент), живший в конце XII - начале XIII века, сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов.

Вплоть до XV – XVI вв. предпринимательство существовало в виде сельских промыслов. Постепенно предметами торговли стали смола, воск, кожа, лес, лён, конопля, полотно, изделия из кожи и металла.

С XVI века в Московской Руси начинается расцвет торговли и промышленности. Первыми промышленниками были Строгановы. Мощный импульс своего развития предпринимательство получило при Петре I. Число мануфактур при нём выросло с 10 до 230. В этот период прославилась семья Демидовых, которые построили 40 заводов, производившие 40% чугуна всей России. Прославились также они и благотворительностью.

Частные предприниматели для устройства фабрик и заводов получали ссуды без процентов; их снабжали инструментами и орудиями производства; освобождали от государственной службы; предоставляли временные льготы от податей и пошлин, беспошлинный привоз из-за границы машин и инструментов; обеспечивали гарантированными государственными заказами.

В 1785 году российские предприниматели получают от Екатерины жалованную грамоту, которая сильно возвысила их положение. Согласно этой грамоте, все купцы были разделены на три гильдии.
1-я гильдия - купцы с капиталом не менее 10 тысяч рублей. Получали право оптовой торговли в России и за границей, а также право заводить фабрики и заводы.
2-я гильдия - купцы с капиталом от 5 до 10 тысяч рублей. Получали право оптовой и розничной торговли в России.
3-я гильдия - купцы с капиталом от 1 до 5 тысяч рублей. Эта категория купцов имела право только на розничную торговлю. Купцы всех гильдий были освобождены от подушной подати, а также от личной рекрутской повинности.

Вводилось также понятие "именитый гражданин". По статусу он был выше купца первой гильдии, ибо должен был обладать капиталом не менее, чем на 100 тысяч руб. "Именитые граждане" получали право иметь загородные дачи, сады, заводы и фабрики. За XVIII век количество промышленных предприятий увеличилось в 10-12 раз. По ряду экономических показателей Россия вышла на самые передовые рубежи.

Дальнейший подъём предпринимательства в России был связан с отменой крепостного права (1861г.), но только проведение земельной реформы(1864г.) по-настоящему открывает путь свободному предпринимательству.
Пореформенный период, который продлился до 1913 года, можно назвать “золотым веком предпринимательства”.

Традиция ярмарок стала сердцем русского предпринимательства, ибо ярмарки были для России своего рода биржами. Место, куда ежегодно в августе со всех концов страны и света стекалось огромное количество людей - Нижегородская Макарьевская ярмарка. Ярмарка товаров была одновременно и ярмаркой-смотром всех творческих сил, технических новинок, тут же рождалась предприимчивость, сколачивались артели, товарищества.

Октябрь 1917 г. перевернул Россию. Были национализированы более трех тысяч предприятий. Крупное российское предпринимательство практически перестало существовать.

В марте 1921 г. в России была введена новая экономическая политика (НЭП). В промышленном производстве, и в сфере обращения было разрешено частное предпринимательство. В июне 1926 г. был введен сверхналог на нэпманов. Заниматься предпринимательской деятельностью стало не только невыгодно, но и опасно. Сначала частник ушел из производства, а затем из торговли.

В 1987 г. вышел Закон об индивидуальной трудовой деятельности, положивший начало формированию нового российского предпринимателя. В возрождении предпринимательства можно выделить два этапа. Первый - этап деятельности людей, которые, рискуя, взялись за новое дело, несмотря на осуждение окружающих. Они открывали видеосалоны, создавали частные страховые компании, издавали свои газеты, занимались торговлей.

Второй этап возрождения предпринимательства начинается с 1992 года. Сегодня в нашей стране формируются рыночные отношения. Предприниматели должны продолжать традиции русского купечества и заботиться не только о собственном обогащении, но и об экономическом и духовном процветании своего отечества.

Движение к предпринимательству – эффективный путь обновления, возрождения в россиянах хозяина. Сегодня нашему обществу нужны деловые, энергичные люди, способные организовать такую предпринимательскую деятельность, которая не только позволила бы получать прибыль самому предпринимателю, но и способствовала процветанию других людей всей страны в целом.

IV. Заключительная часть урока

Задаю вопросы учащимся:

  1. В каком виде существовало предпринимательство в Киевской Руси?
  2. Как назывались места, где совершались сделки, заключались договоры?
  3. Что послужило причиной особенно мощного развития предпринимательства?
  4. Что послужило началом формирования нового российского предпринимателя?

И для закрепления новой темы предлагаю учащимся небольшой тест (Приложение 2).

После того, как все учащиеся ответят на задания теста, они меняются между собой ответами для взаимной проверки. Я диктую правильные ответы, объявляю критерии оценивания. Учащиеся ставят друг другу оценки.

В качестве домашнего задания рекомендую учащимся подумать, какие виды предпринимательской деятельности существуют в нашем городе, возможно в их семье, какие виды предпринимательства недостаточно развиты.