Цель мероприятия: обобщить и углубить знания о биографии М.В.Ломоносова, его научной деятельности в области географии
Оборудование: мультимедийная презентация (приложение1)
Раздаточный материал:
- картосхема пути Ломоносова,
- контурные карты мира,
- листы для ответов.
Вступительное слово учителя:
(Слайд 1) 19 ноября - день рождение великого ученого России Михаила Васильевича Ломоносова. Сегодня на "Эрудит" - игре среди команд 9 классов вы сможете показать свои знания о жизни М.В.Ломоносова, а также открыть для себя неизвестные факты из его биографии и географических открытий.
(Слайд 2) Игра включает в себя 4 тура. Команды слушают вопрос, обсуждают, на листах записывают ответы, сдают учителю.
I тур: География и биография.
(Слайд 3) 1 вопрос: Какие географические объекты являются родиной М.В.Ломоносова.
деревня:
вблизи города:
губерния:
берег : моря
(Слайд 4) Ответ: деревня Денисовка вблизи города Холмогор, губерния Архангельская, берег Белого моря (4 балла)
Подведем итоги работы команд.
(Слайд 5) 2 задание: На картосхеме отметьте 3 населенных пункта и реку, которые были на пути Михайло Ломоносова.
(Слайд 6) Ответ: Холмогоры, р. Северная Двина, Вологда, Москва (4 балла)
(Слайд 7) 3 вопрос: В каком городе учился Ломоносов М.В. в Славяно-греко-латинской академии?
(Слайд 8) Ответ: Москва (1 балл)
(Слайд 9) 4 вопрос: В каком городе у Ломоносова проснулся интерес к мозаичному искусству? Здесь он посетил Софийский собор, где главная фреска Богоматерь Оранта (Нерушимая стена) выполнена из мозаики в XI веке.
(Слайд 10) Ответ: город Киев (3 балла)
(Слайд 11) 5 вопрос: В какой стране, в каких городах продолжил обучение Ломоносов?
(Слайд 12) Ответ: В Германии, в Марбургском университете, в Фрейберге
(3 балла)
II тур: Ломоносов и география.
(Слайд 13) В оде 1750 г. Ломоносов писал:
Пройдёмте землю, и пучину,
И степи, и глубокий лес,
И нутр Рифейский, и вершины,
И саму высоту небес.
Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего ещё не видел свет:
1 вопрос: Вершины и нутро каких гор призывает исследовать М.Ломоносов?
(Слайд 14) Ответ: Уральские горы (1 балл)
(Слайд 15) 2 вопрос: О чем говорится в произведении Ломоносова "Утренние размышления о Божьем Величестве"?
"Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся
Борющись множество веков.
Там камни, как вода кипят
Горящи там дожди шумят".
(Слайд 16) Ответ: Солнце (2 балла)
(Слайд 17) 3 вопрос: Какие явления вы наблюдаете на иллюстрации М.В.Ломоносова к "Слову о явлениях воздушных"?
(Слайд 18) Ответ: Это схема образования восходящих и нисходящих воздушных потоков, образование воздушных масс, образование осадков.
(3 балла)
(Слайд 19) На фото изобретение Ломоносова М.В. "аэродромическая машина".
4 вопрос: Какое назначение она имеет?
(Слайд 20) Ответ: Аппарат планировался для подъема на значительную высоту метеорологических приборов. Ключом заводится часовая пружина, она приводит в горизонтальное движение крылья. Прообраз современного вертолета.
(4 балла)
III тур: Северный морской путь.
(Слайд 21)
Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков:
Для общей славы божества
Там равна сила естества.
1 вопрос: О каком природном явлении идет речь в стихотворении Ломоносова М.В.?
(Слайд 22) Ответ: О северном сиянии.
(1 балл)
(Слайд 23) Напрасно строгая природа от нас скрывает место входа с брегов вечерних на восток - я вижу умными очами, Колумб российский между льдами спешит и презирает рок.
2 вопрос: Какому путешествию Ломоносов посвятил эти строки?
(Слайд 24) Ответ: Экспедиции по открытию Северного морского пути из Европы в Восточную Азию.
(3 балла)
(Слайд 25) М.В.Ломоносов составил "Полярную карту".
3 вопрос: Какие современные географические объекты - полуострова обозначены цифрами 1, 2, 3, 4, 5?
(Слайд 26) Ответ: 1 - п-ов Скандинавский
2 - п-ов Кольский
3 - п-ов Ямал
4 - п-ов Таймыр
5 - п-ов Чукотский
(5 баллов)
IV тур: Топонимика и Ломоносов.
(Слайд 27) На карте мира нужно отметить местонахождение географических объектов, названных в честь Михаила Васильевича Ломоносова.
1 - Хребет Ломоносова (океан),
2 - гавань в Балтийском море,
3 - мыс на западном берегу реки Амур,
4 - горный хребет на побережье о-ва Новая Земля,
5 - горы и ледник им. Ломоносова на о-ве Шпицберген,
6 - бухта им. Ломоносова в море Лаптевых,
7 - горный хребет им.Ломоносова в Антарктиде,
8 - течение им. Ломоносова в Атлантическом океане под Южным Пассатным течением
В заключение игры подводятся итоги, награждаются победители.
Учитель: великий ученый Михаил Васильевич Ломоносов внес огромный вклад в развитие многих наук и призывал молодежь учиться и познавать этот мир.
(Слайд 28)
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха:
Учитесь и открывайте мир наук, путешествуйте и открывайте для себя нашу планету.