Игра для учащихся 9-х классов к 300-летию М.В. Ломоносова "Эрудит"

Разделы: География


Цель мероприятия: обобщить и углубить знания о биографии М.В.Ломоносова, его научной деятельности в области географии

Оборудование: мультимедийная презентация (приложение1)

Раздаточный материал:

  • картосхема пути Ломоносова,
  • контурные карты мира,
  • листы для ответов.

Вступительное слово учителя:

(Слайд 1) 19 ноября - день рождение великого ученого России Михаила Васильевича Ломоносова. Сегодня на "Эрудит" - игре среди команд 9 классов вы сможете показать свои знания о жизни М.В.Ломоносова, а также открыть для себя неизвестные факты из его биографии и географических открытий.

(Слайд 2) Игра включает в себя 4 тура. Команды слушают вопрос, обсуждают, на листах записывают ответы, сдают учителю.

I тур: География и биография.

(Слайд 3) 1 вопрос: Какие географические объекты являются родиной М.В.Ломоносова.

деревня:

вблизи города:

губерния:

берег : моря

(Слайд 4) Ответ: деревня Денисовка вблизи города Холмогор, губерния Архангельская, берег Белого моря (4 балла)

Подведем итоги работы команд.

(Слайд 5) 2 задание: На картосхеме отметьте 3 населенных пункта и реку, которые были на пути Михайло Ломоносова.

(Слайд 6) Ответ: Холмогоры, р. Северная Двина, Вологда, Москва (4 балла)

(Слайд 7) 3 вопрос: В каком городе учился Ломоносов М.В. в Славяно-греко-латинской академии?

(Слайд 8) Ответ: Москва (1 балл)

(Слайд 9) 4 вопрос: В каком городе у Ломоносова проснулся интерес к мозаичному искусству? Здесь он посетил Софийский собор, где главная фреска Богоматерь Оранта (Нерушимая стена) выполнена из мозаики в XI веке.

(Слайд 10) Ответ: город Киев (3 балла)

(Слайд 11) 5 вопрос: В какой стране, в каких городах продолжил обучение Ломоносов?

(Слайд 12) Ответ: В Германии, в Марбургском университете, в Фрейберге

(3 балла)

II тур: Ломоносов и география.

(Слайд 13) В оде 1750 г. Ломоносов писал:

Пройдёмте землю, и пучину,
И степи, и глубокий лес,
И нутр Рифейский, и вершины,
И саму высоту небес.
Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего ещё не видел свет:

1 вопрос: Вершины и нутро каких гор призывает исследовать М.Ломоносов?

(Слайд 14) Ответ: Уральские горы (1 балл)

(Слайд 15) 2 вопрос: О чем говорится в произведении Ломоносова "Утренние размышления о Божьем Величестве"?

"Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся
Борющись множество веков.
Там камни, как вода кипят
Горящи там дожди шумят".

(Слайд 16) Ответ: Солнце (2 балла)

(Слайд 17) 3 вопрос: Какие явления вы наблюдаете на иллюстрации М.В.Ломоносова к "Слову о явлениях воздушных"?

(Слайд 18) Ответ: Это схема образования восходящих и нисходящих воздушных потоков, образование воздушных масс, образование осадков.

(3 балла)

(Слайд 19) На фото изобретение Ломоносова М.В. "аэродромическая машина".

4 вопрос: Какое назначение она имеет?

(Слайд 20) Ответ: Аппарат планировался для подъема на значительную высоту метеорологических приборов. Ключом заводится часовая пружина, она приводит в горизонтальное движение крылья. Прообраз современного вертолета.

(4 балла)

III тур: Северный морской путь.

(Слайд 21)

Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков:
Для общей славы божества
Там равна сила естества.

1 вопрос: О каком природном явлении идет речь в стихотворении Ломоносова М.В.?

(Слайд 22) Ответ: О северном сиянии.

(1 балл)

(Слайд 23) Напрасно строгая природа от нас скрывает место входа с брегов вечерних на восток - я вижу умными очами, Колумб российский между льдами спешит и презирает рок.

2 вопрос: Какому путешествию Ломоносов посвятил эти строки?

(Слайд 24) Ответ: Экспедиции по открытию Северного морского пути из Европы в Восточную Азию.

(3 балла)

(Слайд 25) М.В.Ломоносов составил "Полярную карту".

3 вопрос: Какие современные географические объекты - полуострова обозначены цифрами 1, 2, 3, 4, 5?

(Слайд 26) Ответ: 1 - п-ов Скандинавский

2 - п-ов Кольский

3 - п-ов Ямал

4 - п-ов Таймыр

5 - п-ов Чукотский

(5 баллов)

IV тур: Топонимика и Ломоносов.

(Слайд 27) На карте мира нужно отметить местонахождение географических объектов, названных в честь Михаила Васильевича Ломоносова.

1 - Хребет Ломоносова (океан),

2 - гавань в Балтийском море,

3 - мыс на западном берегу реки Амур,

4 - горный хребет на побережье о-ва Новая Земля,

5 - горы и ледник им. Ломоносова на о-ве Шпицберген,

6 - бухта им. Ломоносова в море Лаптевых,

7 - горный хребет им.Ломоносова в Антарктиде,

8 - течение им. Ломоносова в Атлантическом океане под Южным Пассатным течением

В заключение игры подводятся итоги, награждаются победители.

Учитель: великий ученый Михаил Васильевич Ломоносов внес огромный вклад в развитие многих наук и призывал молодежь учиться и познавать этот мир.

(Слайд 28)

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха:

Учитесь и открывайте мир наук, путешествуйте и открывайте для себя нашу планету.

Приложение.