Использование произведений художественной литературы и устного народного творчества в воспитании патриотических чувств у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. В своей работе по воспитанию патриотических чувств у дошкольников, наряду с другими методами я решила глубже использовать произведения художественной литературы и устного народного творчества. С младенчества ребёнок слышит родную речь. Он может с молоком матери «впитать» в себя красоту родного языка, его образность, выразительность. Но это будет в том случае, если малышу будут петь колыбельные песенки, рассказывать прибаутки, потешки, сказки. Эти небольшие, простые по содержанию, но очень понятные детям произведения народного творчества, как мы их называем, почему-то стали забываться и недооцениваться.

У каждого народа свои сказки и все они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие. В фольклорных произведениях мы видим национальную самобытность народа, богатый материал для любви к Родине. Начав работать с детьми старшей группы, я провела диагностику, целью которой было выявление знаний детьми русских народных сказок, потешек, загадок, чистоговорок, песенок и т. д. Результаты были не утешительны. Дети пяти лет могли назвать лишь несколько сказок, таких как «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя». На просьбу прочитать любимые стихи, потешки, песенки отвечали отказом или вспоминали небольшие стихи А. Бардо: «Мячик» , «Мишка», «Слон», «Лошадка». Из любимых мультфильмов были названы в основном иностранные. Не знали дети и имён наших русских писателей и поэтов. Проанализировав результаты диагностики, я поставила перед собой следующие задачи:

  • познакомить детей с видами устного народного творчества: перевёртыши, считалки, скороговорки;
  • показать детям мягкость, точность, лиричность русского языка;
  • дать представление о писателях, поэтах;
  • воспитывать потребность в использовании русского народного творчества;
  • воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, запоминать, заучивать их, получая при этом удовольствие.

Исходя из поставленных задач, составила перспективный план занятий по «Ознакомлению с художественной литературой». Изучая с детьми малые фольклорные формы, использовала игры-драматизации, пальчиковые игры, хороводы, русские народные игры. Стала чаще использовать потешки, поговорки, пословицы в разговорной речи, подобрала серию книжек-малышек по данной тематике.

Знакомились с художественной литературой не только на занятиях, но и в свободное время. Создали в группе при помощи родителей фонотеку русских народных сказок, библиотечку русских народных сказок, где находились книги с яркими крупными иллюстрациями, приобрели настольный театр по сюжетам русских народных сказок. На родительском собрании провела беседу с родителями о том, какие книги лучше читать детям и какие мультфильмы смотреть. Таким образом, дети начали понемногу приобщаться к русской культуре, стали понимать смысл сказок, поговорок, пословиц, различать виды устного народного творчества. Начала знакомить детей с произведениями русских писателей. При чтении сказок А.С. Пушкина, обращала внимания на красоту и образность его языка, использовала хорошо иллюстрированные книги, в которых дети могли видеть так же красоту русского человека, его самобытность. Рассказывала о жизни самого поэта, о том, как он любил свою Родину, свою семью. В конце года подготовила и провела для детей развлечения «В мире русских народных сказок» и «У лукоморья дуб зелёный» (путешествия по сказкам А.С. Пушкина).

Итак, в конце года, проведя диагностику, пришла к выводу, что дети стали лучше знать русские народные сказки, могли прочитать многие потешки, песенки наизусть без помощи воспитателя, объяснять смысл пословиц и поговорок. При работе с детьми в подготовительной группе продолжая решать поставленные ранее задачи, добавила следующие:

  • продолжать приобщать детей к неистощимым богатством русской литературы;
  • объяснить, что сказки могут быть русскими народными и авторскими;
  • глубже познакомить с пословицами, поговорками, былинами;
  • познакомить с творчеством писателей Омского Прииртышья.

Решая далее задачи нравственно-патриотического воспитания, начали прививать такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг», - на конкретных примерах из жизни русских богатырей, воспетых в былинах (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и др.). Воспитывая любовь и гордость за свой родной город, за его жителей, начала знакомить детей с творчеством омских детских писателей. Подробнее всех могли изучить творчество Тимофея Белозерова. Детям очень понравились его сказки в стихах, загадки, считалки, стихи о животных и о природе. Познакомились также с произведениями других детских писателей – омичей Т. Лариной, М. Удовиченко, Т. Березовского, причём дети приносили книги из дома, находя их в библиотеках у своих родственников. На открытом занятии для воспитателей МДОУ Д/С №214, дети подготовительной группы смогли показать свои устойчивые знания произведений устного народного творчества и творчества писателей Омского Прииртышья.

Обобщая сказанное, могу заключить что, знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, былинами, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, учим любить свою Родину, гордиться ею.