Тема урока: "Корень слова".
Особенности урока: многонациональный коллектив учащихся.
Ещё с фильма Л.Гайдая «Бриллиантовая рука» всем известно, что Москва - город контрастов. Каких только людей не встретишь на улицах столицы. Город с населением более 11 миллионов человек многонационален. Огромное количество семей приезжают из других городов и стран в столицу и для проживания, и для работы. Дети идут в школу, но не всегда знают русский язык, необходимый им для общения и для успешного учения. Эта тема очень актуальна на сегодняшний день. В ней отражается основная проблема, с которой столкнулось в настоящее время образование « крупных городов» и мегаполисов страны.
Проблема звучит так: как обучать русскому языку, если в одном классе присутствуют учащиеся 8-10 разных национальностей, не говорящие или плохо говорящие на русском языке в возрасте 6-8 лет?
Ответ, по-нашему мнению, может быть один: для развития учащихся, обеспечения определённой результативности усвоения учебного материала и сохранения их здоровья в триединстве понимания данного термина, в подобных классах должна восторжествовать педагогика здравого смысла. Учитель не заставляет детей изучать не родной им язык путём подавления их личностного и национального самовосприятия, а становится гидом по новой увлекательной стране под названием «Русский язык».
При этом надо помнить, что у детей, приехавших в Москву из других регионов, недостаточно сформированы зрительные образы характерных для нашей природной зоны предметов, объектов окружающей среды и явлений социальной жизни. Многие из них никогда не видели: соловья, сороку, яблоню, заводы, троллейбусы. А ведь это словарные слова, чьё орфографическое написание в русском языке расходится со звуковым произношением. Находясь в поиске оптимальных приёмов и методов обучения, мы часто работаем, активизируя межпредметные связи, привлекаем знания, полученные на уроках чтения и природоведения, для отработки правил и орфограмм русского языка. Именно межпредметные связи позволяют совместить разнообразные виды учебной деятельности и при этом избежать необоснованной нагрузки, уменьшая тем самым затраты ребёнка на освоение новых знаний, сберегая его здоровье и активизируя его познавательную и мыслительную деятельность. Работая в таких «специфических» классах, мы обратили внимание на сложность процесса освоения детьми речевой теории, терминов, построения связного высказывания.
Однако, отказываться от введения теоретического аспекта совсем нам представляется неразумным, т.к. только успешно усвоив определённые теоретические понятия, дети смогут правильно строить связные высказывания и в устной, и в письменной речи.
Трудность обучения русскому литературному языку детей разных национальностей, собранных в едином коллективе, состоит ещё и в том, что:
- Родители этих детей имеют низкий словарный запас русских терминов (а возможно, вообще по-русски не говорят);
- Родной язык ребёнка не предполагает в своём построении такого разнообразия речевых конструкций, как русский язык;
- Ребёнок слышит и «впитывает» русскую речь только в «стенах школы», т.к. в семье сохраняется общение на родном языке.
В процессе своей работы мы пришли к выводу, что путём проведения ассоциаций и опоры на зрительные образы, учащимся легче осознавать и усваивать материал.
Поэтому, вводя элементы теории построения русского языка, используем приём подбора образа (рисунка, схемы, игрушки, и т.д.), который позволяет отразить суть термина, легче его воспринять и запомнить.
Для создания благоприятной психологической обстановки, снятия барьера «отчуждения» большую помощь в подготовке и проведении уроков нам оказывает сказкотерапия, ведь именно она снижает напряжение, боязнь недопонимания предлагаемого детям учебного материала. При введении элементов сказки в уроке русского языка, ученики перестают делиться на русских и нерусских. Их объединяет любовь, добро, счастье, «борьба с врагом», а это характерно для людей всех национальностей, т.к. дети «трансформируются» в героев, вместе сопереживают им и вместе побеждают.
Несмотря на то, что русский язык очень многогранен и объёмен, и его изучение вызывает трудности во всех его разделах ( орфографии, фонетике, пунктуации, лексикологии) учитель не должен стремиться вложить в головы детей определённый набор знаний любой ценой. Грамотный педагог, используя межпредметные связи, должен вводить в уроки русского языка и «музыкальные минутки», т.к. они по-нашему убеждению, помогут более наглядно представить себе образы, усвоить новые понятия, термины и одновременно провести релаксацию, отодвинуть начало процесса утомления. А это, в свою очередь, опять же ведёт к более полноценному и глубокому усвоению материала. И, конечно, самым надёжным и проверенным приемом для активизации познавательной и мыслительной деятельности и создания законченного конкретизированного образа является наглядность. В современной школе она может быть представлена и в виде рисунков, картинок и картин, фотографий, слайдов, мультимедийных и компьютерных заставок.
Поэтому урок русского языка в московской школе 21 века не должен сводиться к методическому преподаванию, где учитель только опирается на уже имеющийся у детей словарный запас и жизненный опыт.
Педагог, используя новые технологии, должен стать чудо-ларцом, полным тайн и загадок, а дети постепенно приоткрывают дверь чудо-ларца, с интересом и увлечением изучая чудесный язык А.Пушкина, Л.Толстого, С.Есенина и многих других великих писателей и поэтов.
Предлагаемый к рассмотрению урок русского языка построен на синтезе знаний, полученных детьми на природоведении по теме «Строение растения» и при чтении рассказа Л.Толстого «Старый дед и внучек». Основная тема урока: «Корень слова».
2 класс (По программе 1 -4, учебник Бунеева «Школа 2100»)
Конспект урока.
Цели:
- Формировать умение выделять корень слова, образовывать родственные слова, учитывая лексическое значение.
- Учить детей разбирать слова по составу.
- 0бразовательные:
-углубить понятие «корень слова»; -расширять понятие «состав слова»;
-учить выделять смыслоразличительную функцию родственных слов; -повторить звуковой состав слов, синтаксический разбор предложения.
- Развивающие: развивать устную речь, строить словосочетания и предложения на основе лексического значения слов; -обогащать словарный запас учащихся; -развивать внимание и логическое мышление.
- Воспитательные:
-воспитывать чувство бережного отношения к природе;
-воспитывать у учащихся умение работать коллективно и индивидуально.
Содержание урока.
I. Проверка готовности к уроку.
- Вот и прозвенел звонок,
Начинаем наш урок!
- Здравствуйте, дети! Сегодня нас ждёт очень интересный урок русского языка.
- Проверьте готовность к началу работы.
У вас на столе должны лежать тетрадь, дневник, ручки, простой карандаш, линейка, лист. Готовы? Тогда в добрый путь!
II. Подготовительный этап. Давайте познакомимся с героем нашего урока, нашим добрым помощником и другом.
Что за дерево такое,
Чудо-фруктами налитое.
По садам оно растет,
Вкусны яблоки дает? (Яблоня)
Открывается доска, на ней изображение дерева. Одновременно появляется слайд - «яблоня»
Запишите отгадку.
Зашифруйте звуками это слово [й'аблан'а].
(Ребёнок собирает слово на доске из разноцветных звуковых карточек, проговаривает особенности звукопроизношения).
Назовите данную часть речи?
Что обозначает имя существительное?
На какие вопросы отвечает?
От данного существительного образуйте прилагательное, запишите его (яблоневый).
Что вы знаете об имени прилагательном?
Образуйте устно словосочетания со словом «яблоневый». (Появляется слайд «яблоневый сад»).
III. Беседа о корне слова, активизация знаний, полученных на предыдущем уроке.
- Посмотрите на нашу яблоню. Назовите известные вам части дерева (ствол, ветки, листья).
- А есть ли такая часть у дерева, которую мы сейчас не видим, но она существует всегда? (корень).
- Есть ли понятие «корень» в русском языке? (Корень слова). Что вы знаете о нем? (Главная часть слов, общая часть родственных слов, смысловой центр, слов без корня не бывает).
- Выделите корень у слов «яблоня» - «яблоневый».
- Назовите это дерево «ласково», запишите рядом это слово, также корень выделите. Вот мы с вами и построили ряд родственных слов. Молодцы!
- А теперь немного отдохнём.
IV. Физ. пауза, (выполняется стоя)
«Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише-тише,
Деревцо всё выше-выше!».
V. Определение смыслоразличительной функции корня.
Ребята, а вы хотите, чтобы и наша яблоня подросла? (Да). Значите надо полить водой.
Автор работы: Чубиркина Ирина Александровна, идентификатор: 238-011-582
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №405 г.Москвы
(Учитель берёт стакан с водой, направляется к плакату с яблоней, при этом воду в стакане встряхивает).
Что это с водой случилось? Давайте послушаем.
(Чтение сказки учителем или прослушивание заранее подготовленной аудиозаписи. Одновременно вводится музыкальное сопровождение «Лесной ручей» из серии «Relax-music»)
Сказка.
В прошедший выходной я пригласила в гости к себе родственников. Маленькая Водичка из ручья пришла с мудрой тётушкой Водицей из моря. Водомерка приплыла с букетом водорослей и рассказала историю о пропавшем у водопада водолазе. С завода приехал водитель. Даже сам Водяной пожаловал. Я, конечно, со всеми гостями поздоровалась. Но, по-моему, не все из них являются моими родственниками. Вот я и волнуюсь.
Ребята, давайте выясним, кто же пришёл без приглашения? (На доске табличка - вод - и слова - карточки:
вода |
водица |
водоросли |
водолаз |
водяной |
водичка |
водомерка водопад |
водитель |
завод |
|
Выясняется, что лишние слова - водитель, завод).
Почему? (Эти слова не походят по смыслу).
-А теперь, ребята, запишите только однокоренные слова, выделите общий корень, смысловой центр слов родственников, однокоренных слов.
VI. Образование родственных слов по заданным компонентам. Чтение стихов Е.Измайлова «Как растут слова»
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым-
Был он только словом.
Это слово - слово - корень,
Разрастаться стало вскоре.
И цветы нам принесло -
Стало много новых слов.
Посмотрите, ребята, наша яблоня зацвела. (Слайд «Яблоня в цвету»). А цветы какие-то необычные.
(На дереве карточки - цветочки). На каждом цветочке буквосочетания РАС, ПО, К, ОВ
и карточки -листочки А, А, АЯ.
Причём карточки с приставками слева от ствола, а карточки с суффиксами - справа, карточки - листочки - на кончиках веток). - Давайте рассмотрим, что за компоненты слова «зацвели» на дереве. (Дети называют приставки, суффиксы, окончания).
-А теперь образуем и запишем родственные слова по заданным компонентам. В основу положим корень -САД-.
(Трое детей собирают слова у доски, остальные записывают слова на технологической карте, разбирают их по составу).
VII. Корректирование разбора слов по составу.
А вот и яблочки появились у нас на уроке. (На столе учителя корзинка яблок по количеству детей).
Посмотрите, какие румяные, наливные! Так и хочется скушать! (Учитель берёт в руки одно яблоко, рассматривает его и вдруг вытаскивает из него червяка - мармеладного).
Ой! Кто это в моём сладком яблочке поселился? Это червяк - вредитель.
Автор работы: Чубиркина Ирина Александровна, идентификатор: 238-011-582
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №405 г.Москвы
Посмотрите, он перепутал части в словах. Нам надо восстановить справедливость.
(Дети исправляют ошибки).ЯБЛОКО ЯБЛОЧКО ЯБЛОЧНЫЙ
VIII. Минутка отдыха.
Гимнастика для глаз, позвоночника, пальцев рук.
IX. Самостоятельная работа.
(Работа с текстом на технологических картах разработана в двух вариантах. В облегченном варианте даны слева слова для справок :грибник, грибной, грибок, грибочек).
- Пока, мы с вами отдохнули и немного подросли, под яблонькой нашей тоже вырос гриб (слайд "Гриб"). Он принес новое задание. Вставьте в предлагаемый вам текст подходящие по смыслу родственные слова с корнем -ГРИБ- .
(Дети заполняют пропуски самостоятельно, проводят разбор вставленных слов по составу, выполняют синтаксический разбор последнего предложения).
X. Обобщение по уроку, подведение итогов. (Дети делают выводы).
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали на уроке, многому научились. Наша яблонька рада, что побывала у вас в гостях. И она приготовила вам угощенье: Большой яблочный пирог и сладкие наливные яблочки! Кушайте на здоровье!
А тебе, наша помощница и гостья (яблонька), спасибо!