Участники игры: обучающиеся в 1-4 классах
Время проведения: 1 час 30 минут
Цели мероприятия:
- формирование коммуникативных умений (умение найти общий язык с игроками разного возраста и подготовки; уважительное отношение к мнениям каждого участника);
- формирование умения нацеливаться на положительный результат, победу;
- формирование умения отстаивать собственную точку зрения;
- развитие мышления, памяти, внимания;
- развитие умения мыслить (сравнивать, выделять главное);
- развитие общей эрудиции;
- развитие навыков работы в группе;
- воспитание чувства «здорового» соперничества; дисциплинированности, ответственности; коллективизма; чувства взаимовыручки и взаимопомощи;
- воспитание познавательного интереса к учебным предметам.
Необходимая подготовка к мероприятию:
- подборка вопросов, уровень сложности которых соответствует возрасту игроков;
- протокол ведения игры;
- игровые места для команд и жюри (преподаватели начальной школы), члены которого ведут протокол игры, следят за временем и соблюдением правил игры;
- предварительно каждый класс делиться на 6 «мини»-команд, перед началом игры создаются 6 «сборных» команд, в состав которых входят по одной команде из каждого класса. Таким образом, в одной команде присутствует одинаковое количество обучающихся с 1 по 4 класс.
Правила игры:
- Перед началом игры формируются команды и придумываются названия.
- Команды по очереди выбирают карточку с буквой на игровом табло. Буквы без восклицательного знака подразумевают, что ответ на этот вопрос начинается с выбранной буквы. Буква с восклицательным знаком скрывает вопрос, ответ на который может начинаться с любой буквы.
- Ведущий читает вопрос, команды совещаются и приносят ответ на маленьких листочках жюри.
- На выбранный вопрос отвечают все команды.
- Если команда дает правильный ответ, то зарабатывает очки: буква без восклицательного знака приносит 1 балл, буква с восклицательным знаком – 3 балла.
- Если ответ неверный, «стоимость вопроса» не вычитается.
- Если команда не уверена, то разрешается не рисковать и не приносить ответ. Тогда команда ничего не получает.
- По окончании тура игры с буквами игроки участвуют в суперигре. Перед этим они делают ставки в пределах накопленной за игру суммы. Ставка прибавляется в случае правильного ответа на супервопрос и вычитается при неверном. Окончательный итог выявляет победителя.
- По окончании игры каждый класс получает диплом об участии в интеллектуальной игре и сладкий приз, а команда победителей награждается медалями.
Оборудование: Цветное табло (название игры и буквы), протокол для жюри, листочки для ответов, чёрный ящик для суперигры, игрушка Чебурашка, памятник «Русалочка» в Копенгагене, сладкие призы, медали и дипломы.
Протокол игры:
Команды/вопросы | 1 | 2 | 3 | . | . | . | . | . | . | 32 | 33 | Итог |
Буква | Вопрос | Ответ |
А | Собака доктора Айболита. | Авва |
Б | Как называлась яхта, на которой путешествовали капитан Врунгель, Лом и Фукс? | «Беда» |
В | Эту полезную штуковину Незнайка хотел получить за три хороших поступка. | Волшебная палочка |
Г | В какой сказке умели говорить печка, яблонька и речка? | «Гуси-лебеди» |
Д | Как звали героя сказки П.Бажова «Каменный цветок», которому Хозяйка Медной горы помогала раскрыть свой талант? | Данила |
Е! | В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента? [1] | «Каша из топора» |
Ё! | Сказочная героиня, владелица первого в мире летательного аппарата | Баба Яга |
Ж | В «Кулинарном поединке» этого героя с лисой, он приготовил окрошку и подал её в кувшине с высоким горлышком. Назовите этого повара. | Журавль |
З | В какой сказке говорится про то, как заяц стал бомжем, а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью, и только вмешательство третьего лица помогло восстановить справедливость? [3] | «Заячья избушка» |
И | С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно убить злого и страшного героя русских народных сказок | Игла (речь идёт о Кощее Бессмертном – смерть на конце иглы) |
Й! | Что выращивали для продажи в столице братья из сказки П.Ершова «Конёк-горбунок»? | Пшеница |
К | Какое животное старуха Шапокляк носила в своей сумочке? | Крыса Лариса |
Л | Какая еде была основной у папы Карло? | Лук |
М | Как называются яблоки, дающие молодость? | Молодильные яблоки |
Н | Назовите имя высокопоставленной особы, чья улыбка стоила сказочно дорого. | Несмеяна |
О | «Принцесса поцеловала волшебницу, натянула на себя … шкуру, вымазала себе лицо сажей, чтобы её никто не узнал, и вышла из дворца». Шкуру какого животного надела принцесса? [2] | Осла, «Ослиная шкура» Шарль Перро |
П | Учреждение, в котором работает Печкин из Простоквашино. | Почта |
Р | Этой героине сказки Г.Х.Андерсена поставлен памятник в столице Дании Копенгагене. [2] | Русалочка |
С | С помощью этого предмета главный герой сказки нашёл счастье – мудрую жену, которая была заколдована. | Стрела |
Т | Зверь, поселившийся в доме у Кенги и всегда получавший на завтрак, обед и ужин рыбий жир. | Тигра |
У | Кому принадлежит живительный порошок и целая деревянная армия? | Урфин Джус |
Ф | Кто произносит следующие слова: «Ах, вы милые сиротки мои, Утюги и сковородки мои! Воротитесь вы домой, Я омою вас водою ключевой!» |
Федора, «Федорино горе» К.Чуковский |
Х | Были у её хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Трёхглазка. Как звали саму героиню? [2] | Хаврошечка |
Ц | Город, в котором жил Незнайка. | Цветочный город |
Ч | Этот герой командовал воинским подразделением из 33-х богатырей. Назовите этого героя. | Черномор |
Ш! | Имя Маугли известно многим. Назовите суровый, но справедливый закон джунглей, по которому живут волк Акела, тигр Шер-Хан, пантера Багира, удав Каа, медведь Балу. | «Мы с тобой одной крови, ты и я» |
Щ | Действия этого боевика разворачиваются стремительно. Главный герой, с детства любящий орехи и игрушки, сражается с семиглавым чудовищем и разбивает его армию. Знатное происхождение и прекрасные внешние данные героя дают возможность завоевать сердце юной леди. Как зовут этого супермена? [3] | Щелкунчик |
Ъ! | Мы знаем, что метла – это летательный аппарат Бабы Яги. Но в этом произведении летающая метла нужна для особой игры. Как называется эта игра, в которую играл мальчик, обучающийся в школе юных волшебников? | Квиддич, играл Гарри Поттер |
Ы! | Сладких яблок аромат Заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнём, И светло в ночи, как днём. Назовите эту сказочную птицу. |
Жар-птица |
Ь! | В какой сказке произошло такое событие: «Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, прямо к царю»? | «По щучьему велению» |
Э | Ученый-физик Сергей Капица назвал этого героя «Буратино наших дней». Трилогию про него написал писатель-фантаст Евгений Велтистов. Про мальчика-робота и его двойника, обычного мальчика, снят фильм. Назовите имя этого фантастического героя. [1] | Электроник |
Ю! | О ком это сказано: «У неё только две ножки! Какое убожество! У неё даже нет усиков!» [2] | Дюймовочка |
Я | Фрукт, которым отравили и Царевну, и Спящую красавицу. | Яблоко |
Супервопрос: В чёрном ящике находится главный герой книги, которому дали очень смешное имя, потому что он упас со стола. Также этот герой являлся символом российской сборной на зимней олимпиаде в Ванкувере 2010 года. (Ответ: Чебурашка)
Список литературы:
- Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы / Авт.-сост. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. – М.: ВАКО, 2008. – 368 с.
- Путешествие в страну «Что? Где? Когда?» Праздники и интеллектуальные игры в начальной школе / Н.Ю.Анашина; худож. В.Х.Янаев. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 240 с.: ил.
- Педсовет – газета для начальной школы №9, 2000