В России они были первыми: Глинка и Пушкин. Их значение в развитии русской культуры XIX века. 6-й класс

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (228 МБ)


Цели:

  • Обучающая: определить значимость творчества М.И.Глинки как первого классика в русской музыке.
  • Развивающая: развивать познавательные способности детей, придав уроку интегративный характер (связать творчество Глинки с исторической обстановкой, провести параллели с творчеством А.С. Пушкина)
  • Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма в учениках на примере творчества М.И. Глинки и А.С. Пушкина.

Дидактический материал: мультимедийная презентация "В России они были первыми", содержащая портреты М.И. Глинки и А.С. Пушкина, А.П. Керн, Е.Е. Керн, В.К. Кюхельбекера, Л.С. Пушкина, М. Глебова, А. Бестужева-Марлинского, В.А. Жуковского, А. Грибоедова, А. Дельвига, М. Виельгорского, П. Вяземского, Н. Кукольника, высказывания Б. Асафьева, М. Горького, Н.А. Римского-Корсакова, Д.Д. Шостаковича, музыкальные записи романсов,  "Камаринской", "Вальса-фантазии", увертюры и марша Черномора из оперы "Руслан и Людмила" М.И. Глинки, видеофрагменты: первая песнь Баяна из оперы "Руслан и Людмила" (постановка Мариинского театра, 1995, дир. В. Гергиев), фрагмент фильма "Композитор Глинка" (СССР, 1952, реж. Г. Александров), ария Сусанина из оперы "Иван Сусанин" (постановка ГАБТа на сцене Большого Кремлёвского Дворца Съездов, 1979, реж. А. Баранников, в гл роли Е. Нестеренко).

Оборудование: компьютер, проектор, экран, акустическая система.

ХОД УРОКА

В истории мирового искусства есть периоды больших общественных переломов, когда под влиянием новых исторических условий внезапно проявляются творческие силы нации. В эти моменты лучшие стремления  и думы целого народа находят отображение в деятельности одного-двух великих художников. Такой была эпоха В.Шекспира в Англии, Ж. Мольера во Франции, И. Гете и Л. Бетховена в Германии. Вопрос: "Какие две фамилии приходят на ум, когда мы говорим о России после первой Отечественной войны 1812 года?"  Как своеобразная подсказка открывается Слайд 1 со стихами Пушкина и сценой из оперы "Руслан и Людмила" Глинки.

Конечно, это Пушкин и Глинка, родоначальники классического периода развития поэзии и музыки. Читаем вслух высказывание М. Горького: "Гигант Пушкин – величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним – волшебник Глинка".

Открывается слайд с их портретами (Слайд 2) и звучит музыка Глинки. Вопрос: "откуда?". Ответ: из оперы "Руслан и Людмила" (главная партия Увертюры).

Звучит романс Глинки "Я помню чудное мгновенье". Вопросы ученикам: "Чьи стихи?", "Кому посвящены?", "Кому посвятил этот романс Глинка?". На Слайде 3 ученики видят портреты А. Керн и Е. Керн.

После данных учениками правильных ответов выясняется, что композитор Глинка и хорошо знакомый нам с детства поэт Пушкин  жили в одно время (уточняем, что Глинка родился на 5 лет позднее) и в одном городе (в Петербурге). Поэтому в жизненном пути мы находим много общего. Пишем  подзаголовок "Глинка и Пушкин. Параллели в жизни", делим лист на две половины, вспоминаем факты из биографии художников:

Открывается Слайд 4
1. Родился в селе Новоспасском Смоленской губернии, жил там в детстве, часто бывал в зрелые годы 1. В 1824-1826 годах находился в ссылке в селе Михайловском Псковской губернии – имении своего деда, позднее неоднократно бывал здесь (похоронен в этих же местах, в Святогорском монастыре).
Вывод: знали жизнь народа не понаслышке.  
Открывается Слайд 5
2. Глинке пела песни и рассказывала сказки няня Авдотья Ивановна (были и другие няни) 2. Своей няне, Арине Родионовне, великой сказительнице и песеннице, Пушкин посвятил лирическое стихотворение.
3.У дяди, Афанасия Андреевича, был крепостной оркестр, который познакомил мальчика с профессиональной музыкой 3. Дядя Пушкина, Василий Львович, был поэтом–любителем.
Вывод: поэт и композитор имели благодатную почву для развития таланта.  
Открывается Слайд 6
4. Глинка учился в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте (в 1817-1822 годах) 4. Пушкин обучался в Царскосельском лицее в 1811-1817 годах
Вывод: оба получили прекрасное образование  
5. Учителем словесности и гувернёром у Глинки был В. Кюхельбекер. 5. Кюхельбекер был лицейским другом и соратником Пушкина .
6. Глинка учился вместе с Л. Пушкиным. 6. А. Пушкин часто навещал в пансионе своего брата Льва и друга "Кюхлю".
Вывод: поэт и композитор были знакомы с юности  
Открывается Слайд 7
7. Учителем политических и нравственных наук и в лицее и в пансионе был выдающийся русский юрист А.П. Куницын (за передовые, революционные взгляды он был уволен из пансиона в 1820 году, вслед за Кюхельбекером, затем инспектор пансиона А.А. Линдквист, учитель статистики К.И. Арсеньев)  
Вывод: во время учёбы они общались с передовыми людьми своего времени  
Открывается Слайд 8  
8. В пансионе Глинка дружил с будущим декабристом М. Глебовым, на работе, в канцелярии Совета путей сообщения, познакомился с А. Бестужевым-Марлинским; 14 декабря 1825 года был на Сенатской площади среди народа. 8. Пушкин знал многих декабристов, и если б не ссылка в Михайловское, мог разделить участь многих своих друзей, сосланных в Сибирь в 1826 году.
Вывод: частично или полностью разделяя взгляды декабристов, они проповедовали передовые идеи в своём творчестве.  
Открывается Слайд 9
9. линка бывал в тех же кругах, что и Пушкин: на вечерах у Дельвигов, Виельгорского, Вяземского, знал Жуковского, Грибоедова, Баратынского, Кукольника, А.П. Керн, Сомова и других 9. Все они были друзьями и соратниками Пушкина, и с конца 20-х годов встречи Глинки и Пушкина стали более частыми и дружественными (был на премьере оперы «Иван Сусанин», собирался кое-что изменить в поэме «Руслан и Людмила», на сюжет которой была начата вторая опера).
Открываются Слайды 10, 11, 12, 13

Последний пункт параллельных явлений в жизни двух великих русских художников плавно приводит нас к теме творческого союза между ними. На чей сюжет написана вторая опера Глинки?" После выяснения названия "Руслан и Людмила" учащиеся вспоминают, как назывался первый романс и не было ли других романсов на стихи Пушкина в творчестве Глинки. Записываем 10 романсов Глинки на стихи Пушкина: "Я здесь, Инезилья", "Ночной зефир", "Я помню чудное мгновенье", "Адель", "Мери", Заздравный кубок", "Где наша роза?", "Признание", "Не пой, красавица, при мне...", "В крови горит огонь желанья…" (Слайд 14).

Глинка и Пушкин стали основоположниками русского классического искусства (Слайд 15). Вопрос к ученикам: "Какое искусство мы называем классическим?" (отвечающее самым высоким художественным требованиям по форме и содержанию). Несколько факторов способствовало этому.

1. Во-первых, и композитор, и поэт были выразителями патриотических настроений, рожденных победой русского народа в Отечественной войне 1812 года. Ученики подтверждают данный тезис примером из творчества М. Глинки.– Опера "Иван Сусанин носит героико-патриотический характер. Педагог приводит пример из поэзии Пушкина "К Чаадаеву"):

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

2. Оба использовали все жанры в своем творчестве. У А. Пушкина это – роман, поэмы, повести, рассказы, стихи, оды, эпитафии, эпиграммы.

Звучит марш Черномора из оперы Глинки.

Вопрос: "Как называется опера?" Ученики вспоминают и перечисляют жанры вокальной и инструментальной музыки М. Глинки: две оперы, симфонические увертюры-фантазии, балетные сцены в операх, романсы, камерно-инструментальные сочинения (в частности, знаменитые вариации на тему романса А. Алябьева "Соловей").

3. Поэт и композитор стали основоположниками реалистического направления в искусстве. Яркий пример тому в музыке М. Глинки – опера "Иван Сусанин". Вопросы к ученикам: "Какое художественное направление господствует в 30-е годы на Западе?", "Характерно ли для романтиков обращение к историческому прошлому своей страны?", "Как преподносят это прошлое романтики, реально или идеализируя?", "Каким характером наделён главный герой у М. Глинки: реальным или вымышленным, разным в разных жизненных ситуациях или постоянно героическим?" Делаем вывод: Глинка, обращаясь к сюжету из прошлого России, подчеркивает типичные черты русского характера, нисколько его не идеализируя.

4. Главная заслуга Глинки и Пушкина – создание русского демократического языка в музыке и в литературе. Опираясь на принцип народности, они фольклорные истоки органично сочетали с достижениями профессионального искусства. Вопросы к ученикам: "Назовите примеры использования народных тем в партии Сусанина?" (тема лужского извозчика в первом выходе и песня "Вниз по матушке, по Волге" в оркестровом сопровождении в заключительной сцене с поляками). "Какую полифоническую форму использовал Глинка в хоровой интродукции?" (двойная фуга)

Звучит вторая тема из "Камаринской".

Вопрос: "Что за тема?", "Какова форма фантазии "Камаринской"? (Двойные вариации с использованием принципа вертикально-подвижного контрапункта).

Слайд 15. "Обработка народных тем и мотивов завещана потомству Глинкой в "Руслане", "Камаринской", испанских увертюрах…". (Н.А. Римский-Корсаков).

В конце нашего урока хочется привести слова Д. Шостаковича: "Глинка учит нас верному и глубокому пониманию народности искусства, как средству общения между людьми. Он учит нас служению своему времени, своим соотечественникам". И в этом патриотическом стремлении они с Пушкиным едины как основоположники русской классической литературы и музыки.

Список литературы:

  1. Асафьев Б.В. Глинка. – Л., 1978.
  2. Басина М. Там, где шумят михайловские рощи. Л.: «Детская литература», 1971.
  3. Басина М. В садах лицея. На брегах Невы. Л.: «Детская литература», 1988.
  4. Бернштейн Н.Д. Михаил Иванович Глинка. – СПб., 1904.
  5. Васина-Гроссман В.А. Жизнь Глинки. – М., 1957.
  6. Васина-Гроссман В.А. Михаил Иванович Глинка. (1804—1857). – М., Музыка, 1979.
  7. Веймарн П. Михаил Иванович Глинка. Биографически очерк. – М., 1892.
  8. Глинка в воспоминаниях современников / Под ред. А. А. Орловой. – М., 1955.
  9. Глинка М.И. Записки и переписка с родными. – СПб., 1887.
  10. Глинка М.И. Записки. – М.: Музыка, 1988.
  11. Ильинский А. А. Михаил Иванович Глинка. Его жизнь и музыкальные произведения. – М., 1908.
  12. Кармалина Л.И. Воспоминания Л.И. Кармалиной. Даргомыжский и Глинка // Русская старина, 1875. – Т. 13. – № 6. – С. 267-271.
  13. Канн-Новикова Е.И. М. И. Глинка. Новые материалы и документы. Вып. 1-3. – М.-Л., 1950-1955.
  14. Кашперов В.Н. Воспоминание о М.И. Глинке // Русский архив, 1869. – Вып. 7. – СПб. 1137-1144.
  15. Кашкин Н.Д. Избранные статьи о М. И. Глинке. – М., 1958.
  16. Келдыш Ю.В. История русской музыки. – Ч. 1. – М., 1947
  17. Колмовский А. Биография Глинки с приложением портрета и факсимиле. – Смоленск, 1885.
  18. Кузнецов К.А. Глинка и его современники. – М., 1926.
  19. Кукольник Н.В. Рассказ Н.В. Кукольника о кончине М.И. Глинки / Сообщ. И.А. Пузыревский // Русская старина, 1870. – Т. 2. – Изд. 3-е. – Спб., 1875 – С. 435–436.
  20. Ларош Г.А. Избранные статьи о Глинке. – М., 1953.
  21. Левашёва О.Е. М. И. Глинка. Т.1-2. – М., 1987–1988.
  22. Летопись жизни и творчества М. И. Глинки. М., 1978.
  23. Левенсон О. Из области музыки. Глинка: Биография. – М., 1885.
  24. Ливанова Т.Н., Протопопов В. В. М. И. Глинка. Т. 1-2. – М., 1955
  25. Михаил Иванович Глинка. Литературное наследие. В двух томах / Богданов-Березовский В.М. (редактор) – М.: МУЗГИЗ, 1952.
  26. Николаев А. Михаил Иванович Глинка. – СПб, 1904.
  27. Оболенский В., Веймарн П. Михаил Иванович Глинка. – СПб, 1885.
  28. Одоевский В.Ф. Статьи о М. И. Глинке. – М., 1953.
  29. Петрушанская Л. Глинка и Италия. – М., 2008.
  30. Орлова А.А. Глинка в Петербурге – Л., 1970.
  31. Протопопов В.В. М. И. Глинка. – М., 1949.
  32. Протопопов В.В. «Иван Сусанин» Глинки. Музыкально-теоретическое исследование. – М., 1961.
  33. Серов А.Н. Воспоминания о Михаиле Ивановиче Глинке. – Л., 1984.
  34. Стасов В.В. Избранные статьи о М. И. Глинке. – М., 1955.
  35. Стасов В.В. Портрет Глинки, деланный в Париже // Исторический вестник, 1892. – Т. 47. – № 3. – С. 867-870.
  36. Степанов П.А. Глинка и Даргомыжский. По поводу отзывов А.С. Даргомыжского // Русская старина, 1875. – Т, 14. – № 11. – С. 502-505.
  37. Струговщиков А.Н. Михаил Иванович Глинка. Воспоминания А.Н. Струговщикова. 1839-1841 // Русская старина, 1874. – Т. 9. – № 4. – С. 697-731.
  38. Тышко С.В., Мамаев С. Г. Странствия Глинки. Комментарий к «Запискам» Ч. 1. Украина – К., 2000.
  39. Тышко С.В., Мамаев С. Г. Странствия Глинки. Комментарий к «Запискам» Ч. 2. Глинка в Германии, или Аппология романтического сознания. – К., 2002.
  40. Финдейзен Н.Ф. Михаил Иванович Глинка. Очерк его жизни и музыкальной деятельности. – М., 1903.
  41. Цуккерман В.А. «Камаринская» Глинки и её традиции в русской музыке. – М., 1957.
  42. Шлифштейн С. Глинка и Пушкин. – М.–Л., 1950.
  43. Энгель Ю. Великий баян земли русской, композитор М. И. Глинка. – М., 1904.