Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте с использованием информационных технологий

Разделы: Логопедия


Цель: уточнить фонематическое представление о новом звуке С, познакомить с буквой С.

Коррекционные задачи: уточнить артикуляцию звука, дать его характеристику; упражнять в выделении изучаемого звука среди других звуков, в слогах, в словах; развивать словарь.

Образовательные задачи: упражнять детей в определении позиции звука С в словах; закрепить зрительный образ буквы С; упражнять в звукобуквенном анализе слов типа СОМ; упражнять в чтении прямых слогов;

Воспитательные задачи: воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга; воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать дружелюбие в совместной игре.

Развивающие задачи: развивать внимание, память, мышление, воображение.

Ход занятия

Организационный момент: знакомство с детьми.

Логопед загадывает загадки.

ЛОГОПЕД: Я пришла к вам со своим помощником. Отгадайте, кто это :

У меня отличный слух,
Умный взгляд и тонкий нюх.
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я ...

ДЕТИ: собака

ЛОГОПЕД:

Он сидит послушный очень,
Лаять он совсем не хочет,
Шерстью он большой оброс,
Ну конечно это ...

ДЕТИ: пёс.

Логопед показывает мягкую игрушку.

ЛОГОПЕД: Сколько загадок я вам загадала?

ДЕТИ: две.

ЛОГОПЕД: а сколько игрушек?

ДЕТИ: одна.

ЛОГОПЕД: почему?

ДЕТИ: потому что эту игрушку можно назвать и собака и пёс.

Уточнение артикуляции звука С.

ЛОГОПЕД: Он тоже хочет с нами играть и принёс свою любимую игрушку. Что ты принес?

Логопед говорит за пса.

ПЁС: :амолёт.

ЛОГОПЕД: Вы догадались? Покажите ему, как правильно назвать игрушку.

ДЕТИ: Самолет

ЛОГОПЕД: Какой звук потерял пёс?

ДЕТИ: звук С

ЛОГОПЕД: Давайте научим его правильно произносить звук С. Что делают губы

ДЕТИ: улыбаются

ЛОГОПЕД: куда упирается язык?

ДЕТИ: в нижние зубы.

ЛОГОПЕД: где бежит ветерок?

ДЕТИ: посередине языка.

ЛОГОПЕД: что мешает ветерку?

ДЕТИ: язык и зубы.

ЛОГОПЕД: какой звук С?

ДЕТИ: согласный.

Выделение звука С среди других звуков, в слогах, в словах.

ЛОГОПЕД: Пёс будет произносить звуки. Подпрыгните, если он произнесет звук С.

ЛОГОПЕД: Хлопните, если в слоге услышите звук С.

ЛОГОПЕД: Пёс принес сумку с продуктами. Назовите продукты. (Слайд№1)

Дети называют картинки.

ЛОГОПЕД: В названиях всех продуктов есть звук С? Найдите продукты, в названиях которых нет звука С.

Дети называют.

Место звука в слове (в начале, в середине, в конце).

Логопед показывает схему слова.

ЛОГОПЕД: Это слово. Звук С может быть в начале слова, в конце слова или в середине слова. Назовите картинки.

Дети называют картинки.

ЛОГОПЕД: угадайте по схеме картинку. (Слайд №2)

Дети называют картинку.

На следующем слайде картинка ПЫЛЕСОС

ЛОГОПЕД: почему пылесос так называется?

Дети объясняют.

ЛОГОПЕД: Определите место звука С в слове пылесос. Это длинное слово или короткое?

ДЕТИ: длинное. (Слайд №3)

Звуковой анализ слова сом.

ЛОГОПЕД: Длинное слово или короткое?

ДЕТИ: короткое

ЛОГОПЕД: Назовите первый звук, второй, третий.

Дети называют.

ЛОГОПЕД: Какой буквы нет? (Слайд №4)

Динамическая пауза.

ЛОГОПЕД: Мы сейчас немного отдохнем, а потом отправимся искать букву С.

Подвижная игра: дети идут по кругу, в центре стоит водящий.

Соня спит и видит сон.
Буква С со всех сторон.
Кого Соня догоняет
Что ей снится угадает.

С последними словами дети бегут на стульчики. Ребёнок, которого осалил водящий должен вспомнить слово со звуком С и ответить фразой: Соне снится:

Знакомство с буквой С.

На слайде изображен самолет. Он исчезает и в небе остается след.

ЛОГОПЕД: Самолет улетел. В небе остался след. Это же буква С (слайд № 5)

Пока след не исчез, давайте сделаем букву С из проволоки.

Дети скручивают из проволоки буквы и вешают на "гвоздики"(магнитики в форме гвоздиков). Логопед тоже вешает свои буквы, но зеркально.

ЛОГОПЕД: посмотрите, все ли буквы висят правильно?

Дети находят неправильные буквы и перевешивают.

ЛОГОПЕД: подумайте, какую букву можно превратить в букву С?

Логопед пишет на доске буквы: О, Я, Ф, Ю.

Дети стирают лишние элементы у буквы.

Чтение слогов.

ЛОГОПЕД: Буква С отправилась кататься на санках. Пока она катится к букве А, она поет свою песенку: ссссссааа. Вместе с ней поём и катимся к букве А.

Дети читают вместе с логопедом.

ЛОГОПЕД: Что получилось?

ДЕТИ: са.

Аналогично дети читают слоги с гласными О, У, Ы.

(Слайды №№ 6-9)

Итог занятия.

ЛОГОПЕД: какой звук учился произносить пёс?

С какой буквой мы познакомились?

Пёс угощает вас сладкими конфетами и говорит: Спасибо.

Приложение.