Цели урока:
А) обучающие – расширить знания учащихся о
жанрах искусства, познакомить с особенностями
жанров изобразительного искусства.
Б) развивающие – развить кругозор и
творческие способности учащихся;
совершенствовать технику работы с карандашом.
В) воспитывающие – воспитывать интерес к
культуре, искусстве и к своей Родине.
Оборудование: карточки – таблицы для творческих работ, репродукции картин разных жанров.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
– Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут и вашим девизом:
Не можешь – сделай,
Не знаешь – узнай,
Пробуй,
Ищи,
свершай, и достигай
Чтоб жизнь твоя стала песней.
II. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы будем изучать тему “ Жанры изобразительного искусства”.
– Вы уже знакомы с некоторыми жанрами живописи. Как они называются? (портрет, пейзаж, натюрморт). Но существует и другие жанры изобразительного искусства. Сегодня мы рассмотрим всех видов жанра изобразительного искусства. И будем определять по разным тематикам.
(Слайд №3)
– На экране даны три произведения искусства. Ваша задача: определить жанр каждого произведения.
Жанр первого произведения это –
Жанр второго произведения это –
К какому жанру относится третье произведение –
(Ответы учащихся)
III. Изучение новой темы.
Слайд № 6. – В изобразительном искусстве есть такие жанры.
Слайды № 7– Сейчас узнаем об остальных жанрах искусства.
Жанровая определенность художественного произведения зависит от специфики вида искусства. Например, в скульптуре многие темы, естественные для живописи, как то: пространство, свет и воздух почти неизобразимы. Жанры в скульптуре складываются либо по способу художественного обобщения (монумент, портрет), либо по формальным критериям (конные статуи, анималистика, рельефы, бюсты, мелкая пластика).
Жанры в изобразительном искусстве.
Жанры возникли в разное время. Древнейший – анималистический (от франц. Animale – животное). Именно ему больше всего внимания уделяли первобытные художники.
Почтенный возраст у портретного жанра. Поразительного совершенства ( прежде всего – в скульптуре) он достиг уже в Древнем Египте, почти пять тысячелетий тому назад.
Портрет– один из самых распространенных жанров изобразительного искусства. Он имеет разновидности: одиночный, погрудный, поясной, в рост, парный портрет, групповой, автопортрет.
Пейзажный жанр возник в Европе сравнительно недавно, хотя в странах Азии он появился намного столетий раньше. Пейзаж очень богат разновидностями: сельский, городской, марина (от итал. marina – морской). В 1897 году вместе с картиной Рериха “Гонец” возник пейзаж исторический, показывающий природу во всей её древности, как бы увиденной глазами наших далёких предков.
Произведения А. М. Васнецова, посвящённые прошлому Москвы, можно отнести к историческому городскому пейзажу. Написав в 1923 году картину “Транспорт налаживается”, Б. Н. Яковлев стал основоположником советского индустриального пейзажа.
Натюрморт оформился в самостоятельный жанр лишь в XVII века в Голландии. И хотя это слово переводится с французского как “мёртвая натура”, натюрморт рассказывает о красоте жизни, о созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасных творениях природы – цветах, плодах, дарах моря и т.д.
Родина бытового жанра , как и натюрморта, – Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространённых жанров изобразительного искусства, хотя ещё совсем недавно , в первой половине минувшего столетия, он считался низким, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми или относящимися к жанровой живописи (от франц. Genre – род, вид). К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.
Особое место принадлежит историческому жанру, которой включает произведения на тему большого звучания, отображающие значительные для истории народа события. Когда в картине, рисунке или скульптуре рассказывается о жизни далёкого или недавнего прошлого, он сближается с бытовым жанром. Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие – либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.
– Вот мы узнали о новых жанрах изобразительного искусства.
Слайд №8.
– закрепляем наши знания.
– что в нём обычно изображается?
– какой жанр?
Слайды №9.
Физминутка. Давайте делаем изобразительный отдых.
Я полоску проведу,
А потом другую,
Ровно кисточку веду,
Лесенку рисую.
Раз! Ступенька!
Два! Ступенька!
Отдохну-ка я
Маленько
А потом начну работать.
Практическая работа . Слайд №10.
– У каждого есть отдельный альбомный лист и на этом альбомном листе каждый рисует только один понравившихся жанр, наклеивает работы к соответствующему жанры.
Слайд №22
– Теперь мы можем закрепить наши знания.
Игра “Да.Нет”
Я буду задавать вам вопросы по изученной теме. А вы отвечайте “Да, нет”.
Итог урока. Слайд №23.
– Давайте подведем итог нашего урока
- Что нового узнали на уроке?
- Что было интересного на этом уроке?
- Что было трудного на этом уроке?
Домашнее задание.
Слайд №23.
Слайд №24.