Разработка урока "Жанры изобразительного искусства"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока:

А) обучающие – расширить знания учащихся о жанрах искусства, познакомить с особенностями жанров изобразительного искусства.
Б) развивающие – развить кругозор и творческие способности учащихся; совершенствовать технику работы с карандашом.
В) воспитывающие – воспитывать интерес к культуре, искусстве и к своей Родине.

Оборудование: карточки – таблицы для творческих работ, репродукции картин разных жанров.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

– Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут и вашим девизом:

Не можешь – сделай,
Не знаешь – узнай,
Пробуй,
Ищи,
свершай, и достигай
Чтоб жизнь твоя стала песней.

II. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы будем изучать тему “ Жанры изобразительного искусства”.

– Вы уже знакомы с некоторыми жанрами живописи. Как они называются? (портрет, пейзаж, натюрморт). Но существует и другие жанры изобразительного искусства. Сегодня мы рассмотрим всех видов жанра изобразительного искусства. И будем определять по разным тематикам.

(Слайд №3)

– На экране даны три произведения искусства. Ваша задача: определить жанр каждого произведения.

Жанр первого произведения это –

Жанр второго произведения это –

К какому жанру относится третье произведение –

(Ответы учащихся)

III. Изучение новой темы.

Слайд № 6. – В изобразительном искусстве есть такие жанры.

Слайды № 7– Сейчас узнаем об остальных жанрах искусства.

Жанровая определенность художественного произведения зависит от специфики вида искусства. Например, в скульптуре многие темы, естественные для живописи, как то: пространство, свет и воздух почти неизобразимы. Жанры в скульптуре складываются либо по способу художественного обобщения (монумент, портрет), либо по формальным критериям (конные статуи, анималистика, рельефы, бюсты, мелкая пластика).

Жанры в изобразительном искусстве.

Жанры возникли в разное время. Древнейший – анималистический (от франц. Animale – животное). Именно ему больше всего внимания уделяли первобытные художники.

Почтенный возраст у портретного жанра. Поразительного совершенства ( прежде всего – в скульптуре) он достиг уже в Древнем Египте, почти пять тысячелетий тому назад.

Портрет– один из самых распространенных жанров изобразительного искусства. Он имеет разновидности: одиночный, погрудный, поясной, в рост, парный портрет, групповой, автопортрет.

Пейзажный жанр возник в Европе сравнительно недавно, хотя в странах Азии он появился намного столетий раньше. Пейзаж очень богат разновидностями: сельский, городской, марина (от итал. marina – морской). В 1897 году вместе с картиной Рериха “Гонец” возник пейзаж исторический, показывающий природу во всей её древности, как бы увиденной глазами наших далёких предков.

Произведения А. М. Васнецова, посвящённые прошлому Москвы, можно отнести к историческому городскому пейзажу. Написав в 1923 году картину “Транспорт налаживается”, Б. Н. Яковлев стал основоположником советского индустриального пейзажа.

Натюрморт оформился в самостоятельный жанр лишь в XVII века в Голландии. И хотя это слово переводится с французского как “мёртвая натура”, натюрморт рассказывает о красоте жизни, о созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасных творениях природы – цветах, плодах, дарах моря и т.д.

Родина бытового жанра , как и натюрморта, – Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространённых жанров изобразительного искусства, хотя ещё совсем недавно , в первой половине минувшего столетия, он считался низким, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми или относящимися к жанровой живописи (от франц. Genre – род, вид). К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.

Особое место принадлежит историческому жанру, которой включает произведения на тему большого звучания, отображающие значительные для истории народа события. Когда в картине, рисунке или скульптуре рассказывается о жизни далёкого или недавнего прошлого, он сближается с бытовым жанром. Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие – либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.

– Вот мы узнали о новых жанрах изобразительного искусства.

Слайд №8.

– закрепляем наши знания.
– что в нём обычно изображается?
– какой жанр?

Слайды №9.

Физминутка. Давайте делаем изобразительный отдых.

Я полоску проведу,
А потом другую,
Ровно кисточку веду,
Лесенку рисую.
Раз! Ступенька!
Два! Ступенька!
Отдохну-ка я
Маленько
А потом начну работать.

Практическая работа . Слайд №10.

– У каждого есть отдельный альбомный лист и на этом альбомном листе каждый рисует только один понравившихся жанр, наклеивает работы к соответствующему жанры.

Слайд №22

– Теперь мы можем закрепить наши знания.

Игра “Да.Нет”

Я буду задавать вам вопросы по изученной теме. А вы отвечайте “Да, нет”.

Итог урока. Слайд №23.

– Давайте подведем итог нашего урока

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Что было интересного на этом уроке?
  3. Что было трудного на этом уроке?

Домашнее задание.

Слайд №23.

Слайд №24.

Презентация