Информационные технологии на уроках физики

Разделы: Физика


Информационные технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютерная техника и программные средства.

Я считаю, что ведущей целью применения информационных технологий на уроке является достижение более глубокого овладения и запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в конкретную социокультурную среду.

Лично для себя выделяются три основные цели, которые необходимо решить для успешного проведения урока с компьютерной поддержкой:

  • Дидактическая (под дидактическим обеспечением понимаются учебные материалы урока, конкретная обучающая программа и аппаратура)

  • Методическая (определение методов использования компьютера в преподавании темы, анализ учебных результатов урока и постановка следующей учебной цели)

  • Организационная (эта задача состоит в том, чтобы выработать и закрепить у учащихся навыки работы с учебной программой, организовать работу, избегая перегрузки учащихся и нерациональной траты времени)

На мой взгляд, работа на уроке с использованием ИКТ создаёт предпосылки к индивидуализации обучения, что в свою очередь, предполагает появление новых форм взаимодействия обучающего и обучаемого в учебном процессе. Особо ценно для меня, как учителя, получение немедленной обратной связи, что позволяет по ходу урока оперативно реагировать на возникающие недочёты. Использование ИКТ влияет на мотивацию учащихся, помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, предоставляет возможность испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу. Всё это способствует формированию положительного отношения к учёбе и навыков анализа и синтеза, развитию наглядно-образного мышления, внимания, наблюдательности, словесно-логического мышления.

Применение информационных технологий позволяет мне:

  • наполнить уроки новым содержанием;

  • повысить мотивацию к обучению;

  • развивать творческое восприятие окружающего мира;

  • развивать интеллектуальные ресурсы учащихся;

  • формировать элементы информационной культуры;

  • формировать культуру речи.

В процессе преподавания физики следует широко использовать новые информационные технологии, при этом компьютер становится рабочим инструментом как для обучающихся, так и для преподавателя. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок и позволяют учителю организовывать новые виды учебной деятельности, например: урок закрепления знаний – решение задач с последующей компьютерной проверкой ответов; урок обобщения и систематизации знаний – исследование; урок комплексного применения ЗУН – компьютерная лабораторная работа.

Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении физики и являются дополнительным мотивирующим фактором. Компьютерные модели позволяют учащимся изменять начальные условия экспериментов и самостоятельно ставить различные виртуальные опыты. Такая интерактивность открывает перед ними огромные познавательные возможности, делая обучающихся не только наблюдателями, но и активными участниками экспериментов.

Рациональное использование информационных технологий на уроках физики

Информационные технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютерная техника и программные средства.

На смену пассивным технологиям обучения приходят активные и интерактивные технологии, которые позволяют организовать урок таким образом, что взаимодействие между субъектами процесса обучения становится неотъемлемой частью современной системы образования. Информационные технологии позволяют разрабатывать и применять принципиально новые средства взаимодействия между обучающимся, обучающим и средствами информатизации и коммуникации.

Я считаю, что ведущей целью применения информационных технологий на уроке является достижение более глубокого овладения и запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в конкретную социокультурную среду.

Использование ИКТ в образовательном процессе имеет свои возможности и преимущества:

  • Повышение эффективности образовательного процесса за счёт одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности;
  • Возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счёт практической обработки учебной информации на компьютере;
  • Организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности;
  • Повышение мотивации к учению за счёт привлекательности компьютера, которая возрастает за счёт мультимедийных эффектов;
  • Развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся;
  • Формирование навыков работы с информацией, способствуя тем самым формированию информационной культуры школьников.

В урочной деятельности я использую компьютер на всех этапах обучения:

  • При объяснении нового материала.
  • Закреплении.
  • Повторении.
  • Контроле знаний, умений и навыков.
  • А также можно построить урок от начала и до конца на использовании компьютера.

Лично для себя выделяются три основные цели, которые необходимо решить для успешного проведения урока с компьютерной поддержкой:

  • Дидактическая (под дидактическим обеспечением понимаются учебные материалы урока, конкретная обучающая программа и аппаратура).
  • Методическая (определение методов использования компьютера в преподавании темы, анализ учебных результатов урока и постановка следующей учебной цели).
  • Организационная (эта задача состоит в том, чтобы выработать и закрепить у учащихся навыки работы с учебной программой, организовать работу, избегая перегрузки учащихся и нерациональной траты времени).

С какой целью я это делаю?

  1. Для решения практических задач.
  2. При организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера.
  3. Для формирования ключевых компетенций учащихся.
  4. Для осуществления разноуровневого обучения.

В работе использую следующие программные средства:

  • Использование программных продуктов 1С:Школа, Кирилла и Мефодия, “Физика”.
  • Электронные энциклопедии и словари.
  • Аудиокниги и видеофильмы.
  • Дидактические материалы.
  • Программные приложения Windows.
  • Ресурсы Интернет.
  • Собственные разработки.
  • Разработки коллег.

На данный момент в моей методической копилке есть презентации к урокам физики, к внеклассным мероприятиям, а также электронные тесты по физике:

  1. Итоговый урок физики для 7 класса в игровой форме.
  2. Обобщающий урок по теме “Строение атомного ядра” (9 класс).
  3. Урок – презентация по теме “Звуковые волны” (8 класс).
  4. Урок по теме “Тепловые двигатели” (11 кл.).
  5. Мультимедийное сопровождение к общешкольным мероприятиям.

На мой взгляд, работа на уроке с использованием ИКТ создаёт предпосылки к индивидуализации обучения, что в свою очередь, предполагает появление новых форм взаимодействия обучающего и обучаемого в учебном процессе. Особо ценно для меня, как учителя, получение немедленной обратной связи, что позволяет по ходу урока оперативно реагировать на возникающие недочёты. Использование ИКТ влияет на мотивацию учащихся, помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, предоставляет возможность испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу. Всё это способствует формированию положительного отношения к учёбе и навыков анализа и синтеза, развитию наглядно-образного мышления, внимания, наблюдательности, словесно-логического мышления.

Применение информационных технологий позволяет мне:

  • наполнить уроки новым содержанием.
  • повысить мотивацию к обучению.
  • развивать творческое восприятие окружающего мира.
  • развивать интеллектуальные ресурсы учащихся.
  • формировать элементы информационной культуры.
  • формировать культуру речи.
  • прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами.
  • поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий.
  • идти в ногу со временем.

Одним словом, на уроке ИКТ позволяют мне раскрыть активный познавательный потенциал учащихся, дают им возможность всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования. Привнесение информационных технологий в среду урока обогащает его трофику (звуковую, визуальную, эмоциональную, интеллектуальную, духовную). Кроме того, создаёт стихию доброжелательности, в которой ученик и учитель выступают в качестве партнёров.

Я уверена в том, что компьютер на уроке – не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения.

В перспективе:

  • Работа с флеш-технологиями.
  • Создание обучающих программ и тестов в FrontPage.