Интегрированный летний интеллектуальный лагерь "Математика в географии"

Разделы: Математика, География, Внеклассная работа


Интеллектуальный летний лагерь рассчитан на аудиторию учащихся 6-7 классов. Проводится после окончания учебного года, в июне месяце, в первую половину дня учителями географии и математики.
По программе в математике и географии 6 го класса созвучны темы: масштаб и его виды, построение и работа с графиками и диаграммами, определение среднего арифметического (средних температур), определение координат. Как показывает опыт, учащиеся сталкиваются с серьезными трудностями при перенесении знаний и умений, приобретенных на одном предмете (например, на математике), на другой (на географию). Данный курс позволяет в комфортной обстановке повторить пройденные темы, а также показать взаимосвязь географии и математики.
Такая внеурочная учебная деятельность поможет понять детям, что наука география, изучая законы природы, использует математические методы, которые позволяют проводить точные измерения и расчеты.
Успешное усвоение данного учебного материала во многом зависит от творческого сотрудничества учителей предметов географии и математики. Обращение к знаниям в разных областях помогает увидеть неразрывную связь между учебными предметами.

Цели и задачи интеллектуального лагеря: получение углубленных знаний по предметам география и математика, повторение тем и отработка навыков и умений для успешной сдачи ГИА и ЕГЭ. А также расширение кругозора детей, развитие творческих способностей, привлечение к исследовательской деятельности. Снятие психологической нагрузки, накопившейся в течение учебного года с помощью занятий на свежем воздухе, игровых моментов, нетрадиционного подхода к решению обычных задач.

Тематика занятий интегрированного интеллектуального лагеря «Математика в географии».

Занятие 1. Составление простейшего плана пришкольной территории с помощью глазомерной маршрутной съемки местности. Занятие на свежем воздухе.

  • Решение задач на определение расстояний:
    Пользуясь формулой S = NL, где N – число шагов, L – длина шага, определите длину и ширину классной комнаты.
  • Измерение расстояний на местности с помощью формулы где N – число шагов, L – длина шага.
  • Определение сторон горизонта, движение в заданном направлении и по азимуту.

Занятие 2. Построение плана пришкольной территории в масштабе, по результатам проведенных измерений ходе глазомерной маршрутной съемки местности.

  • Обработка полученных данных.
  • Выбор масштаба.
  • Построение простейшего плана на бумаге.

Занятие 3. Игра на открытом воздухе «В поисках клада» (Приложение 1)

  • Движение в заданном направлении.
  • Ориентирование на местности разными способами.
  • Определение направлений, расстояний, азимута.
  • Изучение видового разнообразия растительности на пришкольной территории
  • Определение процентного соотношения видового разнообразия деревьев на пришкольной территории.

Занятие 4. Работа с графиками, климатическими диаграммами, определение Азимута.

  • Построение графиков, диаграмм по данным для Калининградской области.
  • Чтение графиков, диаграмм, решение задач.
  • Определение Азимута.

Занятие 5-6. Решение географических задач (Приложение 2)

  • Решение задач на определение средней суточной (годовой) температуры и амплитуды температур.
  • Решение задач на определение температуры воздуха на высоте.
  • Решение задач на определение атмосферного давления.
  • Решение задач на определение влажности воздуха.
  • Решение задач на определение процентного соотношения.
  • Решение задач на определение географических координат.

Занятие 7. Исследовательская работа на открытом воздухе. Определение загрязнения воздуха в районе школы.

  • Подсчитать количество автомобилей, проезжающих на ближайшей автостраде (выбирается участок длиной 0,1 – 1 километров) в течение одного часа.
  • Рассчитать приблизительное количество газов, которое выбрасывают автомобили. Известно, что один автомобиль выбрасывает за сутки 1 кг выхлопных газов, в состав которых входит 30 г угарного газа. Данные занести в таблицу.
Тип транспорта Количество за один час Выхлопные газы Угарный газ
Легковые автомобили      
Грузовые автомобили      
Автобусы      
Мотоциклы      
Итого      

Из отзывов о лагере:

«В интеллектуальном лагере мне больше всего понравилось искать клад по заданиям: находить стороны горизонта, определять азимут по компасу, вычислять расстояние, ориентироваться по компасу и местным признакам. Также было интересно с помощью разных измерений построить план школьного двора». Жураховский И. 6-Б

«15 июня 2011 года в интеллектуальном лагере «Математика в географии» мы искали клад. Мне понравились задания. Я научился определять азимут на местности, ориентироваться по сторонам горизонта, решать математические задачи. В конце мы нашли сладкий клад». Ефименко А. 7-А

«Мне запомнилось больше всего, что летом в интеллектуальном лагере мы искали клад возле нашей школы. Учителя придумали хитрые задания, которые мы должны были правильно решить: ориентировались по компасу, измеряли расстояния, ходили в нужном направлении, после чего получили заслуженный поощрительный клад». Подлесный В. 6-В.

Итоги и фотолетопись лагеря (Приложение 3)