Занятие по ИЗО для детей старшей группы. Тема: "В гжельской сказочной стране"

Разделы: Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО


Программное содержание:

  • Продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных промыслов, учить детей различать изделия, знать характерные особенности разных промыслов.
  • Использовать художественные средства выразительности.
  • Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров.
  • Учить расписывать чашки, блюдца выделять кайму.
  • Учить рисовать простейшие цветы из капелек, выделять середину цветком.
  • Закреплять приемы рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием.
  • Развивать чувство цвета, композиционные умения.
  • Совершенствовать навыки работы с гуашью.
  • Учить смешивать краски для получения нового цвета.
  • Воспитывать интерес к истокам русской народной культуры, желание расписывать посуду под «гжель».

Приемы:

  • Игра «Каждое изделие в свой город».
  • Сказка «Марья-искуcсница».
  • Сказка «Волшебный шарик».

Предварительная работа:

  • Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства.
  • Дидактическая игра «Узорных дел мастера».
  • Чтение рассказов.
  • Заучивание стихов о гжели.
  •  Рисование узора на полосе-кайме. Украшение бокала гжельским узором.

Материалы и оборудование:

  • Иллюстрационный материал по теме «Гжель».
  • Картинки с изображением предметов прикладного искусства.
  • Чайная пара для росписи.
  • «Волшебный цветок».
  • «Волшебные шарики».
  • Иллюстрации к сказке «Марья - искусница».
  • Материалы для творческой работы.

8.  Запись музыкального сопровождения

ХОД ЗАНЯТИЯ

Деятельность педагога Деятельность детей
I. Организационный момент

– Дети, проходите на убранство поглядите. Комната у нас большая да красивая какая! Как много красивого кругом и столы, и стулья, и шторы. Ребята, обратите внимание на волшебный цветок, он появился у нас из сказки.
– Ребята, а вы любите сказки? Этот цветок поможет нам перенестись в одну из волшебных сказок. Давайте подойдем и прикоснемся к нему.
Закройте глаза и ощутите тепло этого цветка.
А сейчас откройте глаза, и добро пожаловать в сказку. 

 

Дети заходят в группу.

 

 

Дети заходят взявшись за руки за ширму и садятся на пуфики.

II. Основная часть

Рассказывание сказки «Марья-искуссница».
Дети послушайте интересную сказку:
Жила – была в одном селе девушка по имени Марья, и такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. И прозвали ее за это Марья – искусница.
Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее похитить в свое царство. Налетел, схватил Марью – искусницу и понес ее Кощей в свое царство. А Марья – искусница превратилась в красивую Жар – птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе.
Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки, которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.

1. Одно перышко упало в село Дымково. А вы, ребята, знаете что делают дымковские мастера?

 

 

 

 

 

 

 

Дымковские мастера делают игрушки из глины и расписывают их разными узорами.

2. Другое перышко упало в городе Городец.
– Кто знает, чем прославились городецкие мастера?
Городецкие мастера расписывают деревянные изделия разными красками. Это посуда, прялки, мебель.
3. А еще одно перышко упало в подмосковной деревушке под названием Гжель. И появились там мастера на все руки.
Чем же так знамениты гжельские мастера?
Гжельские мастера делают из белой глины посуду и игрушки и расписывают их голубовато-синей краской.
Но вот беда! Налетел ураган страшной силы, разметал, перевернул, перепутал все изделия народных мастеров.
– Давайте поможем расставить все по своим местам.

Игра «Каждое изделие в свой город»

– Молодцы ребята как хорошо вы различаете изделия народных промыслов.
– А можете рассказать, как вы догадались, что именно это гжельское изделие?

 

 

Дети расставляют изделия по названию города.

Гжельские изделия расписаны голубовато-синей краской.

– А что вы знаете еще о гжели? Рассказы детей о гжели

1. Говорят, что небо гжельское, как нигде в России синее-синее. Вот и перенесли мастера эту синеву на свои изделия. По белому фону изделия рука художника ведет кисточку с синей краской.

2. Чего только не делают в Гжеле! Чайные и столовые сервизы, чашки, чайники, сахарницы, масленки, подносы, вазы. Все изделия гжельских мастеров удивительно красивы.

3. Рисовали на посуде художники-мастера различные узоры из сеточек, полосочек, цветов, листочков. Изображали художники сказочных животных, птиц. Очень затейливая, нарядная получилась роспись.

4. Полюбилась людям красивая посуда и стали называть ее нежно-голубое чудо. На весь мир прославили мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Стихи о гжели:

1. Сине-белая посуда
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела.
Голубыми, синими
Нежными, красивыми.

2. В тихом Подмосковье
Речка Гжелочка бежит
Вдоль этой речки
Деревенька стоит
Заросли ивы вдоль речки бегут
Умельцы в той деревеньке живут
Расписную посуду они мастерят
Синим по белому чудо творят.

– Ребята, если бы вы были мастерами и мастерицами, что бы вы хотели расписать на радость людям? Посуду.
– Итак, сказка продолжается:

Ходит сказка у ворот водит с нами хоровод. Подарила для игры разноцветные шары.

Дети в кругу, взявшись за руки водят хоровод.
Воспитатель разбрасывает шары. Дети берут по одному шару.
А теперь ищи столы, где такие же шары. (Подготовлено оборудование для рисования) Дети подходят к столам где лежат шары нужного цвета (шары объемные, внутри находятся чашки и блюдца для росписи).
Воспитатель подходит к первому столу:
– Интересно что же там? (Достает из большого шара чашки)

Вот они удивительно белы.
Мастера, скорей за дело.
Украшайте чашки смело.
Составляй любой узор,
Чтобы радовал он взор.

Шар волшебный дай ответ ты раскрой нам свой секрет!
Воспитатель подходит ко 2 – му столу

Воспитатель достает блюдце расписанное под гжель.
Вот листок, а здесь цветок и красивый завиток! Нам понятно очень дружно
Блюдца украшать нам нужно!

Шар волшебный дай ответ ты раскрой нам свой секрет!

 

Дети садятся за столы.

– Дети, мы находимся с вами в художественной мастерской, а вы художники. И сегодня вы будете расписывать чайную посуду.  
– Давайте вспомним приемы, которые вы будете использовать в росписи чашек и блюдец. Рисуем концом кисти, всем ворсом, примакиванием рисуем листочки (мазки).
– Посмотрите на ваши краски. Все необходимые краски есть на ваших столах?
– Какого цвета не хватает?
Голубого.
– Как получить голубой цвет? Надо взять на кисточку немного белой гуаши и положить на палитру. Затем вымыть хорошо кисточку водой и только после этого набрать на нее синей краски и смешать два цвета между собой. Получится новый волшебный цвет – голубой. Цвет моря и неба.
При выполнении работы вы должны быть аккуратными.
– Давайте вспомним технику рисования красками.
Лишнюю краску отжать о край банки. Промыть кисть в воде, прежде чем обмакнуть ее в другую
– Дети, обратите внимание на таблицу с элементами гжельской росписи.
Каждый может украсить свою чашку и блюдце любым узором из тех, что изображены на таблице, но можно и самим придумать необычный узор. Однако в узоре обязательно должны сочетаться голубые и синие цвета.
 
Пальчиковая гимнастика:  
В процессе работы помогаю советом, напоминанием.  
– Вот закончилась работа, молодцы вы, мастера!  
Анализ:
  • В каких работах хорошо передан узор?
  • Какие элементы росписи использованы?
  • Какая работа удачна по технике рисования?
 
Недаром доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Любуясь выполненной работой, говорили: «Мастер золотые руки».
– Дети, а какие вы знаете пословицы и поговорки?
 

– Красна птица пением, а человек умением
– Хорошая работа два века живет.
– Дерево дорого плодами, а человек делами.
– Жизнь дана на добрые дела.

– Наше занятие подходит к концу. И мы должны вернуться из сказки обратно в группу.
– Закройте глаза и повернитесь вокруг себя. Раз, два, три повернись в нашей группе окажись.
Сказка чаще приходи с нами дружбу заводи.
 
– А сейчас вот эту красивую гжельскую розу мы будем передавать друг другу и говорить спасибо за совместную работу.
– Спасибо, ребята за занятие. Мне было очень приятно с вами работать.