Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных промыслов, учить детей различать изделия, знать характерные особенности разных промыслов.
- Использовать художественные средства выразительности.
- Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров.
- Учить расписывать чашки, блюдца выделять кайму.
- Учить рисовать простейшие цветы из капелек, выделять середину цветком.
- Закреплять приемы рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием.
- Развивать чувство цвета, композиционные умения.
- Совершенствовать навыки работы с гуашью.
- Учить смешивать краски для получения нового цвета.
- Воспитывать интерес к истокам русской народной культуры, желание расписывать посуду под «гжель».
Приемы:
- Игра «Каждое изделие в свой город».
- Сказка «Марья-искуcсница».
- Сказка «Волшебный шарик».
Предварительная работа:
- Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства.
- Дидактическая игра «Узорных дел мастера».
- Чтение рассказов.
- Заучивание стихов о гжели.
- Рисование узора на полосе-кайме. Украшение бокала гжельским узором.
Материалы и оборудование:
- Иллюстрационный материал по теме «Гжель».
- Картинки с изображением предметов прикладного искусства.
- Чайная пара для росписи.
- «Волшебный цветок».
- «Волшебные шарики».
- Иллюстрации к сказке «Марья - искусница».
- Материалы для творческой работы.
8. Запись музыкального сопровождения
ХОД ЗАНЯТИЯ
Деятельность педагога | Деятельность детей |
I. Организационный момент – Дети,
проходите на убранство поглядите. Комната у нас
большая да красивая какая! Как много красивого
кругом и столы, и стулья, и шторы. Ребята, обратите
внимание на волшебный цветок, он появился у нас
из сказки. |
Дети заходят в группу.
Дети заходят взявшись за руки за ширму и садятся на пуфики. |
II. Основная часть Рассказывание сказки
«Марья-искуссница». 1. Одно перышко упало в село Дымково. А вы, ребята, знаете что делают дымковские мастера? |
Дымковские мастера делают игрушки из глины и расписывают их разными узорами. |
2. Другое перышко упало в городе Городец.
– Кто знает, чем прославились городецкие мастера? |
Городецкие мастера расписывают деревянные изделия разными красками. Это посуда, прялки, мебель. |
3. А еще одно перышко упало в
подмосковной деревушке под названием Гжель. И
появились там мастера на все руки. Чем же так знамениты гжельские мастера? |
Гжельские мастера делают из белой глины посуду и игрушки и расписывают их голубовато-синей краской. |
Но вот беда! Налетел ураган страшной
силы, разметал, перевернул, перепутал все изделия
народных мастеров. – Давайте поможем расставить все по своим местам. Игра «Каждое изделие в свой город» – Молодцы ребята как хорошо вы различаете
изделия народных промыслов. |
Дети расставляют изделия по названию города. Гжельские изделия расписаны голубовато-синей краской. |
– А что вы знаете еще о гжели? | Рассказы детей о гжели 1. Говорят, что небо гжельское, как нигде в России синее-синее. Вот и перенесли мастера эту синеву на свои изделия. По белому фону изделия рука художника ведет кисточку с синей краской. 2. Чего только не делают в Гжеле! Чайные и столовые сервизы, чашки, чайники, сахарницы, масленки, подносы, вазы. Все изделия гжельских мастеров удивительно красивы. 3. Рисовали на посуде художники-мастера различные узоры из сеточек, полосочек, цветов, листочков. Изображали художники сказочных животных, птиц. Очень затейливая, нарядная получилась роспись. 4. Полюбилась людям красивая посуда и стали называть ее нежно-голубое чудо. На весь мир прославили мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. Стихи о гжели: 1. Сине-белая посуда 2. В тихом Подмосковье |
– Ребята, если бы вы были мастерами и мастерицами, что бы вы хотели расписать на радость людям? | Посуду. |
– Итак, сказка продолжается: Ходит сказка у ворот водит с нами хоровод. Подарила для игры разноцветные шары. |
Дети в кругу, взявшись за руки водят хоровод. |
Воспитатель разбрасывает шары. | Дети берут по одному шару. |
А теперь ищи столы, где такие же шары. (Подготовлено оборудование для рисования) | Дети подходят к столам где лежат шары нужного цвета (шары объемные, внутри находятся чашки и блюдца для росписи). |
Воспитатель подходит к первому столу: – Интересно что же там? (Достает из большого шара чашки)
|
Шар волшебный дай ответ ты раскрой нам свой секрет! |
Воспитатель подходит ко 2 – му столу Воспитатель
достает блюдце расписанное под гжель. |
Шар волшебный дай ответ ты раскрой нам
свой секрет!
Дети садятся за столы. |
– Дети, мы находимся с вами в художественной мастерской, а вы художники. И сегодня вы будете расписывать чайную посуду. | |
– Давайте вспомним приемы, которые вы будете использовать в росписи чашек и блюдец. | Рисуем концом кисти, всем ворсом, примакиванием рисуем листочки (мазки). |
– Посмотрите на ваши краски. Все
необходимые краски есть на ваших столах? – Какого цвета не хватает? |
Голубого. |
– Как получить голубой цвет? | Надо взять на кисточку немного белой гуаши и положить на палитру. Затем вымыть хорошо кисточку водой и только после этого набрать на нее синей краски и смешать два цвета между собой. Получится новый волшебный цвет – голубой. Цвет моря и неба. |
При выполнении работы вы должны быть
аккуратными. – Давайте вспомним технику рисования красками. |
Лишнюю краску отжать о край банки. Промыть кисть в воде, прежде чем обмакнуть ее в другую |
– Дети, обратите внимание на таблицу с
элементами гжельской росписи. Каждый может украсить свою чашку и блюдце любым узором из тех, что изображены на таблице, но можно и самим придумать необычный узор. Однако в узоре обязательно должны сочетаться голубые и синие цвета. |
|
Пальчиковая гимнастика: | |
В процессе работы помогаю советом, напоминанием. | |
– Вот закончилась работа, молодцы вы, мастера! | |
Анализ:
|
|
Недаром доброй славой пользовались в
народе хорошие умельцы. Любуясь выполненной
работой, говорили: «Мастер золотые руки». – Дети, а какие вы знаете пословицы и поговорки? |
– Красна птица пением, а человек
умением |
– Наше занятие подходит к концу. И мы
должны вернуться из сказки обратно в группу. – Закройте глаза и повернитесь вокруг себя. Раз, два, три повернись в нашей группе окажись. Сказка чаще приходи с нами дружбу заводи. |
|
– А сейчас вот эту красивую гжельскую
розу мы будем передавать друг другу и говорить
спасибо за совместную работу. – Спасибо, ребята за занятие. Мне было очень приятно с вами работать. |