Ничто так не расширяет кругозор ребёнка, не воспитывает и не сплачивает детский коллектив, как совместное дело: создание макета, оформление стенной газеты, подготовка фотоальбома, выступления перед аудиторией. А когда это подчинено одной цели и вызывает у ребят интерес, тогда достигается особый положительный эффект.
Обычно, такая работа проводится во внеурочное время и доставляет много организационных проблем. Тем более что встречается она не так часто или носит несистемный характер. С точки зрения организации, теперь большая часть хлопот ложится на плечи ребят, а учителю лишь нужно координировать их усилия и при необходимости проводить мотивационные мероприятия.
Проектная деятельность это разновидность проблемного обучения, т.к. при выполнении проекта дети решают массу проблем, они ставят перед собой проблему, вопросы, на которые затем, в процессе работы, находят ответы.
В 1 классе мы с ребятами выполнили проект: «Моя семья».
Проект был индивидуальный, т.е. дети сами, с помощью родителей, учителя, находили нужный материал в книгах, энциклопедиях и в сети Интернет.
Работу над проектом вели по следующей схеме:
Технология организации проектной деятельности детей.
- Возникновение необходимости создания данного проекта.
- Знакомство с содержанием, лежащим в основе проекта.
- Разработка эскиза и продумывание последовательности изготовления проекта.
- Выявление необходимых для изготовления проекта материалов и инструментов.
- Распределение обязанностей между участниками проектной деятельности.
- Поиск и сбор материалов и инструментов.
- Изготовление проекта.
- Представление готового проекта.
- Использование проекта на уроке.
- Подведение итогов работы.
После того, как проекты были выполнены, проходила защита данных проектов – на родительском собрании.
Я представляю проекты, выполненные ребятами:
Паспорт проектной работы «Моя семья».
Название проекта: «Я и моя семья».
Руководитель проекта: Ворсина О.В.
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: окружающий мир.
Учебные дисциплины, близкие к теме предмета: рисование, чтение, информатика.
Состав учащихся: 1а класс.
Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный.
Цели проекта:
- поставленные перед учащимися: осознать роль семьи в жизни человека; изучить историю своей семьи (родословную), род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения; понять свою роль в этой семье; подобрать фотографии, отражающие родословную и важные моменты в жизни семьи, а также впечатления о семейных путешествиях, труде и отдыхе, создать небольшой семейный альбом (презентацию, родословное древо).
- Педагогические цели: развивать творческие и коммуникативные способности учащихся; прививать навыки сотрудничества с другими людьми; активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи; привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта. Заинтересовать родителей школьной жизнью детей.
Задачи проекта:
- Формировать умение собирать материал по определенной теме.
- Развивать речь через использование выразительных средств языка.
- Прививать интерес к истории своего рода, фамилии, свой семье.
- Прививать уважительное отношение к членам своей семьи.
Вопросы проекта:
- Для чего нужно знать свою родословную?
- Что означает твое имя?
- Что означает твоя фамилия, откуда она произошла?
Оборудование: книги по значению имени, фамилии, семейные фотографии, Интернет.
Результатом проекта является понимание ребенком роли семьи в жизни человека; практическим воплощением результата становится фотоальбом и рассказ о своей семье.
За время праздника у класса «выросло» необычное дерево – символическая секвойя, где поддержкой и корнями стали руки родителей, а зеленой кроной – ладошки детей. И в итоге произошло удивительное чудо – рождение новой большой многочисленной семьи – семьи класса.
Батнасунов Алексей:
«…Лучше моих предков нет!
Они мне дарят улыбок свет.
Вам сказать хочу серьёзно:
Для меня они, как звёзды!»
Мухтаруллин Тимур:
- Я, Мухтаруллин Тимур Флорисович
- Род Мухтаруллиных корнями глубоко уходит в историю.
- Я уже четвертое поколение данного рода.
Быков Эдуард:
«И фотография в альбоме,
И куст сирени под окном,
И тишина в отцовском доме -
Твердят о времени ином».
Конев Денис:
- Со стороны папы фамилии: Коневы, Пузыревы, Ахчины, Мотаевы.
- Со стороны мамы фамилии: Степановы, Строжковы, Зверевы, Неустроевы.
Асямолов Антон:
«Большая у меня семья,
Но самый главный в ней
Конечно, Я!»
По окончании проектов у нас получилось следующее:
Древо класса